ГАЗ-21 — Энциклопедия журнала За рулем

Автомобиль Волга ГАЗ-М21 технические характеристики и история создания

«Волга» это – ГАЗ-М21. Этот автомобиль выпускался с ленты завода в течение 14 лет, начиная с 1956 года. Проект на машину был готов еще в 51-ом году. Но, первая модель «Волги» немного устарела и имела некоторые минусы, о которых вслух говорили владельцы авто. Дизайн оставался прежним, усовершенствовались узлы механизмов. В итоге, переделали и дизайн машины. Она выглядела престижно и привлекала своим видом всех любителей машин.

Так выглядит ГАЗ-М21

Внешний вид машины

В то время, когда выпускалась данная машина, дизайн был довольно-таки привлекательный для всего Советского Союза. Хотя, если посмотреть на неё, индивидуальных элементов в этом автомобиле нет. Но, даже при таком солидном виде, к 58-му году Волга потеряла свою индивидуальность, потому как на заводе ежегодно выпускались новые модификации, которые имели не только внутренние перемены, но и внешние.

Машина к тому времени стала выглядеть более официально и более строго. Поэтому, именно этой маркой заинтересовалось правительство Советского Союза. ГАЗ-М21 имел все необходимые внутренние данные для того, чтобы ездить по дорогам СССР. В салоне машины помещалось 6 человек. Сзади был поставлен огромный диван. Двигатель внутреннего сгорания был четырехцилиндровый, коробка переключения передач стояла автомат, взятый у американской фирмы Ford. Кузов автомобиля очень сильно напоминал машину «Победа».

Подвеска также была взята с этой марки машины, потому что она была сделана из металла, который трудно поддавался коррозии, и был сделан из высшей марки железа.

Так выглядит двигатель Газ 21

Предки машины

Первый автомобиль имел тёмно-красную окраску, как вишня. У него стояла коробка переключения передач автоматическая. Внешне автомобиль также очень сильно отличался-решеткой радиатора, бамперами, обтекаемостью кузова. Были некоторые элементы в салоне, которые отличали автомобиль от ГАЗ-М21. В 55-ом году машина получила другую решетку радиатора. В 56-ом году вышло 5 машин. Автомобиль испытывал вся очень долгое время. Для него были созданы самые экстремальные ситуации. В течение осени и зимы Волга прошла 29 000 км. Она проехала Украину, Россию, Беларусь и весь Кавказ. В итоге она появилась в Москве. При таком длинном пути были выявлены недостатки машины, некоторые минусы были сразу же исправлены, но остались и те, с которыми Волга проездила весь свой срок.

ГАЗ-21 – первая «Волга»

ГАЗ 21 «Волга» (1956-1970) технические характеристики и цены. Обзор «ГАЗ-21» (и модификаций) с фотографиями.

В 1950-х годах на «Горьковском автозаводе» назрела необходимость разработки нового автомобиля «среднего класса», который достойно заменил бы на конвейере ГАЗ М-20 «Победа». Работы над созданием машины стартовали в 1952 году, а уже весной 1954-го свет увидели опытные прототипы.

Первые условно серийные ГАЗ-21 «Волга» (до 1965 года известна в качестве ГАЗ-М21) были выпущены в октябре 1956-го, однако полноценное производство седана, превзошедшего предшественника по всем параметрам, горьковцы запустили лишь в апреле 1957 года.

В конце 1958-го автомобиль пережил модернизацию (так называемая «вторая серия») – ему обновили внешность, по большей степени в передней части, и слегка улучшили механическую «начинку».

В 1962 году четырехдверка вновь была доработана («третья серия»), преобразившись преимущественно снаружи, после чего выпускалась до июля 1970-го, когда окончательно уступила место модели ГАЗ-24.

И сейчас ГАЗ-21 «Волга» выглядит элегантно, подчеркнуто выразительно и достаточно динамично, а когда появилась на рынке – и вовсе была настоящим прорывом в плане дизайна, особенно для советского автопрома. Плавные и обтекаемые формы передка, сдобренного хромом, гармоничный силуэт с выпуклыми росчерками на боковинах и закруглёнными задними крыльями, вздернутая корма с вертикальными фонарями и «блестящим» бампером – несомненно, но автомобиль действительно хорош собой.

«Двадцать первая» в длину простирается на 4810-4830 мм, в ширину насчитывает 1800 мм, а в высоту не превышает 1610 мм. Показатель колесный базы и величина просвета под «брюхом» у трехобъемника составляют 2700 мм и 190 мм соответственно. Снаряженный вес машины варьируется от 1450 до 1490 кг в зависимости от модификации.

Интерьер ГАЗ-21 «Волга» оставляет исключительно приятное впечатление, причем не только своим оформлением, но и качеством исполнения. Внутри седана царит классическая атмосфера – крупный «штурвал» с тонким и «плоским ободом, оригинальная по сегодняшним меркам приборная панель с полупрозрачной сферой спидометра и вспомогательными указателями, минималистическое торпедо, на котором красуются радиоприемник, аналоговые часы и различные переключатели.

Главный «козырь» автомобиля – внутренний простор: спереди и сзади установлены два цельных дивана (именно поэтому четырехдверку считают шестиместной) с мягким наполнителем, а в первом случае – еще и с регулировками по длине и углу наклона спинки.
Кроме того, переднее сиденье можно отодвинуть практически до рулевой колонки, а спинку откинуть назад, тем самым получив огромное ложе.

Читайте также:  Вибрация двигателя на холостых оборотах причины, почему появились, что если передается на кузов

Багажник ГАЗ-21 «Волга» способен вместить до 400 литров поклажи, при этом отсек обладает вполне себе удачной формой. Правда, добрую долю объема «съедает» полноразмерное запасное колесо.

Технические характеристики. В движение «21-ая» приводится верхнеклапанным бензиновым «атмосферником» ЗМЗ-12/12А объемом 2.5 литра (2445 кубических сантиметров) с алюминиевой головкой блока цилиндров, четырьмя рядно расположенными «горшками», 8-клапанным ГРМ, карбюраторным впрыском, впускным коллектором прямоугольного сечения, контактной системой зажиганий и жидкостным охлаждением.
Его отдача варьируется от 65 до 80 лошадиных сил при 4000 об/минуту и от 170 до 180 Нм крутящего момента, который генерируется при 2200 об/минуту.

На подавляющем количестве автомобилей двигатель состыкован с 3-ступенчатой «механикой» и заднеприводной трансмиссией, однако на некоторых модификациях применен 3-диапазонный гидромеханический «автомат».

До первой «сотни» оригинальная «Волга» ускоряется не менее чем за 25 секунд, максимально достигает 120-130 км/ч, а «уничтожает» она 13-13.5 литров топлива в смешанном цикле передвижения.

ГАЗ-21 обладает цельнометаллическим кузовом несущего типа с подрамниками в оконечностях, а силовой агрегат у него располагается продольно во фронтальной части. На передней оси автомобиля использована независимая шкворневая подвеска на поперечных рычагах, которые соединены резьбовыми втулками, и пружинах, сзади же установлена зависимая система с продольными рессорами и телескопическими амортизаторами (до 1962 года – рычажными).
Седан оснащен рулевым механизмом типа «глобоидальный червяк» с двухгребневым роликом и передаточным числом 18.2. На всех колесах советской легковушки заключены барабанные устройства тормозного комплекса.

Помимо базовой, существуют и другие модификации «Волги» оригинального воплощения:

  • ГАЗ-21Т – автомобиль для службы такси, лишенный ряда оборудования, но наделенный таксометром и «маячком». Помимо этого, он имеет раздельное переднее сиденье и складывающееся кресло переднего пассажира, освобождающее место для перевозки багажа.
  • ГАЗ-22 – пятидверный универсал, который серийно выпускался с 1962 по 1970 года в различных вариантах: «гражданская» модель общего назначения, автомобиль сопровождения самолетов, «скорая помощь» и другие. Такая «Волга» встречается с 5- или 7-местным трансформируемым салоном и вместительным грузовым отсеком.

  • ГАЗ-23 – это «милицейская догонялка», производство которой мелкими партиями велось с 1962 по 1970 года, а использовалась она КГБ и прочими спецслужбами. Такие машины окрашивались преимущественно в черный цвет, а под своим капотом имели бензиновый двигатель V8 объемом 5.5 литров от «Чайки», который генерировал 195 «коней» и сочетался с 3-скоростной АКПП.

  • ГАЗ-21С – экспортный вариант «Волги», который отличался улучшенной салонной отделкой и более богатым оснащением по сравнению со стандартной моделью.

Среди достоинств советского седана числятся: элегантная внешность, вместительный и комфортный салон, надежная конструкция кузова, прочная и энергоемкая подвеска, эксклюзивность на дорогах, высокая ремонтопригодность, широкие возможности для тюнинга и многое другое.
Но хватает у него и недостатков: слабые двигатели, серьезные проблемы с эргономикой, низкий уровень безопасности, высокая стоимость и сложности с поиском оригинальных запчастей и комплектующих.

Цены. В 2017 году приобрести в России «Волгу» ГАЗ-21 можно по цене от 100 тысяч рублей – но это окажется такой экземпляр, по которому «плачет болгарка». В то время как стоимость идеально отреставрированных автомобилей (особенно первой серии) переваливает за миллион рублей.

Легенды об олене: мифы и факты о ГАЗ-21

Первая Волга, ГАЗ М-21 – автомобиль, по сей день вызывающий теплые чувства и приятные воспоминания одним своим видом. Харизматичный дизайн с характерной «осанкой», просторный салон с парой комфортабельных диванов и репутация по-настоящему «неубиваемой» машины сделали своё дело – сегодня «двадцать первая» в околозаводском состоянии является мечтой многих автомобилистов самого разного возраста. Тем не менее, за несколько десятилетий эта модель, как и ГАЗ-М1, обросла целой плеядой мифов, в которые до сих пор продолжают верить не только водители старшего поколения, но и их внуки. Сегодня мы попытаемся разобраться в некоторых из популярных «гаражных легенд», отделив точные исторические факты от пусть и правдоподобных, но всё же досужих баек, родившихся в гаражах и курилках СССР.

У многих советских автомобилей были иностранные прототипы. К примеру, первые горьковские модели ГАЗ-А и ГАЗ-М1 являлись близкими родственниками американских легковушек Ford, вазовская «копейка» была доработанной версией итальянского Fiat-124, а «сорок первый» Москвич создавали на базе французской Simca-1308. Степень «родства» у всех этих автомобилей была разной, однако гласное и негласное копирование конструктивных решений и даже дизайна некоторых иномарок действительно существовало. Именно поэтому многие автомобилисты считают, что Волгу первого поколения также создавали на базе автомобиля иностранного производства – а если конкретно, то её якобы беззастенчиво «передрали» с Ford Mainline 1954 модельного года.

Читайте также:  Российский объектив монокль Monolens 50мм

Кроме того, в качестве «исходников» указываются и другие американские седаны тех лет — например, Chevrolet Bel Air и Plymouth Savoy. Действительно, эти американские автомобили наряду с некоторыми другими одноклассниками тщательно изучались конструкторами Волги, причем такая практика является общепринятой в мире еще с начала ХХ века. Однако целью подобного близкого знакомства было не слепое копирование конструкции, а сравнение этих машин – в том числе, и «очная ставка» на испытаниях с опытными образцами будущей «двадцать первой». Упомянутые модели Ford и Chevrolet даже были закуплены СССР — для того, чтобы разобрать и как следует изучить автоматическую трансмиссию, которая до того времени на советских автомобилях не применялась.

На фото: Plymouth Savoy

Во внешности Волги можно найти некоторые общие элементы с «американцами», однако речь идёт не о прямом подражании, а лишь о переосмыслении актуальных на тот момент мотивов дизайна — так называемого «аэростиля», характерного для заокеанской дизайнерской школы.

Более того, по технике Волга значительно отличалась от Форда и Шевроле по простой причине — вследствие определённой унификации агрегатов трансмиссии и ходовой части с прежними горьковскими моделями вроде Победы и ЗИМ. Именно поэтому художника-конструктора Льва Еремеева нельзя обвинять ни в плагиате, ни в прямом заимствовании чужих решений. Волга снаружи была похожа на Ford Mainline не менее и не более, чем на другой современный автомобиль тех лет. Ведь при желании у нашей машины можно обнаружить много общего во внешности не только с американскими седанами одного модельного года, но и с французской Simca Vedette 1954 года, английским Standard Vanguard 1955 года и австралийским Holden Special 1956-го.

Конструкторы Волги не могли радикально пересмотреть ни компоновку, ни агрегатную базу

Предсерийные экземпляры в некоторых деталях отличались от серийного М-21. Обратите внимание на решение радиаторной решетки – не «звезда», как на первой серии, а «акулья пасть», как на второй!

На фото: Simca Vedette

К тому же прототип М-21 под номером 1 был собран вручную в начале 1954 года, в то время как «живой» экземпляр Ford Mainline появился на ГАЗе не ранее середины того же 1954-го, а его испытания начались лишь в ноябре.

Прототип №1 собрали в первом квартале 1954 года

Ходовые испытания прототипов начались летом 1954-го

Звучит удивительно, но это факт: Волгу действительно выпускали за рубежом! Сборку (а точнее, досборку) автомобилей под названием Scaldia-Volga в 1960 году начал бельгийский импортёр – фирма Scaldia-Volga S.A., которая импортировала в Европу советские машины. Волга бельгийской сборки отличалась от советской машины «сердцем»: под капотом вместо обычных 4-цилиндровых двигателей ЗМЗ стояли более экономичные дизели нескольких марок – Indenor-Peugeot, Perkins и Rover.

Бельгийская фирма Scaldia-Volga S.A. осуществляла не только импорт, но и «дизелизацию» Волг

Такой ход должен был усилить интерес рачительных европейцев к просторной, но прожорливой советской легковушке. А чтобы «закрепить эффект», Scaldia даже решила заказать небольшой «рестайлинг» Волги итальянскому кузовному ателье Ghia, но практически в это же время сам ГАЗ представил автомобиль так называемой второй серии, которая довольно существенно отличалась от «звезды» внешне. Масштабы сборочного производства Волг в Бельгии были мизерными: всего до 1967 года собрали 166 «двадцать первых» с дизельными моторами.

Вариант рестайлинга Волги от туринского ателье Ghia

Вторая серия – так называемая «акулья пасть» — отличалась не только новым оформлением радиаторной решетки, но и другими деталями экстерьера

Экспортные модификации «двадцать первой» визуально можно было отличить по более богатой отделке кузова. В зависимости от серии мощность экспортных Волг была выше обычной на 5-10 л.с. и составляла от 75 до 85 л.с.

На основе технической документации М-21 в Китае создали «Красный Восток» — автомобиль Dongfanghong BJ760. Технически он почти полностью повторял советский прототип, однако снаружи машина из Поднебесной заметно отличалась от Волги. В период с 1959 по 1969 год было изготовлено всего примерно 600 «Дунфанхунов», что объяснялось значительным количеством ручного труда и не массовостью производства этого автомобиля.

Читайте также:  Где находится реле бензонасоса на Peugeot (Пежо) 307; Taxi Bolt

В страны с левосторонним движением поставляли «праворульные» Волги в экспортном исполнении, но советского производства.

Одним из самых устойчивых мифов, связанных с первой Волгой, является лужение кузовных деталей, во что верят многие бывшие и нынешние владельцы «двадцать первых», а также поклонники машин с оленем на капоте.

На самом же деле до 1962 года по ряду причин для обработки сварочных швов и выравнивания наружных панелей кузова на ГАЗе использовали олово. Это позволяло избавиться от технологических дефектов относительно простым и быстрым способом. Обнаружив участки олова при кузовном ремонте, в СССР и начали верить в лужёный кузов Волги, чем объясняли её высокую стойкость к коррозии.

Волги не сильно ржавели как из-за бережной эксплуатации, так и вследствие применения для изготовления кузовных деталей бельгийского металла, а также его качественной обработки, которая предусматривала фосфатирование и двойное грунтование методом погружения.

Начиная с так называемой «третьей серии» для выравнивания кузовных элементов в Горьком начали использовать пластмассу марки ТПФ.

American style: за дополнительную плату окраска кузова Волги могла быть двухцветной. Но на долговечность ЛКП и металла это никак не влияло

Еще одно популярное заблуждение связано с толщиной металла – в Союзе считалось, что по этому параметру «двадцать первую» впору сравнивать если не с танком, то как минимум с грузовиком. Однако в действительности лишь днище и крыша штамповались из двухмиллиметрового металла, в то время как толщина остальных кузовных элементов Волги колебалась от 0,9 до 1,2 мм. Да и снаряженная масса машины составляла не «почти две тонны», как утверждали многие современники, а 1 460 кг.

В 1961 году первый в мире космонавт Юрий Гагарин в качестве награды за покорение космоса получил в подарок от коллектива Горьковского автозавода чёрный ГАЗ-21И с 70-сильным двигателем. Впрочем, от обычной «двадцать первой» второй серии «гагаринская» Волга черного цвета с госномером 78-78 МОД отличалась разве что светло-голубым цветом салона. Причем хромированные шильдики с надписью «Волга» от более позднего выпуска на передних крыльях машины Гагарина появились в 1963 году, когда он посетил Горьковский автозавод. После гибели Юрия Алексеевича в 1968 году машина с пробегом около 90 000 километров с 1971 года хранилась в специально созданном для неё стеклянном гараже возле дома-музея первого советского космонавта в городе Гагарин Смоленской области.

Волга была далеко не единственным автомобилем Юрия Гагарина. Однако он довольно активно пользовался своей «двадцать первой»

А вот народный артист Юрий Никулин владел не седаном, а универсалом модели ГАЗ-22, который любимцу миллионов в порядке исключения в первой половине шестидесятых годов продали после того, как Никулин в письменном виде аргументировал необходимость приобретения именно «универсальной» Волги. Ведь, в отличие от седана, в частные руки «двадцать вторую» можно было заполучить не ранее начала семидесятых годов – и то в изрядно потрёпанном виде, будучи списанной из какого-нибудь госучреждения.

Юрий Никулин был исключением из правил – он заполучил в личное пользование универсал ГАЗ-22

Американские автомобили такого класса оснащались шести- и восьмицилиндровыми двигателями. Поэтому существовала легенда, что шестицилиндровый двигатель должен был появиться и на «двадцать первой», но… не получилось.

Под капотом американских аналогов встречались рядная «шестёрка» (на фото) либо V8

Однако для Волги изначально была выбрана другая компоновка — четырехцилиндровая, с верхним расположением клапанов, полусферической камерой сгорания и цепным приводом ГРМ. Ходовые испытания показали, что опытные образцы этого 2,5-литрового мотора не слишком экономичны и недостаточно тяговиты. Вдобавок специфическая конструкция головки блока цилиндров накладывала определенные технологические ограничения, из-за чего было принято решение использовать другой мотор. Если на первых версиях (до середины 1957 года) применялся нижнеклапанный двигатель ГАЗ-21Б, являвшийся модернизированным вариантом мотора Победы, то в дальнейшем серийные автомобили оснащали верхнеклапанным двигателем ЗМЗ-21А, который изначально был создан для «полуторки» ГАЗ-56, которая так и не пошла в серийное производство.

Конструкторы оставались верны «обкатанной» на Победе четырехцилиндровой схеме по простой причине — считалось, что с учетом класса и назначения автомобиля ему вполне хватит такого двигателя мощностью около 70 л.с., в то время как шестицилиндровые моторы остались прерогативой представительского ЗИМа и грузовиков ГАЗ-51/52.

Четырехцилиндровый мотор оставлял много свободного пространства в моторном отсеке. И вообще, компоновка ГАЗ-21 были не слишком «плотной», что упрощало ремонт

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector