Как проверить аккумулятора автомобиля на работоспособность заряд АКБ мультиметром (тестером) и нагру

Проверка с помощью мультиметра заряда аккумулятора Выживи сам

Мультиметр – это легкое переносное устройство поможет водителю следить за состоянием аккумулятора в машине благодаря регулярной проверке. Он многофункциональный, так как одновременно используется, как вольтметр, амперметр и омметр.

Аккумулятор с полным зарядом освобождает водителя от проблем, связанных с заводом двигателя автомобиля, особенно в зимний период. Чтобы избежать «чихания» мотора, когда АКБ не в силах провернуть коленвал с должной частотой, следует проверить заряд аккумулятора мультиметром. Причин плохой работоспособности батареи и быстрого выхода ее из строя, несколько:

  • Во-первых, это постоянная недозарядка АКБ, которая может быть вызвана поездками на небольшие расстояния слишком часто, и прогревание машины в зимний период.
  • Во-вторых, перезарядка так же чревата последствиями, так как приводит к ломкости пластин. Это может случиться при плохой работе регулятора напряжения.

Как измерить ток и напряжение мультиметром?

Мультиметр — самый нужный прибор для электронщика и автолюбителя.

Давайте разберемся с его обозначениями. На рисунке я пометил цифрами те обозначения, которые встречаются на любом мультиметре. Если вы их не знаете, то и мультиметр Вам не нужен.

1) Значок сопротивления. Этот значок говорит нам о том, что мы собираемся мерять сопротивление. На фотографии показан диапазон сопротивления, который мы можем измерить мультиметром — от 0 Ом до 200 МегаОм.

2) Значок постоянного напряжения. Означает, что ставя переключатель на него, мы сможем измерять постоянный ток. В данном приборе, диапазон измерения постоянного напряжение от 0 миливольт до 1000 Вольт.

3) Значок переменного напряжения. Диапазон измерения в данном случае от 0 миливольт до 750 Вольт.

4) Значок для измерения коэффициента усиления транзисторов. Но я им не пользуюсь, потому как нет надобности.

5) Значок емкости конденсаторов. Емкость измеряется в Фарадах. Диапазон от 0 и до 200 микроФарад.

6) Значок измерения силы тока постоянного напряжения. Диапазон от 0 до 20 Ампер.

7) Значок измерения силы тока переменного напряжения. Диапазон от 0 до 20 Ампер.

8) Диодная прозвонка. Показывает именно падение напряжения на замеряемом элементе в миллиВольтах. Да-да, можно не протирать глаза, чтобы еще раз прочитать предыдущее предложение). Прелесть данной функции в том, что если высвечивается падение напряжения меньше, чем 100 миллиВольт (для различных моделей оно разное), из мультиметра доносится пикающий сигнал. Очень удобная для проверки диодов, а также целостности проводов, предохранителей (в конце статьи ссылки, как это сделать). Покупая мультиметр, берите такой, чтобы эта функция была однозначно, иначе мультиметр резко теряет свой функционал.

Измеряем силу тока

Запомните одно правило при измерениях: при измерении тока, щупы соединяются последовательно с нагрузкой, а при измерении других величин — параллельно.

На рисунке ниже показано, как надо правильно соединить щупы для измерения силы тока.

В нашем случае нагрузкой является кулер от компа. Наш блок питания имеет встроенную индикацию для показа силы тока, а как вы знаете с курса физики, сила тока измеряется в амперах. Выставляем 12 вольт, на мультиметре ручку крутим на измерение постоянного тока. Мы выставили предел измерения на мультике до 20 ампер. Собираем как по схеме выше и смотрим показания на мультике. Оно в точности совпало со встроенным амперметром на блоке питания.

Для того, чтобы измерить силу тока переменного напряжения мы ставим крутилку мультиметра на значок измерения силы тока переменного напряжения — «А

» и точно также по такой же схеме делаем замеры.

Измеряем постоянное напряжение

Возьмем вот такую вот батарейку

Как мы видим, на ней написан ток 550 мАh , который она может выдавать в нагрузку в течение часа, то есть милиампер в час, а также напряжение, которым обладает наша батарейка — 1.2 Вольта. Напряжение — это понятно, а вот что такое ток в течение часа? Допустим наша нагрузка лампочка кушает ток 550 мА. Значит лампочка будет светить один час.

Или возьмем лампочку, которая светит послабее, и пусть она у нас кушает 55 мА, значит она сможет проработать 10 часов. Тупо делим значение 550 мА, которое у нас написано на батарейке, делим на значение, которое написано на нагрузке и получаем время, в течение которого все это будет работать, пока не сядет батарейка. Короче говоря, кто дружен с математикой, тому не составит труда понять сие чудо)

Давайте замеряем напряжение на батарейке, один щуп мультиметра на плюс, другой на минус, то есть подсоединяем параллельно, и вуаля! В данном случае напряжени на батарейке 1.28 Вольт. Значение на новой батарейке всегда должно превышать то, которое написано на этикетке.

Давайте замеряем напряжение на блоке питания. Выставляем 10 Вольт и меряем.

Красный — это плюс, черный — минус. Все сходится, напряжение 10.09 Вольт. 0.09 Вольт не играют никакой роли, ими можно пренебречь.

Если же мы путаем щупы мультиметра или щупы блока, то ничего страшного, мультиметр покажет нам значение такое же, но со знаком «минус» .

Имейте ввиду, на таких мультиках это не прокатывает

Измеряем переменное напряжение

Ставим на мультике на предел измерения переменного напряжения и замеряем напряжение в розетке. Без разницы, как сувать щупы, у перменного напряжения нету плюса и минуса. Там есть фаза и ноль. Грубо говоря, один провод в розетке не представляет опасности — это ноль, а другой может здорово попортить ваше самочувствие или даже здоровье — это фаза.

По идее в розетке должно быть 220 Вольт. Но у меня показывает 215. Ничего страшного в этом нет. Напряжение в розетке «играет» . Ровно 220 Вольт вам вряд ли придеться увидеть при измерениях напряжения в розетках вашего дома

http://www.ruselectronic.com/news/multimjetr-i-izmjerjenija/ — подробнее здесь.

Замер утечки тока

Для начала нужно Мультиметр поставить в режим измерения тока на 10 или 20 Ампер.

Как определить утечку тока в разрыв массы:

Снимаем «-» клемму с АКБ

Один из провод амперметра подключаем к «-» АКБ

Другой на снятый провод (полярность на цифровом мультиметре не имеет значения)

Как определить утечку тока в разрыв плюса:

Отключите плюсовую клемму от аккумулятора

Подключите амперметр минусовой клеммой — к контактной клемме автомобиля

Плюсовой клеммой — к АКБ

Технология определения утечки тока:

Подготовьте автомобиль к тестированию (отключите магнитолу, габариты, освещение в салоне и т.д.)

Через минуту подключите амперметр в разрыв цепи и снимите показания (особенность автосигнализаций такова, что они становятся на охрану не раньше чем через минуту)

Как увидели на амперметре ток утечки, то начинаем вытаскивать и ставить обратно по порядку предохранители и реле — станет понятно какая цепь дает утечку, когда ток придет в норму.

Автомобильный аккумулятор:

Ёмкость аккумулятора, как правило, ровна = 55 Ач (Ампер/Часы). Т.е. аккумулятор

проработает 55 часов при силе тока в 1 ампер, или наоборот он попытается выдать 55А/ч — обеспечивает силу тока в 55 ампер в течении одного часа.

При напряжение в 10,5 В — при такой разности потенциалов на клеммах аккумулятор принято считать полностью разряженной.

Нормальный показатель более 100 минут, в течение этого времени автомобильный аккумулятор будет обеспечивать работу без генератора

Ампер-часы у всех аккумуляторов, как правило, одинаковые, но сила тока достаточно разная, производители ставят в наклейках от 460 до 610 А!

Читайте также:  Honda navigation system инструкция на русском

В теории большой ток говорит о малом внутреннем сопротивлении, о технологическом совершенстве, но на практике данные показатели выдерживаются достаточно редко.

Ампер-час

Ампер-час — это заряд, который проходит через поперечное сечение проводника в течение одного часа при наличии в нём тока силой в 1 Ампер.

Производители аккумуляторов, как правило, указывают в технических характеристиках значение или мА·ч(mAh), или в Вт·ч(Wh). Для перевода из мА·ч в Вт·ч нужно знать значение напряжения в вольтах и воспользоваться формулой

Ватт =Вольт * Ампер

Напряжение аккумулятора умножаешь на ампер час получишь ватты

Аккумулятор =55а/ч*12в=650 ватт

Батарейка NiMH = 2,1а/ч*1,2в=2,52 ватт

ПРОВЕРКА АККУМУЛЯТОРА ПРИ РАБОТАЮЩЕМ ДВИГАТЕЛЕ

Измеряем напряжение сначала на заведенном двигателе. Нормальное напряжение должно показывать от 13,5 до 14,0 В.

Если напряжение аккумулятора при работающем двигателе больше величины в 14,2 В — это свидетельствует о низкой зарядке аккумулятора и что генератор работает в усиленном режиме, чтобы зарядить батарею. Это бывает не всегда, например, зимой возможно повышенное напряжение, т.к. аккумулятор мог разрядиться немного за ночь из-за холодной температуры, или электроника определяет температуру воздуха и дает больше заряда на аккумулятор.

В повышенном напряжении на аккумулятор нет ничего плохого. Если с электрооборудованием машины все нормально, то через 5-10 минут электроника скинет напряжение до обычного: 13,5-14,0 В. Если этого не происходит и напряжение постепенно не сбрасывается до оптимальной величины, то это может обернуться перезарядом аккумулятора. Он будет работать при максимальной отдаче, что грозит выкипанием электролита.

Какое сейчас напряжение на аккумуляторе при замере мультиметром? При нормальной работе электроники машины оно должно быть в пределах от 13,5 до 14. Если ниже — это говорит, что не работает генератор автомобиля. Особенно, когда напряжение при работающем двигателе и выключенных потребителях меньше 13,0 В.

Возможно низкое напряжение, если контакты аккумулятора окислились, так что проверьте контакты и зачистите их шкуркой.

Как еще проверить работу аккумулятора и генератора? Есть один способ. При работающем двигателе и выключенных источниках потребления, напряжение на аккумуляторе равняется 13,6. Теперь включаем ближний свет. Напряжение АКБ должно чуть упасть — на 0,1-0,2 В. Далее включаем музыку в машине, потом кондиционер и другие потребители. Делаем всё постепенно и при каждом включении потребителей напряжение на батарее должно слегка падать.

Если напряжение, после включения источников энергопотребления автомобиля падает значительно, это говорит, что генератор работает не в полную мощность и износились щетки генератора.

ПРОВЕРКА АККУМУЛЯТОРА ПРИ НЕРАБОТАЮЩЕМ ДВИГАТЕЛЕ

Проверяем напряжение аккумулятора при неработающем двигателе с помощью мультиметра. Если напряжение менее 11,8-12,0 — аккумулятор разряжен, автомобиль может не завестись и придется его прикуривать от другого автомобиля.

Нормальное напряжение на аккумуляторе при неработающем двигателе должно быть от 12,5 до 13,0 В.

Есть старая и простая методика, чтобы по напряжению узнать уровень заряда аккумулятора.

  • 12,9– говорит, что АКБ заряжен на 90%,
  • 12,5 — на 50%,
  • 12,1 — на 10 процентов.

Это приблизительная методика измерения уровня заряда, но действенная, что подтверждено на собственном опыте.

Есть нюанс, когда измеряете напряжение при неработающем двигателе. Если измерение проходит после того, как заглушили двигатель, то возможно одно показание, а если на следующее утро — будет другим напряжение. Лучше измерить напряжение на батарее перед поездкой.

Мы рассказали о простой методике измерения напряжения на аккумуляторе — она является приблизительной, хотя и вполне действующей. Если хотите стопроцентно узнать о работоспособности аккумулятора, то об этом поговорим в следующем разделе.

ПРОВЕРКА АККУМУЛЯТОРА С ПОМОЩЬЮ НАГРУЗОЧНОЙ ВИЛКИ

Данная методика проверки аккумулятора с помощью нагрузочной вилки — действенный способ проверки работоспособности батареи автомобиля. Именно по его результатам можно заявлять, заряжен аккумулятор или нет.

Как проверить заряд аккумулятора?

Для этого подсоединяете нагрузочную вилку, соблюдая полярность. Время присоединения не должно превышать 5 секунд. В начале замера напряжение 12-13,0 В. В конце пятой секунды напряжение должно быть больше 10 Вольт. Такой аккумулятор считается заряженным и способным работать под нагрузкой.

Если при проверке нагрузочной вилкой напряжение падает ниже 9 вольт, аккумулятор считается слабым и ненадежным.

В данном случае придется задуматься о покупке нового аккумулятор для авто.

Краткая справочная информация из открытых источников по форматам батареек:

Батарейка «Крона» (также 6F22 (солевая), 6LR61 (щелочная), PP3, E-Block, 9V Brick Battery) — типоразмер батареек. Название происходит от марки выпускавшихся в СССР угольно-марганцевых батареек этого типоразмера «Крона ВЦ».

Батарейка AA (также: R6, 316, А316, Mignon, в просторечии «Пальчиковая») — один из наиболее популярных типоразмеров гальванических элементов питания (батареек) и аккумуляторов. Номинальное напряжение — 1,5 В у батареек, 1,2 В — у никель-кадмиевых и 1,55 В у серебряно-цинковых аккумуляторов.

Возможные значения электрической ёмкости
Угольно-цинковая (солевая) батарейка: 150-550 мАч.
Щелочная батарейка: 1700—3000 мАч.
Никель-кадмиевый аккумулятор: 650—1000 мАч.
Никель-металл-гидридный аккумулятор: 1400—3000 мАч.

AAA (также: R03, 286, Micro, в просторечии «Мизинчиковая») — типоразмер батареек и аккумуляторов. В разговорной речи часто называются «мизинчиковыми» или «минипальчиковыми»

Типичная ёмкость солевой батарейки — 500мАч, щелочной батарейки — 1250 мАч. Типичная ёмкость аккумулятора этого стандарта — 300—1100 мАч.

Последовательное соединение:

при последовательном соединении проводников сила тока в любых частях цепи одна и та же: I = I1 = I2

Полное напряжение в цепи при последовательном соединении, или напряжение на полюсах источника тока, равно сумме напряжений на отдельных участках цепи: U = U1 + U2

Параллельное соединение:

Сила тока в неразветвленной части цепи равна сумме сил токов в отдельных параллельно соединенных проводниках: I = I1 + I2

Напряжение на участках цепи АВ и на концах всех параллельно соединенных проводников одно и то же: U = U1 = U2

Как проверить автомобильный аккумулятор

Состояние аккумулятора автомобиля — предмет постоянной заботы владельца. Если за ним не следить, проблемы настигнут в самый неподходящий момент, и обижаться надо будет только на самого себя. Большинство водителей знает о важной и ответственной роли АКБ, выполняя осмотр и регулярно производя необходимое обслуживание. Но некоторые начинающие автолюбители не имеют представления, как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность, а также какие инструменты или приспособления для этого нужны. Вопрос важный, поэтому следует рассмотреть его со всех сторон.

Визуальный осмотр

Первым действием, выполняемым при осмотре АКБ, является обычный визуальный осмотр. Необходимо проверить, нет ли изъянов, видимых внешне:

  • Нарушения целостности корпуса.
  • Загрязнения, слой пыли или мелкого мусора.
  • Состояние клемм, наличие белого или зелёного налёта окислов.
  • Потёки электролита или влага.
  • Ослабление контакта клемм, отсутствие плотности прилегания.

Внешний осмотр аккумулятора надо производить регулярно. Он не отнимет много времени, но позволит обнаружить первые признаки износа или разрушения, сигнализирующие о необходимости ремонта или замены. Каждый раз, когда владелец заглядывает под капот автомобиля, он должен уделить несколько секунд для оценки внешнего вида АКБ. Обнаруженные загрязнения, лужицы воды или потёки электролита следует удалить ветошью. Для удаления потёков электролита можно использовать слабый раствор щёлочи (на 100 г воды берётся 5 г соды), после чего корпус насухо протирают сухой тряпкой. Допускать наличие влаги на корпусе нельзя, поскольку это приводит к ускоренному интенсивному саморазряду.

Читайте также:  Прозрачный антигравий Hi-Gear Инструкция и отзывы

Корпус аккумуляторной батареи должен быть целым, а грязь на контактах отсутствовать

Ослабленный контакт клемм уменьшает пусковой ток, что замедляет процесс зарядки, ухудшает запуск двигателя. Вследствие увеличения сопротивления и плохого прилегания контактов образуется налёт окислов, клеммы сильно нагреваются, усугубляя проблему еще больше. Вопрос решается зачисткой клемм мелкой наждачной бумагой, затяжкой контактов и смазкой техническим вазелином. Можно поступить ещё проще — проверяя уровень масла в двигателе, достаточно прикоснуться концом щупа к контактам. Этой капельки масла достаточно, чтобы защитить поверхность клемм от возникновения налёта окислов.

Как проверить аккумулятор на работоспособность

Существует два явных признака выхода АКБ из строя:

  • Усилия стартера не хватает, чтобы завести двигатель. Искра слабая и поджечь топливную смесь она не в состоянии. Двигатель прокручивается с заметным трудом.
  • Заряд АКБ быстро заканчивается. Это особенно заметно в зимнее время, когда заряда хватает лишь на несколько запусков.

При появлении признаков снижения работоспособности АКБ следует определить причину быстрого исчезновения разряда. Не всегда в этом виноват сам аккумулятор, нередко источником проблемы являются другие элементы:

  • Слабый ток генератора не в состоянии качественно зарядить аккумулятор. Эту проблему надо решать на СТО.
  • Неправильно подключенные устройства и приборы также способствуют ускоренной разрядке АКБ.
  • Долгий срок службы аккумулятора, вызвавший износ устройства (сульфатация, механические повреждения, окисление).
  • Проблемы с электропроводкой. Со временем изоляция перетирается, и появляется возможность замыкания.
  • Неопытные или невнимательные водители нередко оставляют включенными некоторые приборы — магнитолу, индикаторы или лампочки. Это способствует расходу заряда АКБ.
  • Отсутствие обслуживания. Если не производится постоянный уход за аккумулятором, срок его службы начинает стремительно сокращаться.

Когда внешние причины расхода заряда устранены или не обнаружены, вероятность отказа аккумулятора значительно увеличивается. Необходимо произвести проверку его работоспособности. Существует несколько методов определения его состояния:

Уровень и плотность электролита

Этот способ проверки годится только для измерения заряда обслуживаемых аккумуляторов. Устройство устанавливают на горизонтальную поверхность, откручивают все пробки банок и визуально определяют количество электролита в каждой из них. Он должен быть примерно на 1 см выше уровня верхушек пластин. Если требуется более точная проверка, понадобятся градуированная или простая стеклянная трубка и линейка. Трубку опускают в электролит до упора в край пластины, свободный конец зажимают пальцем и вынимают её из банки. Измеряют длину столбика электролита, оставшегося в трубке. Она должна составлять 10-15 мм. Если уровень не соответствует номинальному значению, доливают до нужного количества дистиллированную воду. Подобным образом производят проверку уровня в каждой банке.

Немного устаревший ареометр с семью поплавками для измерения плотности электролита

Для проверки плотности понадобится ареометр. Он представляет собой стеклянную колбу, на верхнем конце которой установлена резиновая груша, а внутри находится поплавок с нанесённой шкалой (градуировкой). Для проверки следует опустить свободный конец трубки в электролит и с помощью груши втянуть его внутрь. Поплавок должен свободно плавать в жидкости. Линия градуировки, совпадающая с поверхностью электролита, покажет значение плотности в г/см 3 . В норме она составляет 1,28+- 0,01 г/см 3 . Понижение значения на 0,01 означает разряд на 5-6%. Проверку надо производить в соответствующих условиях:

  • Произведена полная зарядка АКБ.
  • Температура воздуха должна составлять 25 о .

Если при проверке получено значение 1,23 г/см 3 , значит, плотность упала на 0,05 г/см 3 , что означает падение заряда примерно на 30%. Нужна подзарядка. Рекомендуется производить такую проверку раз в полгода. Если после полной зарядки показания не соответствуют контрольным значениям, необходима замена электролита.

Измерение ёмкости

Методика состоит в осуществлении контрольного разряда батареи с заранее известными показателями нагрузки. Определяется, за какое время устройство отдаст половину своего заряда при известной нагрузке. Единицей измерения служат ампер-часы (а/ч). Для проверки ёмкости необходимо полностью зарядить АКБ. Затем следует убедиться в полноте заряда, для чего надо проверить плотность и объём электролита. После этого к аккумулятору подключается потребитель с заранее известной мощностью, например — лампа на 24 Вт, отмечается точное время подключения. Лампа горит до момента падения напряжения АКБ на 50% от первоначального значения (при полной зарядке устройства). Время, потраченное на половинный разряд батареи, умножается на силу тока, присутствующего в цепи аккумулятор-лампа при подключенной нагрузке. Полученная величина сравнивается с паспортным значением ёмкости в а/ч. Чем ближе окажутся оба показателя, тем лучше техническое состояние аккумулятора.

Другой способ определения ёмкости менее информативен, но позволяет гораздо быстрее получить ответ, работоспособен аккумулятор, или нет. Необходима лампа (нагрузка может быть любой, но лампа удобнее), забирающая половину тока батареи. Например, если паспортная ёмкость составляет 7 а/ч, то лампа должна создавать нагрузку 3,5 В. Лампа подключается и выдерживается пару минут. Если она постепенно тускнеет, значит, аккумулятор неработоспособен и проводить проверку дальше незачем. Если же этого не происходит, надо измерить напряжение на клеммах. Показатель 12,4 В и выше свидетельствует об исправности, а меньшее значение свидетельствует о необходимости замены АКБ.

Проверка напряжения мультиметром

Проверка напряжения аккумулятора с помощью бортового компьютера зачастую даёт неверный результат, поскольку измерение производится через несколько различных потребителей. Точные показатели можно получить только отдельным измерением напряжения с помощью мультиметра. Проверка производится без нагрузки, с отсоединённым от бортовой сети аккумулятором. При полной зарядке он должен выдавать 12,6-12,9 В. Более точное значение для данной батареи можно узнать в паспорте устройства.

Значение напряжения в 12,78 В говорит о полной зарядке аккумулятор

Измерение производится тестером, установленным на постоянный ток (DC), диапазон измерения — 20 В. Красный щуп включается в гнездо мультиметра, соответствующее диапазону измеряемого тока 10-20 А. Затем чёрный щуп присоединяется к минусу, а красный — к плюсу АКБ. Если щупы перепутать местами, на дисплее значение будет отображено со знаком «минус». Прикосновением концов щупов к клеммам аккумулятора измеряется напряжение. Необходимо помнить, что время касания не должно превышать более 2 секунд, в противном случае можно испортить аккумулятор.

Только что заряженная батарея нередко отдаёт большее напряжение, чем указано в паспорте — 13 В и более. Это связано со свойствами электролита и не является действительным значением. Для получения точной информации рекомендуется производить измерения через 2 часа после окончания зарядки. Показания прибора в районе 12,7 В означают исправность батареи. Если устройство выдало значение 11,7 В, заряд аккумулятора полностью отсутствует.

Нагрузочной вилкой

Нагрузочная вилка — это электротехническое устройство, предназначенное для определения величины заряда автомобильного аккумулятора. Возможности прибора позволяют определить не только степень загрузки, но и общую работоспособность АКБ. Первые конструкции представляли собой вольтметр с параллельно подключенным к нему нагрузочным резистором и двумя контактами. Современные приборы оборудуются массой дополнительных узлов — амперметрами и прочими устройствами для диагностики электрической системы машины. Существует достаточно большое количество разновидностей нагрузочных вилок, но принципиального отличия они не имеют, вся разница заключается в величине нагрузки и пределах измерения. Есть конструкции, предназначенные для работы с кислотными или щелочными аккумуляторами, кроме того, существуют устройства, производящие измерение заряда отдельных банок. От двух контактов большинство производителей отказались, устанавливая на свои приборы один зажим типа «крокодил» на проводе и второй операционный контакт. Такая конструкция намного удобнее.

Нагрузочная вилка имитирует работу стартера автомобиля, потому напряжение начинает проседать

Читайте также:  Расход бензина лада ларгус на 100 км

Перед началом измерения необходимо отсоединить аккумулятор от бортовой сети, протереть его насухо ветошью и очистить клеммы от налёта окислов. Проверка производится поэтапно:

  • Через 6-7 часов, прошедших после окончания зарядки или остановки двигателя, производится измерение рабочего напряжения батареи без нагрузки. На современных приборах это делается путём присоединения плюса (зажим на собственном проводе) к соответствующей клемме АКБ и кратковременном касании минусовым контактом второй клеммы без подключения нагрузочных спиралей (сопротивления). Фиксируются показания вольтметра. На этом первый шаг заканчивается. Можно сравнить полученное значение с эталонными данными из паспорта. Полной зарядке батареи соответствует напряжение порядка 12,9 В. Уменьшение этого значения на 0,3 В означает падение заряда на 25%. Например, если вольтметр показал 12,3 В, то заряд составляет около 75%.
  • Если первый этап прошёл успешно и продемонстрировал полный заряд аккумулятора, приступают ко второму шагу проверки. На этот раз измерения будут производиться под соответствующей нагрузкой. В цепь включается соответствующее сопротивление и вновь производится контакт минуса с соответствующей клеммой аккумулятора, только в данном случае производится не кратковременное прикосновение, а 5-секундное удержание контакта, и фиксация показаний вольтметра производится на 5 секунде. Для полноценно работающего аккумулятора полученное значение должно составлять 9 В или чуть выше. Меньшие значения свидетельствуют о нарушениях работы АКБ и необходимости обслуживания, замены электролита или полной замене устройства.

Во время прикосновения контакт искрит и довольно сильно нагревается. Это нормально, но между измерениями рекомендуется немного (3-5 минут) подождать, чтобы щуп нагрузочной вилки успел остыть. По этой причине не следует производить измерения слишком часто, так как подобный вид проверки отрицательно сказывается на функциональных возможностях аккумулятора. Другие конструкции нагрузочных вилок имеют некоторые особенности в конструкции, поэтому необходимо перед первым использованием изучить руководство пользователя. Тем не менее, общие правила проведения проверки у всех типов одинаковы, разница лишь в деталях.

Постоянное наблюдение за состоянием и работоспособностью автомобильного аккумулятора позволяет избежать серьёзных проблем. Регулярный осмотр и обслуживание батареи способствует увеличению срока службы устройства и обеспечивает штатное функционирование всех систем автомобиля. Важность этой процедуры обусловлена не столько соображениями экономии, позволяющей отложить приобретение нового аккумулятора на некоторое время, сколько возможностью исключить нежелательные остановки или необходимость «прикуривать» от АКБ других автомобилей. Далеко не всегда на дороге встречается другой автомобиль, владелец которого сможет оказать подобную услугу, поэтому необходимо позаботиться о себе заранее.

Проверка автомобильной АКБ

Аккумулятор является важным элементом автомобиля. В среднем срок его службы составляет от четырех лет и более. Чтобы обеспечить максимально длительный срок службы АКБ, необходимо регулярно проверять ее на работоспособность. Делать это нужно как в момент покупки (предпродажная проверка) при оформлении гарантии, так и во время прохождения плановой диагностики или при обнаружении каких-либо проблем с запуском двигателя.

Замер плотности электролита

Самым простым способом проверки работоспособности аккумулятора является измерение плотности и уровня электролита. Более подробно вопрос о плотности электролита мы уже рассматривали на Vodi.su в предыдущих статьях. Отметим только наиболее важные моменты.

Проверять плотность можно только в обслуживаемых или полуобслуживаемых АКБ, так как в них имеются специальные пробки, через которые можно заливать дистиллированную воду при выкипании электролита. Внутри каждой из банок вы увидите пластины и отметки для проверки уровня. Пластины должны быть равномерно покрытыми электролитом. Быстрое выкипание жидкости может свидетельствовать о проблемах с реле регулятора. Если же уровень слишком высокий, жидкость может попросту выплескиваться. Возможно также накопление газов, из-за которых АКБ может взорваться.

Проверяют плотность с помощью аэрометра — колбы с грушей на конце и поплавком внутри. Узкий конец вставляют в одну из пробок и набирают внутрь электролит и смотрят на шкалу поплавка. Для России оптимальная плотность — 1,27 г/см3 в теплое время года и 1,28 г/см3 в зимний период. Плотность должна быть одинаковой во всех банках. Если она слишком низкая или высокая, это свидетельствует о разряде или перезаряде. Кроме того, при проверке плотности можно оценить состояние электролита — он должен быть прозрачным без каких-либо примесей.

Проверка с помощью мультиметра

Мультиметр — это инструмент, который желательно приобрести любому автомобилисту. Этим инструментом измеряют напряжение на клеммах. Проводить проверку можно, как при работающем, так и отключенном двигателе.

Если речь идет про предпродажную диагностику в магазине, то обычно все АКБ приходят с завода заряженными на 80 процентов. Но даже такого напряжения вполне хватит для запуска двигателя, а АКБ уже подзарядится от генератора в процессе езды.

При неработающем двигателе напряжение на клеммах должно показывать 12,5-13 Вольт. Для запуска двигателя вполне должно хватить 50% от зарядки (приблизительно 12 Вольт). Если этот показатель ниже, это говорит о разряде, возможно понадобится прикуривание от другого автомобиля. На неработающем двигателе напряжение лучше измерять перед поездкой, а не после нее, так как цифры могут очень сильно различаться, что приведет к неправильным выводам.

При работающем двигателе нормальное напряжение составляет от 13-ти до 14-ти Вольт. Цифры могут быть и более высокими, в таком случае это означает, что после длительной поездки АКБ разряжена, а генератор работает в усиленном режиме. В идеале через 5-10 минут напряжение должно снизиться до 13-14 В.

Если же напряжение ниже 13 В, это свидетельство того, что АКБ полностью не заряжается. Хотя, для получения более точных данных, следует отключить все потребители электроэнергии — фары, магнитолу, климат-контроль и пр. Кстати, на автосервисах путем включения и отключения потребителей могут определить утечки тока. То есть, если при включенном моторе мультиметр показывает 14 В, вы поочередно включаете фары, подсветку и так далее. В идеале напряжение должно снижаться на 0,1-0,2 В. Но если при всех включенных потребителях напряжение падает ниже 13 В, значит проблемы с щетками генератора.

Также при пониженном напряжении при работающем двигателе следует обратить внимание на состояние клемм и контактов — при их окислении напряжение падает значительно. Очистить их можно с помощью содового раствора и наждачной бумаги.

Нагрузочная вилка

Нагрузочная вилка — это измерительный прибор, который способен имитировать нагрузку на АКБ, создаваемую при запуске мотора. При этом отображается изменение напряжения. Если покупаете новый аккумулятор в магазине, продавец обязан проверить его с помощью нагрузочной вилки, при этом желательно, чтобы все пробки (если они имеются), были откручены.

Если АКБ неисправен, то при подаче нагрузки электролит буквально начнет выкипать в одной из банок и будет распространяться характерный кислый запах. Стрелка, показывающая вольтаж, не должна падать. Если все это происходит, значит требуйте замены батареи.

В идеале при подключении нагрузочной вилки к аккумулятору на экране должно отображаться напряжение не менее 12 Вольт. Если оно ниже, стоит уточнить дату производства и срок хранения АКБ на складе. Дата производства выбита в серийном номере. При подаче нагрузки вольтаж изменяется с 12 В до 10 и держится на этом уровне. Подавать нагрузку не нужно более 5 секунд. Если же АКБ заряжен полностью, но напряжение при подаче нагрузки падает ниже 9 В, значит он не сможет обеспечить пусковой ток для запуска мотора.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector