Ящик пандоры; Сколько стоил бензин в СССР

Цена и стоимость бензина в СССР в 1970-1980 годы марки бензина на заправках Советского Союза за весь

Многие автомобилисты со стажем вспоминают, что бензин в СССР стоил намного дешевле, чем в современной России. Они отмечают, что в прежние времена и цены на заправках были одинаковыми, не менялись ни в Москве, ни в Вологде, ни в Новосибирске. Это было связано с тем, что все АЗС были государственные и ценовую политику определяли госорганы.

Маркировки и цены бензина в СССР

В Советском Союзе существовало большое разнообразие марок бензина, чем СССР всегда гордился. Самым ходовым и востребованным был А-72, цена на который за 1 литр составляла 70 копеек.

Такая цена бензина в СССР никого не отпугивала, поскольку при средней зарплате в 120–150 рублей автомобилисты могли заправлять полный бак и покупать дополнительную канистру бензина, чтобы возить с собой.

Марки бензина за весь период Советского Союза

К основным видам бензина и топлива в 1969 году в СССР относились марки, указанные в таблице 1 (стоимость приведена, согласно действующему тогда государственному стандарту).

Марка Цена за 10 литров, которая была утверждена 29.11.1968.
Авиационный 1 р. 20 коп.
Экстра (для мотоциклов и двухтактных двигателей) 1 р.
АИ-98 1 р. 05 коп.
А-66 60 коп.
Сланцевый 60 коп.
А-72 70 коп.
А-76 75 коп.
Топливная смесь 80 коп.
АИ-93 95 коп.

Под топливной смесью понималась смесь, состоящая из бензина А-72 (25 частей) и автотракторного масла (1 часть), которое принялось для двухтактных двигателей.

В конце 1940-х – начале 1950-х гг. существовали следующие марки бензина:

  • А-56.
  • А-66.
  • А-70.
  • А-74.

А-70 и А-74 нужны были, чтобы заправлять иномарки, ЗИМы и ЗИС-110, которых в СССР было очень мало. Бензин марки А-56 нужен был для грузовых автомобилей ГАЗ и ЗИС. А-74 как и А-72 был неэтилированным.

АИ-93 продавался в начале 1980-х гг. на курортных трассах или в очень далёких сельских регионах. Чаще всего на АЗС встречались А-72 и А-76. Если бензина на заправке не было, то колонка обматывалась шлангом.

Редко продавали бензин АИ-98 и марки «Экстра». Его использовали в основном крупные государственные предприятия. Частным лицам данные марки бензина не отпускали.

Топливная смесь и бензин марки А-66 полностью пропали из продажи в 1970-х годах. Проблемы с А-72 начались в начале – середине 1980-х гг.

Бензин для государственных и не частных машин продавали в Советском Союзе за талоны, которые выпускал Государственный комитет по ценам, желающий регулировать цены на бензин в СССР.

Потом для не частников бензин и топливо стали отпускать за наличные деньги, за исключением двух периодов в конце 1960-х – начале 1970-х гг. и в начале 1980-х гг. Тогда были сделаны попытки ввести талоны на бензин для частников, которые вынуждены были искать такие талоны в продовольственных магазинах. В других местах реализация талонов не происходила.

Так выглядели талоны на бензин в СССР

Кто устанавливал стоимость бензина во времена СССР

Регулировкой цены на топливо и бензин в СССР занимался Государственный комитет цен. Работники этой структуры выпускали специальный прайс-лист на бензин, утверждая его в конце календарного года. Действие прейскуранта начиналось с первого января следующего года.

Небольшие отклонения от государственной цены допускались только в удалённых сибирских регионах. В остальных частях страны цены всегда были фиксированные.

Государственный комитет цен следил за тем, чтобы деньги на АЗС взимались за 10 литров, поскольку именно такой расчёт приводился в прейскуранте. Необходимость продавать бензин сразу по 10 литров объяснялась тем, что в стране не было сверхточных заправочных колонок.

Бензоколонка в СССР

Читайте также:  Сравнение Honda Insight с Toyota Prius

Качество бензина и кто это контролировал

Качество бензина определял тот же Госкомитет цен, устанавливая соответствующие ГОСТы для разных марок бензина, дизельного топлива и топливной смеси. Очень редко встречался на АЗС разбавленный бензин, но за это учреждение могло сильно пострадать.

В каких годах повышались цены

Стоимость бензина в СССР менялась несколько раз. Динамика изменений цены отражена в таблице 2.

Период Особенности Исключения
Начало 1970-х гг. Поднялись на несколько копеек. АИ-93 подорожал на 5 коп. и стал стоить 1 р. Повышение не коснулось бензина марки А-76
1978 г. Цена повысилась в два раза
1981 г. Цена повысилась в два раза

В 1981 году 10 л. А-76 стоило 3 рубля, а АИ-93 повысился с 2 р./за 10 литров (цена на 1978 г.) до 4 р. за 10 литров.

Таблица 3. Стоимость 1 литра бензина в Советском Союзе по годам

Марка бензина 1969 г. Начало 1970-х гг. 1978 г. 1981 г.
А-66 60 коп. Вывели из продажи
А-72 70 коп. 75 коп. Вывели из продажи
А-76 75 коп. 80 коп. 1 р. 50 коп. 3 р.
АИ-93 95 коп. 1 р. 2 р. 4 р.
АИ-98 1 р. 5 коп. 1 р. 10 коп. 2 р. 20 коп. 4 р. 40 коп.
Сланцевый 60 коп. 65 коп. 1 р. 30 коп. 2 р. 60 коп.
Экстра (для мотоциклов и двухтактных двигателей) 1 р. 1 р. 5 коп. Мотоциклисты смешивали прямо на АЗС самостоятельно
Авиационный 1 р. 20 коп. 1 р. 25 коп. 2 р. 40 коп. 4 р. 80 коп.
Топливная смесь 80 коп. 85 коп. 1 р. 70 коп. 3 р. 40 коп.

Сравнение цен на бензин во времена СССР с настоящим временем

Последнее подорожание произошло в 1981 году, тогда АИ-93 и А-76, стоил 3 и 4 р. соответственно за 10 литров. Сейчас эти марки бензина соответствуют А-95, стоимость которого по России варьируется от 44 до 48 рублей за 1 литр. Цену на бензин в городах России сейчас, можно узнать пройдя по данной ссылке.

Современных автомобилистов всегда интересовал вопрос, сколько стоил бензин в СССР. Сводные данные, начиная с 2001 года, приведены в таблице 4.

Таблица 4. Динамика цен на бензин А-95 и топливо в РФ в 2000-е гг. (за 1 литр в рублях).

Год Цена
2001 7 р. 90 коп.
2002 9 р. 80 коп.
2003 11 р. 30 коп.
2004 14 р. 40 коп.
2005 16 р. 80 коп.
2006 18 р. 70 коп.
2007 20 р. 30 коп.
2009 24 р.30 коп.
2010 25 р.
2011 27 р. 40 коп.
2012 26 р. 30 коп.
2013 28 р. 90 коп.
2014 29 р. 40 коп.
2015 33 р.
2016 35 р. 50 коп.
2017 37 р. 10 коп.
2018 45 р. 50 коп.
2019 44–48 р.

Таблица 5. Цены на ДТ, газ и бензин в 2020 году, в России

Марка бензина Стоимость (в рублях)
АИ-92 40,79–43,42
АИ-95 44,39–48,99
ДТ 43,50–50,79
Газ 22,90–24,5

Сколько стоил бензин в СССР в разные годы

На тот период времени частных предприятий, которые торговали бензином, не было, и все цены согласовывались на государственном уровне. Причем цена указывалась за 10 литров топлива, дабы не обмануть покупателя и не остаться в прогаре государству. Давайте попробуем вспомнить, сколько стоил бензин в СССР за 10 литров, и можно ли его было купить на государственных заправках.

Читайте также:  Автомобили бизнес-класса (всех марок) цены и характеристики, отзывы, фото и обзоры

Цены, действующие до конца 1977 года

В Советском Союзе было в свободной продаже множество различных марок, часть из которых на сегодня уже не производится. Одним из самых популярных считался бензин марки А-72. Цена на него составляла 70 копеек по всей территории Союза за 10 литров (обратите внимание на количество!). Равенство цены объяснялось тем, что все заправки были государственными, и именно государство регулировало цены на топливо.

Давайте посмотрим, сколько стоил в СССР бензин разных марок в расчете за 10 литров по утвержденному прейскуранту от ноября 1968 года:

  1. Авиационный (немного непонятно, для чего он использовался, возможно, для работы специальных агрегатов и оборудования) – 1 рубль 20 коп.
  2. Экстра (использовался для мотоциклов, проходил повышенную очистку) – 1 рубль.
  3. АИ-98 (высокооктановый, использовался крайне редко) – 1 руб. 05 коп.
  4. А-72 (был наиболее востребован именно этот вид топлива, использовался для легковых автомашин и частично для грузовиков новых моделей) – 70 коп.;
  5. А-76 подходил практически для всех авто – 75 коп.
  6. Топливная смесь для двухтактных двигателей – 80 коп.
  7. АИ-93 встречался крайне редко, наиболее часто в курортных городах, стоимость за литр составляла 95 коп.
  8. Дизельное топливо – 40 копеек.

На то время в стране не было точных заправочных колонок, поэтому топливо продавали количеством, кратным 10 литрам. Менее этого количества заправщики не имели права отпускать. Небольшие отклонения от стоимости бензина были позволены только в удаленных сибирских регионах, видимо, комитетчики закладывали стоимость доставки в топливо.

Авиационный и бензин марки «Экстра» продавался с ограничениями. Его приобрести могли только предприятия, частным лицам в продаже отказывали. Остальные виды топлива для государственных машин и организаций отпускались по специальным талонам, а частным гражданам – за наличный расчет.

То, что бензин столько стоит, никого не смущало, заправить полный бак мог себе позволить каждый водитель, а единая цена только способствовала этому. Были сделаны попытки ввести талоны для частников несколько раз, но Госкомитет пришел к выводу, что так делать не стоит. Да и распространением талонов почему-то занимались продовольственные магазины, у которых это было непрофильным. А создавать специально регулирующие выдачу талонов органы посчитали экономически неэффективным.

Повышение цены в 1978 году

Первое повышение цены на бензин в СССР было произведено в 1978 году. Тогда топливо подорожало, отталкиваясь от утвержденного в 1968 году прейскуранта, ровно в два раза. Занимались расчетом новых цен в Государственном комитете цен, который курировал всю промышленность. Сотрудники разрабатывали и согласовывали прайс-лист, а в действие он вступал с января следующего года.

Следить за качеством было поручено этому же комитету по разработанным ГОСТам для разных марок топлива. Меры за несоблюдением качества были достаточно жесткие – директора и ответственных лиц могли через суд лишить свободы на несколько лет. Разбавленный бензин в те годы можно было встретить очень редко.

После повышения цены в 1978 году некоторые марки бензина были выведены из продажи, а оставшиеся имели следующую стоимость за 10 литров:

  • А-76 – 1,5 рубля;
  • АИ-93 – 2 рубля;
  • АИ-98 – 2,2 рубля;
  • авиационный – 2,4 рубля;
  • топливная смесь – 1,7 рубля.

Марки бензина А-72 и А-66 были окончательно выведены из продажи, а мотоциклисты смешивали топливную смесь прямо на заправке самостоятельно.

Читайте также:  Покатушки на квадроциклах по бездорожью от клуба; Газуй

Очередное повышение в 1981 году

Следующее повышение цены, зарегистрированное официально, было произведено 1 января 1981 года, после чего топливо стало стоить:

  • А-76 – 3 рубля;
  • АИ-93 – 4 рубля;
  • АИ-98 – 4,4 рубля;
  • авиационный – 4,8 рубля;
  • топливная смесь – 3,4 рубля.

Редко, но бывало, когда на некоторых заправочных станциях топливо стоило немного дороже. Органы ОБХСС проводили специальные проверки и рейды, после чего достаточно быстро устраняли такие перекосы. Так что в целом ситуация по стране оставалась стабильной, бензин был качественным, а цены одинаковыми. Дальнейшее повышение цены происходило после развала СССР.

Сколько стоил бензин в СССР?

Последнее повышение стоимости топлива породило много разговоров о том, что во времена СССР заправить бензобак под завязку было гораздо выгоднее, нежели сейчас. Но для того чтобы понять, насколько соответствует действительности это утверждение стоит узнать, сколько стоил бензин в СССР на разных этапах развития страны.

Кто устанавливал стоимость бензина?

Регулировать стоимость заправочных материалов было поручено Государственному комитету цен. Чиновники этой организации подписали прейскурант отпускных цен на бензин, который вступил в силу с начала 1969 года. Согласно документу, стоимость бензина с маркировкой А-66 составляла 60 копеек. Бензин класса А-72 можно было приобрести за 70 копеек. Цена на топливо А-76 устанавливалась на уровне 75 копеек. Самыми дорогими видами бензина стали жидкости А-93 и А-98. Их стоимость составляла 95 копеек и 1 рубль 5 копеек соответственно.

Кроме того, для автолюбителей Союза была доступна возможность заправить транспортное средство топливом под названием «Экстра», а также так называемой топливной смесью, состоящей из бензина и масла. Ценник таких жидкостей был равен одному рублю и 80 копейкам.

Так как за всё время существования СССР было произведено большое количество топлива с различной маркировкой, его стоимость жёстко контролировалась, а небольшие отклонения от прейскуранта могли быть зафиксированы только в отдалённых сибирских районах.

Особенности топливной отрасли во времена СССР

Главной особенностью того времени, помимо фиксированной цены, было производство продукции высокого качества. Любое отклонение от ГОСТа жёстко пресекалось и наказывалось. Кстати, фиксированная стоимость касалась не только физических лиц, но и государственных предприятий.

Ещё одна особенность заключалась в том, что цена, приведённая выше, взымалась не за один литр, а сразу за десять. Причина кроется в отсутствии на территории страны сверхточных заправочных колонок. Поэтому и градация была сразу по десятке. Да и люди старались не заправлять минимальное количество топлива, а всегда заливали полный бак и ещё несколько железных канистр.

Кроме того, в 80-х особенно остро ощущалась проблема с наличием АИ-93. Это топливо, в первую очередь, доставлялось на автозаправки, которые располагались на трассах курортного направления. Вот и приходилось тариться про запас.

Повышения цены

Изменений по годам было несколько. И первое повышение фиксированных цен произошло в начале 70-х. Затронуло оно все марки топлива, за исключением А-76. К примеру, бензин АИ-93 прибавил в цене пять копеек.

Но наиболее ощутимое для населения повышение стоимости бензина произошло сперва в 1978 году, а затем ещё спустя три года. В обоих случаях ценник был увеличен сразу в два раза. Люди, заставшие те времена, очень часто вспоминают, что государство поставило их перед выбором: либо заправиться, либо купить литр молока за эти же деньги.

На этом повышения цен окончились, и установленный в 1981 году прейскурант продержался неизменным вплоть до последнего дня существования СССР.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector