Как правильно настроить водительское сидение, правила посадки!

Как правильно отрегулировать сидение водителя

Понравилась статья? Следите за новыми идеями полезных авто советов в нашем канале. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзене. Подписаться.

Правильно настроенное водительское сидение сделает поездку более удобной и безопасной, отодвинет время наступления усталости и поможет избежать болей в спине и конечностях от неправильной посадки. Если автомобилем пользуются несколько человек, то перед каждой поездкой следует настраивать положение сидения под себя.

Настройки кресла водителя

Настраивать кресло под себя и менять настройки, можно не вставая с сидения. Все регулировочные рукоятки расположены в пределах доступности. В каких плоскостях можно изменять положение кресла водителя:

  • Сдвигать кресло вперед и назад, делая его дальше или ближе к рулевой колонке.
  • Менять наклон спинки. На максимально откинутой спинке можно даже лежать.
  • Меняется высота подушки. Зависит от роста водителя. Служит для улучшения обзора.
  • Поддержка поясничного отдела позвоночника. При долгой езде начинает ныть и болеть именно эта область спины.
  • Регулируется высота подголовников. При правильно выставленной высоте подголовника меньше устают мышцы шеи.
  • Регулируется положение рулевой колонки. Выставляется после того, как отрегулировано кресло по отношению к педалям.

Как правильно отрегулировать сидение

В первую очередь выставляется расстояние между сидением и педалями. После этого выставляются остальные настройки. Садимся в машину и выжимаем педаль сцепления до конца. Плохо, когда нога полностью выпрямлена или сильно согнута. Двигаем сидение вперед или назад, чтобы нога в колене была согнута на 110-120 градусов.

Если нога полностью выпрямлена, то придется тянуться за педалью и сцепление не будет выключаться полностью. Если нога согнута на 90 градусов, то ноги будут и затекать в дороге, и вы будете испытывать сильный дискомфорт. Для проверки правильно выставленного кресла, включите двигатель, несколько раз нажмите на педаль тормоза, чтобы создать давление и выжмите педаль до конца. Нога в колене должна быть слегка согнута.

Выставляем угол наклона спинки

Сядьте в машину. Руки обе руки положите на руль в наивысшей точке. Руки должны быть немного согнуты в локтях. Вы не должны тянуться к рулю и не должны быть зажаты между рулем и сиденьем. Отрегулируйте сидение так, чтобы руки были слегка согнуты в локтях, а спина имела контакт со спинкой в лопатках, пояснице и копчике.

Из этого положения протяните руку к рычагу переключения передач и к рычагам включения фар и поворотников. Переключение не должно быть дискомфортным. Вы должны легко дотягиваться до любого рычага.

Выставляем положение подголовников

Некоторые водители думают, что функция подголовников – это создать комфорт при езде и дать возможность откинуть голову на них. Основная миссия подголовника – уберечь от перелома шейные позвонки в случае резкого удара. Высота подголовника выставляется до уровня затылка водителя. Во время движения расстояние от подголовника до затылка должно сохраняться не более 3 см. Правильно отрегулированное сидение не только создаст комфорт при езде, но и убережет от развития профессиональных заболеваний водителей, которые возникают от долгого сидения за рулем.


Во многих авто есть регулировка водительского сиденья по высоте, и эта опция является крайне полезной. Правильное положение тела за рулем обеспечивает хороший дорожный обзор и позволяет не утомляться при длительных поездках. Правильная посадка, как отмечают сами водители, позволяет быть с машиной «одним целым».

Регулировка водительского сиденья по высоте имеет также значение в дорожной безопасности, ведь когда водитель в кресле сидит правильно, его ягодицы и спина плотно прилегают к сидению, именно эти части тела помогают реагировать на ускорение, замедление, занос и экстренное торможение автомобиля. Неспроста ведь автомобильные производители именно в водительское сидение закладывают больше регулировок, это делается для того, чтобы водитель чувствовал себя комфортно и не отвлекался на неудобное положение тела.

Для правильного положения тела, одной регулировки по высоте недостаточно, нельзя просто сделать инструкцию о том, выше или ниже нужно установить сидение. Правильное положение кресла достигается всем комплексом возможных регулировок для каждого водителя.

Перед началом регулировки нужно сесть, так, чтобы ягодицы и вся спина полностью прилегали к сидению, не важно, какой при этом обзор, он далее настроится.

На следующем этапе регулировки нужно при помощи левой ноги выжать сцепления и держать его выжатым. Если автомобиль оснащен АКПП, тогда правой ногой следует выжать педаль газа, естественно на заглушенном двигателе. С помощью положения ноги и угла её наклона выставляется положение продольное положение кресла.

Нога, которая нажимает на педаль, должна быть слегка согнута в колене, углом примерно 120 градусов. Если примерно такой угол сгиба не получается, нужно с помощью салазок перемещать сидения назад/вперед, чтобы добиться этого угла.

Читайте также:  Силы, действующие на автомобиль при движении - Как отремонтировать ВАЗ

После окончания продольной регулировки, нужно позаботиться о наклоне спинки сидения. Чтобы выставить правильный наклон, нужно вытянуть правую руку и положить её на верхнюю часть руля, естественно плотно сидя при этом.

Правильно положение спинки такое, при котором на руль ложиться запястье, а ладонь остается свободной. Если такого положения нет, нужно его добиться, меняя наклон спинки.

Что касается спинки, то в некоторых моделях есть еще и регулировка поясницы. Её нужно настроить так, чтобы сидя, позвоночник имел небольшой прогиб. Это позволит сохранить правильную осанку и меньше утомляться при длительных поездках.

Перед регулировкой высоты, можно настроить положение подголовника. Высота его должна быть на одном уровне с головой водителя. Он не должен наклонять голову, а быть на расстоянии около 1см от затылка.

Теперь нужно настроить высоту сидения, при условии, что есть такая регулировка как лифт по высоте. Высоту нужно настраивать так, чтобы был максимально возможный обзор и хорошо видна вся панель приборов. То есть высота подбирается опытным путем, индивидуально для каждого. Но, нужно учитывать несколько следующих факторов.

Комфорт любят все. Видимо поэтому многие автомобилисты предпочитают вольготно растянуться в водительском кресле, словно на диване перед телевизором. Но происходящее за лобовым стеклом – не художественный фильм, а подобный отдых может привести к очень печальным последствиям. Мы поможем настроить сиденье так, чтобы вам было комфортно, а вести машину было удобно.

Безусловно, комфорт водителю в машине нужен, ведь правильное размещение на сиденье позволит избежать усталости – мышцы не будут сильно напрягаться и ничто не помешает правильному кровообращению. Однако самое важное – оптимальная посадка повышает готовность водителя к своевременной реакции в случае аварийной ситуации. Разумеется, само по себе неправильное положение тела шофёра не может стать причиной ДТП, однако в непредвиденных обстоятельствах, когда важны даже доли секунд, водитель не сможет оперативно отреагировать. Вроде что такое одна секунда? А это, между прочем, целых 17 (!) метров пройденного пути (если асфальт сухой. Задумайтесь, а если гололёд. ) В критической обстановке – это очень много! Именно по этой причине первое с чего начинает практические занятия инструктор в хорошей автошколе – это с разъяснений, как правильно настроить водительское сиденье. Ведь комфортно – это не значит правильно. А вырабатывать верные привычки водителям-новичкам нужно с самого начала вождения. Для этого вам поможет наша пошаговая инструкция.

Шаг 1. Правильно расположитесь на водительском сиденье

Прежде, чем приступить к регулировке автомобильного кресла, вам необходимо оптимально устроиться на нём. Сядьте прямо и хорошенько прижмите спину и ягодицы к спинке сиденья. Тогда ваша спина будет меньше уставать, а вы в то же время будете хорошо видеть, что происходит на дороге.

Шаг 2. Отрегулируйте расстояние до педалей

Самое главное, что необходимо сделать, когда вы в первый раз садитесь за руль любого автомобиля, – подвинуть кресло, чтобы ноги легко доставали до педалей. Но тут есть маленькие хитрости.

Для начала правой ногой надавите на тормоз до упора, а левой, если у вас машина на «механике», полностью выжимаем сцепление. Если вы собираетесь управлять «автоматом», тогда левой ногой упирайтесь в то место, где педаль сцепления находится на автомобилях в МКПП. В этом случае ягодицы не сдвинуться с места при резком торможении, а в случае аварийной ситуации у вас будет ещё один упор помимо рулевого колеса.

Теперь за счёт продольной (вперёд-назад) регулировки добиваемся такого положения, чтобы ноги не разгибались до конца даже, когда вы нажимаете на педали до упора. Кроме того, вы не должны тянуться ногами к педалям, а колени не должны выпирать так, словно вы – ребёнок-переросток на крошечном трехколёсном велосипеде.

Если колени полностью разогнуты – подвиньте кресло поближе к рулю. Если ноги напротив излишне изогнулись, то отодвиньте сиденьи назад. Кстати, первое положение опасно ещё тем, что прямые ноги во время удара машины ломаются, нанося при этом травмы нижнему отделу спины и позвоночнику.

Надавливая на педали, проследите, чтобы пятки не находились в воздухе. Правая ступня должна располагаться под педалью тормоза, но в состоянии достать носком до педали акселератора.

Шаг 3. Отрегулируйте наклон спинки водительского кресла

Читайте также:  Нексия не заводится на прогретую

При посадке, как мы уже отмечали выше, спина автомобилиста должна быть хорошо прижата к креслу. Поэтому, чтобы она сильно не напрягалась, но при этом водителю был обеспечен хороший обзор, угол наклона спинки должен чуть превышать 90 градусов.

Отрегулировать сиденье надо так, чтобы руки, размещённые на верхней части рулевого колеса, можно было опустить за «баранку», не отрывая при этом спины от кресла. В то же время руки должны быть лишь слегка согнутыми в локтях.

Шаг 4. Отрегулируйте водительское кресло по высоте

В некоторых автомобилях также предусмотрена регулировка высоты подушки сиденья (так называемый «лифт» кресла). Водители-новички предпочитают поднять его повыше, чтобы обеспечить максимальный обзор дороги. Никаких неверных действий в этом нет, если положение ног и спины при этом остаётся в соответствии с указаниями, данными выше.

При этом вы должны хорошо видеть приборную панель, не наклоняясь вперёд.

Если предусмотрена опция по изменения наклона подушки сиденья, поднимите передний край чуть выше заднего. Это создаст оптимальную опору бедрам, а также прижмёт корпус водителя к спинке кресла.

Шаг 5. Займитесь регулировкой руля

Во-первых, рулевое колесо не должно загораживать панель приборов. Вам необходимо видеть не только тахометр и спидометр, но и показатели температур, на которые приходится частенько смотреть в летней стоячей пробке.

Во-вторых, если «баранка» расположена правильно, то это позволит водителю держать руки на руле в верном положении (соответственно цифрам 9 и 3 на циферблате часов). При этом ладони будут находиться чуть ниже плеч.

И наконец, отодвиньте рулевое колесо так, чтобы между «баранкой» и корпусом человека было расстояние от 30 до 45 см.

Шаг 6. Отрегулируйте подголовник

Откинув голову, вы должны упереться в подголовник затылком, а не шеей. Наклоните его к голове как можно ближе, однако облокачиваться на него головой не советуем – это лишь подстраховка для головы в случае столкновения. Идеальное расстояние от подголовника до затылка составляет 2-5 см, не больше.

Шаг 7. Настройте зеркала

Напоследок отрегулируем зеркала. В зеркало заднего вида вы должны видеть заднее стекло полностью, не меняя оптимального положения корпуса на водительском месте. А в боковых зеркалах должен отражаться край вашего автомобиля и соседняя полоса.

Тест на правильную посадку водителя

Сделали всё правильно? Проверим! Попробуйте одновременно оторвать руки от рулевого колеса, а ноги от пола. Легко удерживаете баланс? Значит, вы нашли оптимальное положение водительского кресла, когда вся тяжесть распределяется на подушку и спинку сиденья.

Конечно, как к любой хорошей привычке, к правильному положению за рулём также придётся привыкать. Зато потерпев какое-то время, вы сможете совершать длительные автопутешествия не уставая и не страдая от затёкшей спины. Да и время на реакцию в случае аварии значительно увеличится, а значит поездка окажется более безопасной.

Электрическая регулировка сидений

Чрезвычайно комфортная функция, но большей частью доступная только в автомобилях высшей ценовой категории, является электрическая регулировка сиденья водителя и частично переднего пассажира. Возможна также электрическая регулировка задних сидений. На рисунке представлены различные варианты регулировок, которые в большинстве случаев выходят за рамки обычных чисто механических регулировок сидений.

Рисунок. Варианты регулировки и расположение переключателей электрически регулируемого водительского сиденья

  1. Регулировка в горизонтальной плоскости
  2. Регулировка по высоте спереди
  3. Регулировка по высоте сзади
  4. Установка наклона спинки сиденья
  5. Установка по высоте подголовника
  6. Регулировка поясничной опоры

В противоположность к конструкции сидений электрическая схема электродвигателей постоянного тока с правым/левым вращением очень проста. В неактивном положении переключатели соединены с массой При нажатии переключателя он соединяется с «плюсом» аккумуляторной батареи, в результате чего на электродвигатель подается ток с определенным направлением, и двигатель начинает вращаться в соответствующую сторону.

Рисунок. Конструкция сиденья и расположение серводвигателей

Подача напряжения на переключатели в целях безопасности прерывается при закрытой двери водителя и выключенном зажигании.

Рисунок. Электрическая схема «Электрическая регулировка сиденья»

Как высота водительского кресла влияет на безопасное вождение

В вялотекущих пробках иногда встречается забавная картина: автомобиль едет, а водителя внутри не видно. Только если внимательно присмотреться, можно разглядеть руки на руле и голову над подоконной линией. Спрашивается, как в таком положении человек умудряется управлять автомобилем? Ведь правильная настройка водительского кресла, как убедился портал «АвтоВзгляд», имеет большое значение для безопасности, и особенно это касается регулировок по высоте.

От того, насколько правильно отрегулирована высота сиденья зависит, какой у водителя будет угол дорожного обзора. При слишком низком положении можно почувствовать себя как в танке со смотровой щелью, и ездить в таком положении недопустимо. Но высоко сидеть — тоже не всегда комфортно, потому что посадка за рулем зависит не только от роста, комплекции, длины рук и ног человека, но и от конструкции автомобиля — диапазона регулировок кресла, расположения рулевой колонки, педалей и торпедо.

Читайте также:  Технические условия, ТУ на производство, ТУ на продукцию

Например, место рулевого в кроссоверах, внедорожниках, минивенах и микроавтобусах можно сравнить с капитанским мостиком: высоко сидишь — далеко глядишь. А водительская посадка в спортивных приземистых седанах и хетчбэках — почти всегда полулежачая. Пожалуй, единственное и весьма ощутимое преимущество «капитанского мостика» — улучшенная обзорность. Именно по этой причине многие начинающие водители стараются поднимать кресло как можно выше.

В любом случае регулируя высоту сиденья, необходимо добиться оптимальной панорамы дороги и при этом сохранить возможность без затруднений считывать информацию с панели приборов и всех других носителей той или иной информации, предусмотренных автопроизводителем.

Конструкции современных автомобилей рассчитаны на водителей ростом не ниже 150 см. Поэтому в большинстве машин «лифт» сиденья позволяет невысокому автолюбителю поднять кресло до оптимального уровня, при котором расстояние от затылка до потолка составляет 10—15 см.

Главное, чтобы сохранялась полноценная обзорность, потому что в некоторых моделях уровень верхней кромки лобового стекла расположен слишком низко. Обычно это актуально для водителей ростом выше 185 см.

В больших автомобилях с просторным салоном и высокой крышей посадку лучше настраивать таким образом, чтобы глаза были не ниже уровня центральной горизонтальной линии лобового стекла. Регулируя высоту сиденья, нельзя забывать и про все остальные настройки — наклон спинки, расстояние до руля и педалей, положение ног и т. д.

Понятное дело, что одни автолюбители предпочитают высокий трон, другим по душе кушетка. Впрочем, при всех субъективных предпочтениях не стоит пренебрегать общими правилами водительской посадки.

На посадку водителя в автомобиле влияют его индивидуальные физиологические особенности — комплекция, рост, длина рук и ног. Но чтобы правильно устроиться за рулем, следует соблюдать ряд обязательных правил.

Идеальная посадка за рулем прежде всего минимизирует мышечное напряжение, способствует улучшению кровообращения, снижает утомляемость и повышает реакциюводителя на ту или иную ситуацию на дороге.

Главное, чтобы во время езды спина оставалась прямой. Для этого необходимо плотно прижаться лопаткам и поясницей к спинке кресла — максимальный угол ее наклона не должен превышать 110 градусов. В идеале при нажатии педали «в пол» нога распрямляется практически полностью.

Если сгорбиться над рулевым колесом, как это частенько делают начинающие водители, то предплечья окажутся скованными, а руки — недостаточно свободными, чтобы активно работать с рулевым колесом. К тому же, от положения головы напрямую зависит чувствительность вестибулярного аппарата.

Руль никоим образом не должен служить опорой для драйвера — на него приходится лишь вес рук, а не всего тела. Держать «баранку» лучше в позиции «на 10 часов и на «2 часа. Конечно, мало кто из водителей следует этому правилу, однако именно такое расположение является единственно правильным, и его рекомендуют профессиональные инструкторы.

Основное усилие хвата приходится на мизинцы и безымянные пальцы рук, а большими нужно охватить руль с внутренней стороны. Во время рулежки остальные пальцы должны быть расслабленными, но готовыми в случае необходимости усилить хват. Кисти рук следует держать чуть выше уровня локтей, дабы не затруднять кровообращение.

Для того, чтобы водитель мог удобно устроиться за рулем, выполнив все перечисленные трбования, большинство автостроителей оснащает машины рулевой колонкой, регулируемой по высоте и вылету.

Немаловажную роль играют и правильно отрегулированные подголовники, которые нужно максимально приблизить к затылку. Многие водители заблуждаются, думая, что подголовник создан исключительно для опоры головы. На самом деле, от оптимальной настройки этого элемента в большой степени зависит безопасность шофера, который в случае ДТП может избежать ушибов и перелома шеи.

Боковые зеркала должны быть отрегулированы таким образом, чтобы при наименьшем угле поворота головы открывался как можно более широкий обзор. Идеальная настройка зеркал — когда в ближнем его секторе видна задняя часть собственной машины. Правда, при перестроении или старте с места нелишне все-таки чуточку податься вперед, чтобы в поле зрения попали объекты, коварно скрывающиеся в слепой зоне.

И не забывайте про ремни безопасности: то, что во время аварии в ряде случаев они могут вам навредить — не более, чем миф.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector