Финские дороги зимой - Это Финляндия

Улицы Петербурга зимой снова будут посыпать солью в чистом виде

Зимой 2019–2020 года при резких понижениях температуры на улицах Петербурга будут использовать техническую соль в чистом виде, от которой отказывались в прошлые годы. Об этом сообщила «Фонтанка» со ссылкой на и. о. главы комитета по благоустройству Сергея Малинина.

По словам Малинина, на этот сезон чиновники заготовили 100 тысяч тонн соли для использования на дорогах и смешивания реагентов — это в пять раз больше, чем готовили к аналогичному сезону в прошлом году. Увеличение запасов соли, сказал он, направлено на более активное использование солевых растворов для обработки дорожных покрытий и расплавления сугробов и наледи.

Также для дорог Петербурга было закуплено 100 тысяч тонн песка и 2,5 тысячи тонн гранитной крошки. В некоторых случаях вместо соли в чистом виде будут использовать 50-процентный солевой раствор.

Количество соли в чистом виде начали уменьшать в 2011 году. В Петербурге уже неоднократно экспериментировали, убирая дороги при помощи гранитной крошки, но в основном это заканчивалось неудачей.

Техническая соль может вызывать коррозию труб и мостов, а в некоторых случаях еще и вредить здоровью людей и животных. При использовании соли в чистом виде для уборки появляются и другие проблемы: она растапливает снег, и он попадает в канализацию. Без нее снежную массу приходится вывозить на снегоплавильные сооружения, для чего нужна специальная техника. Кроме того, в «Водоканале» говорят, что и песок, которым заменяют соль, создает свои неудобства: оставшийся после зимы песок весной забивает канализации — его приходится вычищать и сжигать с другими отходами. Кроме того, в городе образуются пылевые бури.

При этом в комитете по благоустройству отметили, что провели работу над ошибками прошлого года. По словам Малинина, на управляющие компании, сбрасывающие наледь с крыш в центре города, возложат обязанность по уборке прилегающих территорий, чтобы избежать несогласованности. К тому же для уборки снега теперь смогут перекрывать улицы на 24 часа, а знак запрета парковки появится на 1065 улицах (вместо 468 в прошлом году).

Почему соль заставляет снег таять?

В зимний период обледеневшие дороги и тротуары посыпают солью, чтобы избавиться от гололеда и обеспечить безопасное передвижение для пешеходов и различного транспорта. Именно соль используется неспроста – этому есть научное объяснение с точки зрения физики.

Что такое плавление?

Плавление – это физический процесс, во время которого вещество переходит из одного агрегатного состояния в другое, то есть из кристаллического твердого в жидкое. Для плавления требуется соблюдение некоторых условий. Каждое вещество имеет собственную температуру плавления или определенный диапазон температур. В данном случае лед или снег превращается в воду при участии соли. В нормальном состоянии и без внешнего воздействия температура плавления снега составляет 0℃.

Плавление льда происходит при температуре 0°C

Большое значение имеет тот факт, что смесь веществ обычно плавится при более низкой температуре, чем те же вещества по отдельности. Например, можно взять условный металл А с температурой плавления 500℃. Если к нему добавить другой металл, чтобы получился какой-нибудь сплав, то температура плавления данного сплава будет уже ниже – к примеру, 480℃. Аналогичная ситуация происходит со снегом и солью.

Как происходит таяние снега с солью?

Для понимания данного процесса можно привести в качестве примера простой эксперимент. Необходимо набрать полстакана снега и еще горсть положить на дощечку, дождаться пока снег на дощечке растает. Если поставить стакан на образовавшуюся воду и замерить температуру внутри него, то она будет близка 0℃.

Теперь следует всыпать немного соли в стакан, перемешать и сразу снова замерить температуру. Удивительно, но градусник покажет примерно -18℃. Через несколько минут температура начнет повышаться, но дно стакана примерзнет к дощечке. Почему так происходит?

Когда в стакан добавили соль, температура плавления льда резко понизилась. Она может быть равна около -21℃. Для расплавления льда требуется большое количество энергии. Она берется из окружающей среды и смеси. В данном примере быстро замерзла лужа воды на дощечке. Таким образом, понижается температура смеси снега и соли.

Читайте также:  Замена антифриза на Тойоте Королла

Именно это явление используется при гололеде. Когда лед посыпают солью, образуется особый слой. Смесь снега и соли тает, поскольку понижается температура замерзания этого слоя. Постепенно появляется пленка водно-солевого раствора, которая расширяется и расширяется, тем самым увеличивая площадь соприкосновения льда и соли. Этот процесс длится до тех пор, пока не растает весь лед. Энергия берется из окружающего воздуха, поэтому и стоять на образующейся кашице из снега и соли холоднее.

Если рассмотреть этот процесс на более сложном физическом уровне, то лед покрыт тонким слоем квазижидкой воды. Он образуется за счет очень быстрых молекул, отрывающихся от основного кристалла льда. Квазижидкая вода при низкой температуре быстро затвердевает. Соль способствует снижению концентрации данных молекул и не дает воде заледенеть.

Чем опасна обработка дорог солью?

Несмотря на распространенность данного метода в борьбе с гололедом, он имеет массу недостатков. Когда снег в сочетании с солью тает, появляется грязная жидкость с большим количеством соединений хлора. Эти вещества оказывают негативное влияние на окружающие растения, почву, а также обувь пешеходов и покрышки транспортных средств.

По этой причине установлен свод правил, которых нужно придерживаться при обработке покрытия солью. В частности это – соблюдение дозировки. На квадратный метр участка необходимо использовать максимум 450 г соли. В промышленных средствах для борьбы с обледенением тоже используется хлорид натрия, но кроме него в составе присутствуют специальные добавки, снижающие вред от соли.

Смесь из нескольких веществ плавится при более низкой температуре, чем те же вещества, взятые по отдельности. Этот принцип работает с солью и снегом. В обычных условиях снег начинает таять при 0℃. Если его смешать с солью, данный процесс запуститься уже при -18℃. Эффект смеси соли и льда используют для борьбы с гололедом на дорогах. Но на квадратный метр покрытия можно использовать не больше 450 г соли, поскольку образующиеся хлоридные соединения наносят вред окружающей среде, обуви и покрышкам авто.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Зима, время солить тротуары: чем опасна дорожная соль

Как соль на дорогах наносит вред природе и здоровью и почему ее не победить.

С появлением снега и падением ртутного столбика ниже нуля в Петербург приходит не только новогоднее настроение, но и техническая соль на дорогах и тротуарах. Соляная крошка пожирает зимнюю обувь, губит деревья и машины. Как власти города пытались с этим бороться в уходящем, 2015 году и почему у них ничего не вышло, разбиралась «Карповка».

Экологический шок для вице-губернатора

Вице-губернатор Игорь Албин в одном из интервью рассказал, что огромное количество противогололедных материалов на улицах города повергло его в свое время в настоящий шок. Стратегия «расплавить и забыть», по словам чиновника, является самой простой из возможных. Действительно, разбрасывать проще, чем собирать, ведь собранное нужно еще и вывезти. Пресс-служба комитета по благоустройству уверяет, что все реагенты, применяемые для плавления ледяной корки на дорогах и тротуарах, сами собой стекают через ливневую канализацию. А там, где ливневки нет, соль собирают и вывозят машинами вместе с прочим мусором.

Но на деле мы наблюдаем печальную картину: горы кристаллов соли свалены то на тротуаре, то на газоне, то где-нибудь еще. В прошедшую среду, 16 декабря, в социальных сетях появились фотографии просоленных улиц в центре города. Петербуржец Дмитрий Пальмов запечатлел сплошной толстый слой соляной смеси на пересечении Мариинской улицы и Московского проспекта. По его словам, соль, рассыпанную по всей длине Мариинской, обнаружили около 09:00.

Как сказал очевидец, сотрудники расположенного в том районе медицинского центра жаловались, что соль с дороги попадает в помещение: «Работники „ЛенМеда“ сами все вышли на улицу и чистили асфальт от соли швабрами и метлами, как от снега». Случившееся петербуржец назвал «экологическим ЧП», добавив, что «тротуар Московского проспекта всегда так засыпают, даже если снега нет».

Читайте также:  Лайфхак передние фары на приору - регулировка, разбор

В июле 2015 года господин Албин задумался о том, что неконтролируемое использование соли на дорогах создает серьезную экологическую проблему, и поручил комитету по природопользованию провести серьезный анализ последствий применения хлорида натрия и прочих химикатов на дорогах.

13 октября экологи представили в ответ детальный отчет о проделанной работе. В докладе комитет по природопользованию признает: техническая соль, самое дешевое средство плавления снега, наносит серьезный урон городской среде. В первую очередь от нее страдают почвы: соль разрушает их структуру, и в некоторых случаях земли на небольших глубинах превращаются в мертвые солончаки.

Растения в просоленной земле не живут: деревья, растущие вдоль Пискаревского проспекта и Приморского шоссе, заметно усохли в нижней части кроны на высоте до четырех метров. Интересный момент: фонари вдоль дорог подвергаются коррозии из-за соляных растворов и смесей также на высоте до четырех метров.

Известны в городе и «случаи с летальным исходом»: молодые липы, привезенные из Германии и высаженные на Московском проспекте в 2009 году, засохли полностью. И на качество саженцев не попеняешь — на менее загруженных улицах те же немецкие липы прекрасно прижились.

Как избежать «эффекта бастурмы»?

Чтобы не законсервировать петербургские почвы окончательно, экологи рекомендовали комитету по благоустройству сократить объемы используемого хлорида натрия и отдать предпочтение хлоридам магния и кальция. В перспективе комитет по природопользованию рекомендует полностью отказаться от натриевой соли и перейти на другие реагенты. Ацетаты, формиаты и азотные соединения тоже рекомендуют отправить в отставку.

Комитет по благоустройству просят также внимательнее следить за уборкой снега и не допускать накопления снежных гор. И, конечно же, не перебарщивать с реагентами. После обнародования доклада экологов чиновники из ведомства по благоустройству поспешили нанести ответный удар. В тот же день, 13 октября, пресс-служба комитета опубликовала материал, в котором подробно и настойчиво объясняла: все средства, используемые для борьбы с наледью, имеют природное происхождение и экологически абсолютно безопасны.

По материалам пресс-службы, в парках, скверах и других зеленых зонах используется только обычный песок — строительный или даже морской. «Отголоски моря», по мнению чиновников, не могут нанести какой-либо вред окружающей среде и хрупкому здоровью деревьев.

Уборка дорог

На трассах, уверяют в комитете по благоустройству, используют песко-соляные смеси с минимальной концентрацией технической соли. Как подчеркивает ведомство, верхний предел расхода соли на дороге — 15 граммов на квадратный метр. Судя по фото выше, на Мариинской улице концентрация соли 16 декабря была ощутимо выше 15 граммов.

В комитете по благоустройству сообщают также, что количество дорог в Петербурге и области растет с каждым годом, а вот противогололедных смесей для их очистки используется все меньше и меньше. Это, конечно, можно было бы засчитать в качестве заслуги, если бы не одно но: уже который год количество снега в Северной столице, как и льда на дорогах, неуклонно уменьшается. Говорить о достижениях по сокращению просаливания почвы при 10 градусах тепла в декабре, согласитесь, довольно странно.

Хлорид кальция, на который предлагают частично перейти экологи, вряд ли заинтересует чиновников, занимающихся очисткой улиц: его стоимость в несколько раз больше стоимости привычной соли, а экологичность весьма сомнительна. Кроме того, хлористый кальций вызывает еще более сильную коррозию металла, а это значит, что чем больше его будет на дорогах, тем быстрее станут ржаветь днища автомобилей горожан.

В странах со снежными зимами, уверяет пресс-служба комитета по благоустройству, техническая соль используется всегда и является старым проверенным способом избавления от ледяной корки на дорогах. Однако в Канаде, например, хлорид натрия отнесен к категории токсинов и используется только в крайнем случае.

Представитель Экологического союза Санкт-Петербурга Анна Тятте говорит, что альтернативой соли может быть гранитная крошка.

«Так делают в Финляндии, например. В Петербурге чиновники утверждают, что крошка забивает стоки. Однако при желании эту проблему можно решить. К тому же, если учесть, каких размеров лужи образуются в мокрую погоду, станет очевидным, что стоков у нас практически нет, — рассуждает эколог. — И реагенты, провоцируя таяние снега, только усугубляют ситуацию. Иногда даже невозможно перейти дорогу из-за снежной жижи, которая простирается от одного края тротуара к другому. На мой взгляд, этот вопрос нужно решать на губернаторском уровне, и чем раньше, тем лучше».

Читайте также:  Как настроить тонометр (отрегулировать, настройка) — самому, на запястье, ручной, Омрон, время, цифе

Гранитная крошка и кварцевый песок используют для борьбы с гололедом во многих европейских странах. Они не плавят снег, а придают ему шероховатую фактуру, что помогает пешеходам держаться на ногах. Но главное — гранитная крошка не разъедает почву и не создает мертвый пласт солончака. Однако использование этого средства в Петербурге минимально по сравнению с объемами применения соли. Так, этим летом коммунальщики заготовили для дорог 100 тыс. тонн хлорида натрия и только 124 тонны гранитной крошки.

Безопасно только на кладбище

Как бы ни было нам жалко деревья и почву, собственное здоровье всегда беспокоит сильнее. В Экологическом союзе Петербурга подтвердили, что соляные пары, попадая в легкие человека, могут вызывать различные проблемы со здоровьем. Год назад «Карповка» писала о том, что взвесь соляных смесей может попадать в легкие человека, оседать в организме и вызывать так называемую сезонную аллергию.

Страдают от реагентов и наименее социально защищенные жители Петербурга — животные. Многие владельцы собак с выпадением снега стараются сократить время прогулки и не покидать дворы, чтобы не подвергать питомцев риску угодить лапой в соль. Лилия Захарова, хозяйка семилетней хаски Ежевики, рассказывает, что с этой проблемой сталкивается постоянно:

«Прошлой зимой мы ездили на работу от станции метро „Лесная“ до поселка Лахта с собакой на велосипеде, половину пути приходилось делать по улице Савушкина. По набережной собака просто отказывалась бежать: там сплошная соль. Слава богу, не было серьезных последствий, так как я обрабатывала лапы собаки воском. Но боли она испытывала. Некоторые собаки особенно сильно реагируют: я слышала, что в Москве были случаи реакции на новый вид реагента, имеющие смертельный исход. А в Санкт-Петербурге собаке в рану попала соль, и впоследствии развилась болезнь с летальным исходом. Так что мы стараемся избегать улиц, боимся и травли, и соли».

Гулять с собакой, по словам хозяйки Ежевики, безопасно разве что на кладбищах, строительных свалках и в некоторых парках — там, куда соль не попадает. Руководитель общественной экологической организации «Зеленый фронт» в Санкт-Петербурге Егор Леонтьев подтвердил: соль часто становится причиной серьезных ожогов собачьих лап.

Тем не менее господин Леонтьев считает, что хлорид натрия сейчас самый безопасный из доступных противогололедных материалов. И проблема не столько в самой соли, сколько в отношении коммунальщиков к своим обязанностям.

«Большая часть вреда исходит от песка — ведь на наших улицах используется не чистая соль, а песко-солевые смеси. Пока что альтернативы смесям нет, они наносят минимальный вред окружающей среде по сравнению с другими вариантами, например химическими реагентами. Да, с таянием снега соль проникает в почву, что несколько негативно на нее влияет. Но основной вред наносит именно песок: он засоряет ливневую канализацию, попадает в дыхательные пути и вредит здоровью. Конечно, песко-солевая смесь разъедает обувь, особенно натуральную кожу, портит машины. Единственный реальный выход из ситуации — вовремя вывозить снег. И главный вопрос — не чем снег топить, а как его убирать».

Позиция «Зеленого фронта» в вопросе безопасности соли не совпадает с мнением Экологического союза Санкт-Петербурга. Но оперативное избавление от снега действительно может решить море проблем. Игорь Албин также считает, что своевременная уборка и тщательно отлаженная работа коммунальщиков избавит от беды с перенасыщенностью улиц хлоридами. Это кажется логичным: нет снега — не нужно и солить. Однако горы соли, появившиеся в Северной столице с первыми скудными снежинками, заставляют сомневаться в правильности этой формулы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector