Андеграундный русский small-press десять независимых издательств — VATNIKSTAN

Изготовление пресса своими руками всех основных видов

Производство немыслимо без прессовочных операций, а современное тем более: обработка металлов и вообще материалов резанием дает отходы, которые в конечном итоге сильно бьют по экологии и экономике. В домашней мастерской, в гараже, ИП-индивидуалу, работающему по металлу, также трудно обойтись без штамповки, ковки, правки, гибки, формовки (сплющивания), запрессовки и выпрессовки заготовок и деталей, но выбор прессов для индивидуального пользования никак не широк, а цены пугают. Не менее необходим пресс и просто на хозяйстве – для отжима сока, масла, тюкования сена. Сок/масло первого отжима можно получить только из специального пресса (см. далее); особо тщательно и со знанием дела нужно давить виноград на вино. А с выбором готового пресса и ценами на них ситуация сходная с предыдущей. Наконец, рост цен на энергоносители вынуждает многих домовладельцев задумываться о переводе автономного отопления на бросовое (альтернативное) топливо или, по крайней мере, как делать из имеющихся отходов ЛПХ (соломы, лузги, шелухи, опилок, стружек) топливные пеллеты или брикеты; для этого также нужен специальный пресс. Вот тому, как изготовить пресс своими руками для указанных и некоторых других целей (также см. далее), и посвящена эта публикация.

Самодельные прессы различного назначения

Когда надо покупать

Настольный ручной механический мини-пресс

Но вот когда пресс ни в коем случае не надо делать самому, так это когда вы занимаетесь точной механикой, оптикой, ювелирными работами. Все самодельные прессы особой точностью не отличаются: в домашних и/или кустарных условиях их лучше и не сделаешь. А неточный мини-пресс может сломать или непоправимо испортить малюсенькую незаменимую детальку, расколоть линзу, драгоценный камень и т.п. В этих случаях лучше все же приобрести настольный мини-пресс; из них ручные механические реечные (см. рис. справа) есть в широкой продаже и цены на них приемлемы.

Бить иди давить?

Прессовочные операции осуществляются в основном давлением и ударом. Ударная прессовка весьма экономична: от удара в металле заготовки возникает волна упругости, отчего металл лучше течет и меньше сопротивляется деформации. В практике любителей и мастеров-индивидуалов ударная прессовка широко применяется для холодной ковки металлов, особенно художественной. Ударные прессы выполняются чаще всего ударно-инерционными: энергия аккумулируется в механическом накопителе (маховике, падающем грузе). Затем накопитель вводится в зацепление с пуансоном пресса, который и бьет по заготовке. Ударно-инерционные прессы весьма компактны: такой пресс массой 1 т и размерами в плане ок. 1х1 м способен создать мгновенное усилие больше 1000 тс. Но ударная прессовка – одна из самых аварийно- и травмоопасных операций, поэтому далее будет рассмотрен только один вариант ударного пресса, пригодный для использования в домашней мастерской.

Какой делать?

Прессование давлением позволяет выполнять практически все необходимые в обыденной жизни прессовочные операции. Самодельные прессы выполняются чаще всего энергетически автономными, т.е. без отдельного привода, резервуаров рабочего тела, станций подкачки и пр. Выбор той или иной конструктивной схемы пресса определяется в конечном итоге его назначением и рабочим усилием.

В качестве встроенного в пресс силового блока проще всего применить автомобильный домкрат – он развивает усилие до 100 тс, а домкраты на 10 тс общеупотребительны. Единственная операция, с которой пресс из домкрата не справится – это формовка (сплющивание) концов прутьев при художественной холодной ковке.

Домкрат используется чаще всего гидравлический бутылочный (но см. также ниже). В таком случае гидравлический пресс можно сделать по одной из след. рамных конструктивных схем (см. рис.):

Основные конструктивные схемы самодельных прессов

  • Поз. А – домкрат перевернут, наглухо закреплен на неподвижной верхней траверсе, а к головке рабочего штока домкрата крепится пуансон. Это самая простая и в то же время надежная и вибрационно устойчивая конструкция (о роли вибраций в работе пресса см. далее). Недостатки – если домкрат понадобился по прямому назначению, демонтировать его достаточно сложно и долго, а качать рычаг домкрата, висящего вверх ногами, не очень-то сподручно.
  • Поз. Б – схема с подвижным столом. Конструктивно сложнее, т.к. добавляется подвижная траверса – стол. Качают домкрат как всегда, снять его просто, т.к. он может быть вовсе не закреплен. Недостатки – наихудшая вибростойкость; кроме того, технология большинства прессовочных операций рассчитана на то, что пуансон давит на заготовку или деталь сверху, а если наоборот, то сложно и может вовсе не получиться. Зато для ремонтных и/или механосборочных работ это оптимальный вариант: если нужно выдавить из шкива или подшипника намертво приржавевший к нему вал или, наоборот, напрессовать их на вал, то его (вала) длина ограничивается только высотой потолка в мастерской. В целом же гидропресс с подвижным столом из домкрата это наилучший вариант для гаража или СТО.
  • Поз. В – с силовым блоком на подвижной траверсе. Конструктивно наиболее сложен, но виброустойчив, прочен и долговечен, т.к. нагрузка на самое слабое звено – подвижную траверсу – не точечная, а фактически рассредоточенная. Домкрат также может быть не закреплен, но, если вывернется и грохнется, последствия будут хуже, чем если свалится с опорной плиты. Недостаток – качать домкрат, который потихоньку ползет вниз, не вполне удобно.

Примечание: опорная плита – штука тяжелая, громоздкая, материалоемкая. Разместить пресс на плите в мастерской или гараже не всегда возможно. Поэтому раму самодельных прессов чаще всего ставят не на плиту, а на нижнюю неподвижную траверсу, конструктивно аналогичную верхней (см. далее). Виброустойчивость пресса от этого падает прим. вдвое, но для любительских условий это приемлемо.

Винтовой пресс с ручным приводом (поз. Г) позволяет создавать усилие максимум до 1,5-2,5 тс. В работе с металлом применяется, когда такого достаточно, в след. случаях (см. также видео):

Когда достаточно усилия прессовки менее указанных значений:

Видео: ручной винтовой пресс для мастерской

Андеграундный русский small-press: десять независимых издательств

Сейчас, когда отече­ствен­ное «неза­ви­си­мое» книго­из­да­ние нахо­дится на грани, самое время расска­зать вам о мало­ти­раж­ных книж­ных изда­тель­ствах. Сразу огово­рюсь, что это не топ и не рейтинг, а просто подборка, поэтому не надо искать в расста­новке мест какой-то скры­тый смысл; речь пойдёт исклю­чи­тельно про отече­ствен­ный фено­мен книго­из­да­ния.

Пола­гаем, что многие из вас слышали такое слово­со­че­та­ние, как «small-press», но повто­рим ещё раз: small press — это мало­ти­раж­ное книго­из­да­ние.

Да, оно может быть симпа­тич­нее осталь­ного, может экспе­ри­мен­ти­ро­вать, благо­даря скром­ным разме­рам. Но всё равно это книго­из­да­ние, а не «уникаль­ное куль­тур­ное явле­ние», как его хотели бы многие пред­ста­вить.

Для полного пони­ма­ния контек­ста необ­хо­димо огово­риться, что боль­шой рынок отече­ствен­ной лите­ра­туры окон­ча­тельно умер к началу деся­тых. Именно тогда на сцене в юной трепет­ной красе появ­ля­ется такой крово­жад­ный алли­га­тор, как «Эксмо» (чьими сетями сейчас явля­ются «Буквоед» и «Читай-Город»). Этот кроко­дил скупил или съел все прочие изда­тель­ства (для начала своего конку­рента АСТ) и торго­вые сети (послед­нее неза­ви­си­мое изда­тель­ство «Дрофа», кото­рое многие помнят по школь­ным учеб­ни­кам, моно­по­лия съела в 2014 году). На ту же пору прихо­дится закры­тие боль­шин­ства куль­то­вых книж­ных серий и проек­тов, бурным цветом цвету­щих в 1990-ые и 2000-е гг. Если кто из чита­те­лей помнит, на тот же период выпала смерть Кормиль­цева и закры­тие «Ультра-Куль­туры». Сейчас, по сути, боль­шин­ство совре­мен­ных круп­ных изда­тельств так или иначе входят в холдинг «Эксмо-АСТ».

На фоне моно­по­ли­за­ции рынка и разви­тия техни­че­ского прогресса у многих команд энту­зи­а­стов появи­лась возмож­ность печа­тать книги неболь­шими тира­жами, выпус­кая изде­лия для огра­ни­чен­ного круга чита­те­лей — 100, 200, 300. Такая прак­тика насле­до­вала тради­ции совет­ского самиз­дата, только уже на новых, техно­ло­гич­ных рель­сах — у изда­теля появился доступ к цифро­вой печати, а также, появился Macbook и Indesign на нём для вёрстки макета.

Юриди­че­ские границы же самого поня­тия «small-press» в России весьма размыты. Напри­мер, в Канаде все книж­ные изда­ния меньше 300 экзем­пля­ров могут претен­до­вать на гранты Совета по искус­ствам. В России такого нет, а неко­то­рые изда­тель­ства даже не указы­вают коли­че­ство экзем­пля­ров, напри­мер, так иногда делают изда­тель­ства «Ил-music» и «Все свободны».

Совре­мен­ный мир мало­ти­раж­ной лите­ра­туры также поде­лен на разные сферы, в том числе, в нем есть свой «мейн­стрим» и «анде­гра­унд». Первые — это сооб­ще­ства насто­я­щих куль­тур­трег­ге­ров, этаких хипсте­ров от лите­ра­туры, фило­со­фии и искусств, обита­ю­щих в основ­ном в Москве, Петер­бурге или за грани­цей. К таким тяже­ло­ве­сам у нас отно­сят Ad marginem (в данном случае спорно назы­вать его малым, так как изда­тель­ство очень круп­ное), Сommon place, «Носо­рог» и прочие проекты, про кото­рые вы слышите в пабли­ках или чита­ете интер­вью на модных ресур­сах. Но рынок мало­ти­раж­ных изда­тельств разно­шёр­стен и объё­мен, поэтому мы расска­жем только тех изда­тель­ствах, кото­рые нахо­дится вне света софи­тов.

Первая остановка: «Найди лесоруба»

Сначала был журнал. Журнал, кото­рый пере­рос в изда­тель­ство. Этот проект делает неболь­шой коллек­тив энту­зи­а­стов, «кото­рые пере­во­дят глян­це­вую бумагу», как они сами заяв­ляли о себе. Сначала журнал выхо­дил и правда в глянце, пред­став­ляя из себя разно­шёрст­ный компен­диум текстов от лите­ра­тур­ных обзо­ров до статей. Разные части журнала были также свёр­станы разными дизай­не­рами.

Читайте также:  Схема подключения генератора КамАЗ 5320, 65115, 4310, Евро

Посте­пенно выпуски стали концен­три­ро­ваться на осмыс­ле­нии и концеп­ту­аль­ном пони­ма­нии деятель­но­сти тех или иных деяте­лей куль­туры или лите­ра­туры, пере­ме­жа­ясь с обыч­ными. В «автор­ской» серии вышли номера посвя­щён­ные таким деяте­лям, как Стани­слав Лем, Джефф Нун, Кинг Грант, Роан­хорс Вандер­меер, Говард Лавкрафт.

Первой полно­цен­ной книгой коллек­тива можно считать лите­ра­тур­ный выпуск русской пост­мо­дер­нист­ской прозы «Синек­доха», кото­рый пред­став­лял из себя полно­цен­ную книгу с восхи­ти­тель­ным дизай­ном: вруч­ную оформ­лен­ная состав­ная обложка, прорези в стра­ни­цах, эффект­ные иллю­стра­ции. Тексты в журнале также были пред­став­лены разными авто­рами, но дизай­ном на этот раз зани­мался один чело­век. Поэтому такой формат книги прижился и пере­ко­че­вал в выпуск о канад­ском режис­сёре Дэвиде Кронен­берге, кото­рый стал весьма попу­ля­рен у чита­те­лей не только благо­даря своему напол­не­нию, но и прият­ным типо­граф­ским реше­ниям.

После этого, журнал превра­тился в полно­цен­ное изда­тель­ство, выдав в свет такие полно­цен­ные книги, как:

  1. Денис Заха­ров. Коммен­та­рий к роману Трумена Капоте «Услы­шан­ные молитвы».
  2. Спец­вы­пуск Weird Fiction (собрав­ший на своих стра­ни­цах русско­языч­ных авто­ров).
  3. Л. А. Кафель. Пери­оды пустоты.
  4. Джефф Вандер­меер. Стран­ная Птица. Рассказы.

За долгие годы трудов, вокруг изда­тель­ства сфор­ми­ро­вался целый круг почи­та­те­лей, кото­рые трепетно отно­сятся к книгам и привет­ливо встре­чают новые проекты. А уж пере­оце­нить вклад «Лесо­руба» в помощь начи­на­ю­щим авто­рам, кото­рым журнал дал площадку, невоз­можно.

Остановка по-Кхорну: CHAOSS PRESS

Неиз­вестно откуда взяв­ше­еся и неиз­вестно как живу­щее до сих пор, стран­ное, непо­нят­ное, ужаса­ю­щее и удив­ля­ю­щее — всё это CHAOSS PRESS , осно­ван­ное небезыз­вест­ным Петер­бург­ским деяте­лем (воро­неж­ского проис­хож­де­ния) Фелик­сом Куль­пой.

Первой книгой изда­тель­ства стала книга Пимена Карпова «Светиль­ник любви», в кото­рую вошли стихо­твор­ные, проза­и­че­ские и драма­ти­че­ские произ­ве­де­ния Карпова. В изда­ние также были вклю­чены неко­то­рые ранее не собран­ные мате­ри­алы о Карпове и первая попытка библио­гра­фии поэта.

Сейчас трудно сказать на чём точно специ­а­ли­зи­ру­ется изда­тель­ство, скорее всего оно до сих пор ищет себя. Так, в его «порт­феле» есть книги отече­ствен­ных совре­мен­ных проза­и­ков, пере­воды зару­беж­ной лите­ра­туры, фило­со­фии, фран­цуз­ские и немец­кие сказки. В общем, крайне много и инте­ресно. Можно точно сказать, что объеди­няет всё это — кровь, боль, наси­лие, оккуль­тизм, контр­куль­тура и отре­шён­ность от мира земного.

Остановка с привкусом колбасы по 2.20: «Красный матрос»

Самое, повто­рюсь, самое старое неза­ви­си­мое изда­тель­ство в совре­мен­ной России, кото­рое было осно­вано поэтом Миха­и­лом Сапего. Изда­тель­ство выросло из арт-группы «Митьки». Для тех, кто младше трид­цати — это такие совет­ские хиппи-худож­ники, кото­рые когда-то творили куль­туру вместе с Цоем, Гребен­щи­ко­вым, Соку­ро­вым и иже с ними. Изда­тель­ство явля­ется по-насто­я­щему куль­то­вым, ибо в нём публи­ко­ва­лись сам Етоев, Шинка­рёв, Гребен­щи­ков, Город­ниц­кий, Роди­о­нов, Емелин.

Вообще, «Крас­ный Матрос» смог создать свой уникаль­ный, само­быт­ный и ни на что не похо­жий стиль. Кроме прозы и стихов изда­тель­ство выпус­кает также уникаль­ные арт-проекты, напри­мер «Чест­ное слово крас­ная звезда. Ленина и Сталина обма­ны­вать нельзя», кото­рая явля­ется уникаль­ным сбор­ни­ком стихов, сказок, графики, фото­гра­фии, плака­тов, рисун­ков, днев­ни­ков, связан­ных с Лени­ным и Стали­ным, и с людьми, кото­рые застали их эпохи.

Или же, напри­мер, книга «Про Москов­ские Триум­фаль­ные Ворота в Санкт-Петер­бурге. К 180-летию. 1838−2018», кото­рая также явля­ется уникаль­ным альбо­мом с уникаль­ными же исто­ри­че­скими фото­ма­те­ри­а­лами.

Недавно изда­тель­ство обра­тило внима­ние на моло­дых аван­гард­ных писа­те­лей, выпу­стив несколько как проза­и­че­ских, так и поэти­че­ских книг начи­на­ю­щих аван­гар­ди­стов.

Русская остановка: «Чёрная Сотня»

О да, доро­гие мои, то самое! Этот коллек­тив начал побед­ное шествие с изда­ния в 2013 году одной книги Сергея Серге­е­вича Ольден­бурга «Царство­ва­ние Импе­ра­тора Нико­лая II », кото­рое, по заяв­ле­ниям самого глав­ного редак­тора «Чёрной Сотни», было невоз­можно найти нигде. И понес­лось. Восста­нов­ле­ние наци­о­наль­ного насле­дия, кото­рое было утеряно и забыто где-то за рубе­жом, в зару­беж­ной России, или не изда­ва­лось в совет­ское время из-за цензуры. По сути, изда­тель­ство зани­ма­ется восста­нов­ле­нием утерян­ного куль­тур­ного пласта.

После выхо­дили такие хиты, как «Кодекс чести русского офицера», «Оборона крепо­сти Осовец», и, венец творе­ния — «Русский комикс», кото­рый пред­став­ляет из себя боль­шой и краси­вый сбор­ник бело­гвар­дей­ских графи­че­ских рома­нов на исто­ри­че­ские тема­тики — такие, как станов­ле­ние Импе­рии, присо­еди­не­ние Кавказа и Граж­дан­ская война, не только блестяще визу­а­ли­зи­ро­ван­ная русская клас­сика от Пушкина и Гоголя до Шоло­хова, и многие другие.

Сейчас изда­тель­ство выпус­кает не только утра­чен­ные доре­во­лю­ци­он­ные или эмигрант­ские книги, но и ведёт совре­мен­ные проекты, напри­мер, о войне на Донбассе

Ещё одна остановочка: Editions Chat

Проект писа­теля Андрея Доро­нина, поэтому судьба самого проекта очень тесно пере­пле­та­ется с его собствен­ной судь­бой. Он побо­рол зави­си­мость от нарко­ти­ков, и, запе­чат­лел этот отры­вок прошлого в книге «Transsiberian Back2Black» (к слову, книга пере­ве­дена на фран­цуз­ский и успешно прода­ётся в Европе). Из соль­ного проекта выросло изда­тель­ство, зани­ма­ю­ще­еся контр­куль­тур­ными книгами. У нас сложи­лось ощуще­ние, что именно Editions Chat продол­жает дело той самой «Ультра-куль­туры» в деле вытас­ки­ва­ния на свет марги­наль­ной русской (и не только) лите­ра­туры. Здесь вам и Влади­мир Козлов с его роман­ти­кой улиц, и психо­де­лично-хули­ган­ский Мари­ньяк, и, непо­нят­ный, но огнен­ный Касс-май-асс (что бы это ни значило). Собственно, они, слева на право:

  1. Влади­мир Козлов. «Lithium».
  2. Тьерри Мари­ньяк. «Morphine Monojet или блуд­ные сыно­вья».
  3. Kass_my_ass. «Преодо­ле­вая Гэнг­ста­шит».

Озна­ко­миться с ними можно в группе совсем бесплатно.

Безнадёжная остановка: «Издательство ча-ща»

Объеди­не­ние, кото­рое решило сделать своим стилем безна­дёж­ность, и, до сих пор сжива­ется с этим. С самого начала своей деятель­но­сти коллек­тив заяв­лял, что изда­ваться будут исклю­чи­тельно безна­дёж­ные книги, поэтому первой была «Жить по-боль­шому» — един­ствен­ное сохра­нив­ше­еся произ­ве­де­ние актёра и худож­ника-акци­о­ни­ста Алек­сандра Масла­ева. Второй вышла книга Фёдора Бобкова «Из запи­сок бывшего крепост­ного чело­века». В целом, изда­тель­ство концен­три­ру­ется на поиске упущен­ных элемен­тов русской лите­ра­туры и стара­ется бережно пере­дать её совре­мен­ным чита­те­лям, воспол­нив тем самым разрыв в куль­тур­ной преем­ствен­но­сти. Посу­дите сами, именно «ча-ща» пере­из­дала первый раз с 1935 года воспо­ми­на­ния адъютанта самого барона фон Унгерна.

Однако у изда­тель­ства также есть и совре­мен­ные вещи. Чего только стоит их журнал «Ишь», соби­ра­ю­щий на своих стра­ни­цах исто­ри­че­ские очерки, прозу, куль­ту­ро­ло­ги­че­ские эссе, прекрас­ные образцы графики и дизайна. Издаёт «ча-ща» и совре­мен­ных авто­ров, так или иначе, экспе­ри­мен­ти­ру­ю­щих сейчас с обра­зами прошлого. Яркий напри­мер —сбор­ник стихо­тво­ре­ний «Бота­ника Аида» Алек­сандра Сань­кова, в кото­рой поэзия явля­ется совре­мен­ным пере­осмыс­ле­нием поэзии золо­того века вплоть до орфо­гра­фии (старо­ре­жим­ной).

Крайне инте­рес­ный фено­мен.

Панк-остановка: Издательство «Пламень»

Насто­я­щий отече­ствен­ный малень­кий пресс, создан­ный на коленке. Всё начи­на­лось так, что вокруг одного книж­ного мага­зина в слав­ном городе Петер­бурге форми­ро­ва­лась тусовка панков-эзоте­ри­ков. Из тусовки сфор­ми­ро­ва­лось изда­тель­ство. И начало «Пламень» с выпуска «Путе­ше­ствия на край ночи» Луи-Ферди­нанда Селина, вклю­ча­ю­щее в себя сам дебют­ный роман клас­сика фран­цуз­ской лите­ра­туры ХХ века Луи-Ферди­нанда Селина «Путе­ше­ствие на край ночи», а также статью Льва Троц­кого «Селин и Пуан­каре» вместо преди­сло­вия и, впер­вые пере­ве­дён­ное на русский язык, после­сло­вие автора «Давайте разбе­рёмся…». Сейчас изда­тель­ство пере­ква­ли­фи­ци­ро­ва­лось на изда­ние отече­ствен­ной экспе­ри­мен­таль­ной пост­мо­дер­нист­ской прозы. В общем, «Пламень» ищет себя, и за этим инте­ресно наблю­дать.

Читайте также:  Как оформить ОСАГО на новый автомобиль без номеров

Философская остановка: Издательство «Ноократия»

Книж­ный проект, чьей первой книгой стал труд её глав­ного редак­тора, — «Поиски разум­ной жизни на Земле и за её преде­лами». Этот small-press концен­три­рует внима­ние на фило­со­фии и научно-попу­ляр­ных мате­ри­а­лах. «Ноокра­тия» не ставит перед собой концеп­ту­аль­ных задач, а исклю­чи­тельно даёт жизнь инте­рес­ным мате­ри­а­лам. На бумаж­ных стра­ни­цах нашли приста­нище труды таких деяте­лей, как Пётр Рябов, Васи­лина Орлова, Мари­анна Сарвина, Свет­лана Семе­нова. В книгах «Ноокра­тии» вы найдёте темы русского космизма, антро­по­цена, исто­рии фило­со­фии от Баку­нина до Кропот­кина. И многое другое.

Цифровая остановка: Издательство «Чтиво»

Неболь­шое петер­бург­ское изда­тель­ство, сделав­шее своей фишкой форму, а не напол­не­ние. Нема­те­ри­аль­ным концеп­том «Чтива» явля­ется публи­ка­ция авто­ров, кото­рые бы нико­гда не были опуб­ли­ко­ваны в боль­ших изда­тель­ствах на рынке, что свой­ственно всему small-press. Но чтиво высту­пает за эколо­гич­ный путь книго­из­да­ния: сначала труды публи­ку­ются в цифро­вом вари­анте, и, только после проверки спро­сом на цифро­вую версию, обре­тают жизнь в бумаге. Первой бумаж­ной книгой изда­тель­ства стал… худо­же­ствен­ный роман про архив Барона фон Унгрена (какой пора­зи­тель­ный инте­рес у публики). Если гово­рить об осталь­ных книгах, то они весьма различны: тут и реализм от Геор­гия Панкра­това, и марги­наль­щина от Эриха фон Неффа, и маги­че­ский реализм, абсур­дизм. Объеди­няет их исклю­чи­тельно хоро­шее каче­ство и доступ­ность в цифро­вой версии на любом носи­теле.

Культурная остановка: «Издательство Яромира Хладика»

Петер­бург­ское изда­тель­ство, кото­рое по нашему скром­ному мнению, очень недо­оце­нено. Посу­дите сами, в его порт­феле есть не только множе­ство прекрас­ных пере­во­дов, вроде Ханса Белл­мера или Пьера Бетан­кура, или совсем заме­ча­тель­ного Яцека Денеля с его «Криво­кля­том», но и много книг отече­ствен­ных авто­ров. Именно в «ЯХ» вышла книга Ольги Седо­вой «Аполо­гия разума», состо­я­щая из четы­рёх эссе о Данте, Пушкине, Пастер­наке, Гете и Сергее Аверин­цеве, о полноте мыслей этих писа­те­лей, жизни и поэзии. Инте­рес­ным приме­ром также явля­ется «Соцре­а­лизм: от рассвета до заката» Екате­рины Андре­евой, состо­я­щий из куль­ту­ро­ло­ги­че­ских эссе. Вообще, изда­тель­ство отли­чает акку­рат­ный, цепля­ю­щий единый дизайн книг и тщатель­ный отбор объек­тов для публи­ка­ции, в кото­рых просле­жи­ва­ется тонкое, трепет­ное отно­ше­ние к куль­туре.

Как вы видите, несмотря на тяжё­лые усло­вия и диктат рынка, экспе­ри­мен­таль­ное книго­из­да­ние разви­ва­лось и искало новые формы для выра­же­ния. Однако, сейчас, в усло­виях панде­мии и кризиса, оно может исчез­нуть. Если вы хотите поддер­жать экспе­ри­мен­таль­ные изда­тель­ства, то самым правиль­ным будет не подпи­сы­ва­ние пети­ций, а покупка книжек и финан­со­вая посиль­ная помощь люби­мому мага­зину.

Публи­ка­цию подго­то­вил Влади­мир Кова­ленко, писа­тель-пост­мо­дер­нист, автор рома­нов «Ах Куй или Исто­рия о зага­доч­ной и трагич­ной смерти Павла Петро­вича, пробле­мах Пост­мо­дерна, и о пробле­мах лите­ра­туры и лите­ра­то­ров и вообще» и «Из-под ногтей».

Гидравлический пресс своими руками

Гидравлический пресс относится к классу гидравлических машин, предназначенных для обеспечения значительного давления на требуемую поверхность. Основным его достоинством является возможность создания такого усилия, которое во много раз превосходит первоначальное воздействие. В технической литературе подобные машины носят имя своего изобретателя. Ещё в 1795 году английский изобретатель Джозеф Брам получил патент на этот аппарат. Из этой статьи вы узнаете, как изготовить гидравлический пресс своими руками.

Термин «пресс» является достаточно условным. В современной промышленности эти машины решают большое количество важных технических задач. За счёт мощного прилагаемого усилия осуществляется спрессовывание и штамповка деталей. На станциях технического обслуживания производится выпрессовывание подшипников. В перерабатывающих отраслях выдавливают жидкости из различных сельскохозяйственных культур. Применение этого гидравлического принципа не ограничивается только задачами прессования. Кроме промышленных прессов, существует множество подобных машин, решающих более простые, но не менее важные задачи, например, пресс для автосервиса. Гидравлические домкраты и подъёмники позволяют поднимать многотонные грузы, гидравлические струбцины позволяют закреплять детали для последующей обработки. Небольшие прессы применяются в автомобильных мастерских и частных гаражах.

Популярность таких механизмов вызвана тем, что с помощью относительно несложного устройства удаётся получить огромную энергию сжатия.

Принцип действия

Принцип работы любого гидравлического механизма (в том числе и пресса) основан на одном из основных законов гидродинамики – Законе Паскаля. В соответствии с этим законом давление жидкости или газа распределяется равномерно на все точки внутренней поверхности сосуда, в котором находится.

Если в сосуде в качестве одной стенки использовать поверхность, которая может двигаться, жидкость будет производить на неё давление, и она придёт в движение. В прессах такая поверхность выполняется в форме поршня. Величина силы, действующей на поршень, при прочих равных параметрах будет определяться площадью поверхности поршня. Чем больше площадь поверхности поршня, тем больше величина воздействующей на него силы. Этот эффект позволяет получить серьёзный выигрыш в результирующей силе. Этот физический закон и позволяет реализовать гидросхему пресса.

Чертеж большого гидравлического пресса Витворта

Конструктивно устройство гидравлических прессов очень похоже. Они выполнены в виде двух сообщающихся сосудов. Поэтому для них применимы все физические законы, которые действуют в сообщающихся сосудах. Если в одном из сосудов изменяется уровень жидкости в сторону уменьшения, то во втором сосуде уровень жидкости повысится. Это приведёт к увеличению давления на все стенки сосуда. В гидравлическом прессе – это давление на поршень.

Для увеличения объёма рабочей жидкости в гидравлическом цилиндре в конструкции пресса предусмотрен специальный резервуар. Так как в гидравлическом прессе жидкость находится под высоким давлением, предусмотрена специальная система безопасности. Она включает два клапана: нагнетательный и запирающий кран.

Классификация гидравлических прессов

Все гидравлические прессы конструктивно состоят из деталей одинакового назначения. Принципиальным отличием является способ увеличения давления рабочей жидкости (обычно это так называемое индустриальное масло). В современных прессах этот процесс происходит двумя способами: вручную (для небольших прессов это осуществляется с помощью ручных конструкций), с помощью автоматического привода (для стационарных прессов большой мощности).

В литературе по металлообработке классификация прессов производится по следующим отличительным признакам:

  • техническому назначению: для компрессионного (прямого) прессования или литьевого (трансферного) прессования;
  • конструкции станины. Они бывают двух видов: колонные или рамные;
  • уровню автоматизации (с ручным управлением, полуавтоматическим или полностью автоматическим управлением);
  • направлению прикладываемого усилия: в горизонтальном направлении, строго вертикально или под заранее заданным углом;
  • месту расположения рабочего цилиндра в конструкции пресса: с расположением в нижней части пресса или верхней части;
  • числу допустимых позиций прессования: в одной позиции или многопозиционные прессы.

Самодельный гидравлический пресс

Кроме компоновки классификацию производят по следующим техническим параметрам:

  • габаритные размеры;
  • масса в полной комплектации;
  • величина хода поршня;
  • мощность (величина создаваемого усилия)
  • наличие в конструкции пресса датчиков и измерительных приборов, например, манометра;
  • характеристики используемой станины (форма, место расположения, материал).

Гидравлический пресс для СТО

На станциях технического обслуживания автомобилей можно провести отдельные ремонтные работы только с помощью гидравлического пресса. К задачам автомобильного пресса относятся:

  • установка и демонтаж подшипников, вкладышей, шайб, других деталей, которые необходимо впрессовывать;
  • работы, связанные со штамповкой и калибровкой;
  • кузовные и ремонтные работы, где требуется изменение конфигурации металлической детали. Производства выравнивания, правки или изгиба, то есть придания требуемой формы.

Гидравлический пресс для автосервиса

В большинстве случаев пресс для СТО имеет ручное управление или автоматический привод. Такие агрегаты имеют следующую компоновку:

  • движение рабочего поршня происходит сверху вниз;
  • создание требуемого давления в рабочем цилиндре осуществляется ручным приводом или с помощью подключенного компрессора. Второй способ существенно увеличивает скорость работы всего агрегата;
  • функционально это многопозиционные прессы. Имеется возможность дополнительной установки различных насадок. Это существенно расширяет количество выполняемых операций.

К основным техническим характеристикам относят допустимое максимальное усилие (оно обычно изменяется в пределах от пяти до двадцати тонн) и величину хода поршня. Первый параметр позволяет определить возможности пресса по работе с какими по толщине деталями можно работать. Второй параметр определяет габариты обрабатываемых деталей.

Иногда на СТО, в ремонтных мастерских, частных гаражах применяют так называемые настольные модели гидравлических прессов. К таким прессам предъявляют такие же требования, как и к стационарным, с учётом их размещения и конструктивной компоновки.

Читайте также:  Кто выписывает путевой лист, если машина в аренде

При эксплуатации гидравлического пресса в условиях мастерской следует учитывать налагаемые ограничения на габариты обрабатываемых деталей и реальные размеры самого помещения, где установлен пресс. Поэтому для оптимизации рабочего пространства на СТО или в гараже применяют гидравлические пресс, имеющий небольшие геометрические размеры и массу.

Гидравлический пресс своими руками для дома

Для многих любителей ремонтировать свой автомобиль самостоятельно, заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью по ремонту автомобилей, или просто делать что-то полезное для дома, дачи, садового участка возникает необходимость иметь среди своих инструментов небольшой гидравлический пресс.

Самодельный пресс для гаража поможет автолюбителю производить замену подшипников и сайлентблоков. Гнуть металлические детали, склеивать, изготавливать брикеты, выдавливать масло и различные жидкости. Для этого могут применяться: пресс гидравлический ручной, ручной пресс для металла, пресс из гидравлического домкрата. Гаражный пресс достаточно легко изготовить своими руками. Такой пресс может быть гидравлическим или механическим. По форме исполнения самодельный может быть настольным, напольным, мини прессом, винтовым. Если планируется проводить только не сложные работы целесообразно изготовить несложный ручной пресс. Для этого можно использовать упрощённую гидросхему и не очень массивную конструкцию станка.

Даже несложный ручной гидравлический пресс, изготовленный в промышленных условиях, стоит достаточно дорого. Поэтому многие домашние мастера стараются изготовить пресс в гараж своими руками. Обычно стараются изготовить пресс с домкратом своими руками. Расходы определяются ценой требуемых материалов.

Конструкции самодельных гидравлических прессов можно разделить на две категории. С вертикальным и горизонтальным расположением используемого домкрата. Поэтому на чертежах необходимо проектировать конструкцию с учётом выбранной схемы компоновки. Опыт эксплуатации таких самодельных агрегатов показывает, что наиболее целесообразно применять домкрат, который имеет ручной гидравлический насос. Его лучше выбирать заводского исполнения. Причём стараются выбрать автомобильный домкрат, изготовленный известной и проверенной фирмой. Это обеспечит надёжность и долговечность эксплуатации всего агрегата. Наиболее целесообразно использовать домкраты, так называемого бутылочного типа.

Следующим шагом разрабатывается чертеж гидравлического пресса. Принимается решение, по какой схеме будет работать будущий агрегат. Если выбрана вертикальная схема компоновки, необходимо определиться, где будет закреплён домкрат. Он может быть расположен или снизу на станине, или сверху. Нижнее расположение упрощает систему его крепежа к станине. Верхнее расположение, наоборот, требует более тщательной проработки системы крепежа для обеспечения надёжности и безопасности при эксплуатации.

При выборе схемного решения необходимо ознакомится с требованиями завода изготовителя, к условиям эксплуатации, выбранного домкрата. Для большинства выпускаемых домкратов разрешается расположение домкрата только штоком вверх. Применение другой схемы компоновки запрещено. Горизонтальный вариант применяется в прессах, предназначенных для ремонта автомобильных узлов.

Для любого варианта компоновки основным несущим элементом является мощная станина. Перед её изготовлением необходимо тщательно разработать чертёж, предусмотрев все необходимые детали. Для обеспечения высокой прочности и надёжности её выполняют сварной из стального проката.

В процессе работы весь каркас подвержен большим нагрузкам, как по вертикали, так и по горизонтали. В соответствии со спецификой своей работы домкрат создаёт разнонаправленное мощное усилие. Он одновременно оказывает давление на верхнюю и нижнюю части рамы. Поэтому целесообразно производить расчёт рамы, выбор необходимого материала, обеспечить качество сварки с учётом требуемого запаса устойчивости и прочности.

Допустимый внутренний размер рамы, то есть расстояние от нижней точки станины до верхней полки, складывается из параметров, которые заданы для следующих деталей:

  • длина домкрата (определяется заданными характеристиками завода изготовителя);
  • максимальная длина свободного хода поршня;
  • максимально допустимый размер по высоте обрабатываемых деталей;
  • предполагаемыми размерами склеиваемых деталей.

Выбранная схема конструкции гидравлического пресса определяет взаимное расположение домкрата и системы крепления. В первой схеме домкрат крепится внизу на станине. Система крепления деталей – сверху. Получается вертикальный гидравлический пресс. Во второй схеме наоборот – домкрат крепится сверху, а система крепления снизу.

Для обеспечения быстрого возврата пресса в исходное состояние предусмотрены две пружины. Каждая из них одним концом крепится снизу к основанию. Второй конец закрепляется сверху на подвижной платформе. Жёсткость обеих пружин должна быть достаточно высокой. Кроме этого они должны быть одинаковой длины и равные по коэффициенту упругости. Это необходимо для недопущения перекосов во время движения.

Во второй схеме компоновки обрабатываемая деталь помещается на станину. Домкрат, наоборот, крепится к платформе, расположенной сверху. Для обеих схем компоновки предусматривается специальное гнездо для крепления домкрата. Обычно такое гнездо изготавливают из отрезка стальной трубы, который приваривается к месту крепления. Внутренний диаметр трубы должен соответствовать внешнему диаметру домкрата.

Опыт эксплуатации самодельных прессов в различных условиях показал, что для расширения функциональных возможностей и повышения удобства эксплуатации целесообразно предусмотреть регулировку длины свободного хода поршня применяемого домкрата. С этой целью в некоторых аппаратах в верхней части рамы крепят дополнительную плиту, снабжённую ручным приводом. Это позволяет обеспечить её свободное перемещение и увеличить допустимый размер обрабатываемых деталей.

При наличии достаточного опыта слесарных работ изготавливают дополнительный съемный упор. Его положение фиксируют внутри рамы. Наиболее удобным считается соединение при помощи болтов и гаек. Кроме этого для расширения функциональных возможностей изготавливают набор сменных вставок различной толщины и конфигурации.

Далее монтируют основание всей конструкции. Обычно её выполняют из швеллера. Затем на получившийся прямоугольный каркас накладывают подготовленную стальную пластину и приваривают её. Далее приступают к сварке самой рамы. Сваривают между собой верхнюю часть и приваривают к ней боковые стойки. По завершении сборки конструкция рамы будет иметь П-образный вид. Точность конструкции проверяют с помощью измерительного инструмента. Должны быть строго выдержаны геометрические размеры и соблюдена заданная форма. В местах сварки должны получиться прямые углы. Это позволит обеспечить жёсткость конструкции. Сохранение геометрических размеров и пропорций позволяет обеспечить безопасность при эксплуатации. Полученную конструкцию аккуратно приваривают к подготовленной станине.

Затем приступают к изготовлению подвижной платформы. Её изготавливают из швеллера. Для соблюдения точного поступательного движения к раме крепятся направляющие. Они изготавливаются из двух стальных полос. Размер каждой полосы выбирается исходя из ширины рамы самого пресса. Обе крепят к боковым сторонам платформы, например, болтами.

На последнем этапе сборки закрепляют домкрат. Как уже было отмечено выше, для этого подготовлены специальные гнёзда. Подобная схема сборки удобна тем, что она позволяет легко извлекать вставленный домкрат. Например, для ремонта гидравлического пресса, для использования его по прямому назначению или проведения профилактических работ.

В предложенной методике сборки присутствует большое количество сварочных работ. Если вы сами не можете их произвести качественно, лучше обратиться за помощью к специалисту. Именно качество сварки всех деталей обеспечит надёжность и безопасность работы собранного самостоятельно гидравлического пресса.

Если технологически всё собрано правильно, необходимо провести пробные испытания на щадящих режимах. Только после проверки можно приступать к полной эксплуатации собранного гидравлического пресса.

Инструменты и материалы для изготовления

Для изготовления гидравлического пресса, способного служить надёжным помощником потребуются обыкновенные инструменты, и не дефицитные материалы:

  • сварочный аппарат (заводской или самодельный);
  • инструмент для резки металла (это может быть ручная ножовка или шлифовальная машина, так называемая болгарка);
  • гидравлический домкрат (лучше заводского исполнения);
  • металл необходимого профиля, толщины и размеров;
  • мощные пружины, которые будут выполнять роль возвратного механизма.

Самодельный ручной гидравлический пресс

Материалом для каркаса такого пресса необходимо выбирать металлопрокат:

  • стальной лист. Из него изготавливают основание пресса, поэтому толщина составлять минимум 8 мм;
  • стальная полоса. Она необходима для изготовления направляющих. Кроме этого такая полоса может пригодиться, для создания рёбер жесткости, если они потребуются. Её толщина выбирается в 10 мм;
  • прямоугольные или квадратные швеллеры;
  • металлический уголок. Целесообразно использовать уголок с размером полки не меньше 50 мм;
  • небольшой кусок металлической трубы. Он необходим для изготовления специальных гнезд, которые обеспечат крепление домкрата.

Следовательно, чтобы взяться за изготовление гидравлического пресса в домашних условиях, необходимо иметь навыки работы с обработкой металла, владеть простейшими приёмами сварки, обладать опытом сборки металлических конструкций. Если собрать всё правильно, пресс будет хорошим помощником в ваших работах в гараже или на даче.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector