Как Швеция за одну ночь перешла на правостороннее движение

Как шведы руль меняли — — LiveJournal

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

Улица в Швеции, на следующий день после того как левостороннее движение поменяли на правостороннее.

В Швеции — правостороннее движение. Но так было на всегда. Лишь в 1967 году Швеция перешла с левостороннего (как в Англии) на правостороннее автомобильное движение (как в России).

К этому времени Швеция оставалась последней страной в континентальной Eвропе, использующей левостороннее движение. Да, левосторонне движение было и остаётся до сих пор в Англии, например, или в Японии, но это — островные государства! А все соседние с сухопутной Швецией страны (Дания, Финляндия, Норвегия) пользовались правосторонним движением, что создавало массу неудобств при пересечении границы Швеции. Представь: переезжаешь через границу на машине и оказываешься на встречной полосе! Кстати, большая часть шведских автомобилей была оборудована левым рулём.

Была проделана огромная работа: необходимо было установить новые дорожные знаки и светофоры на другой стороне дороги, провести переконфигурацию многих перекрёстков, на улицах с односторонним движением перенести на другую сторону автобусные остановки; все автомобили должны были произвести соответствующую регулировку фар. Еще одной статёй затрат стала необходимость замены фар и педальных узлов для автомобилей. Машины с левым рулем имели левую фару, освещающую обочину. После перехода она стала слепить встречные машины, а обочина оставалась без дополнительных пучков света.

Одновременно была подготовлена новая дорожная разметка белого цвета вместо используемой ранее жёлтой.

Отдельную проблему представлял собой общественный транспорт: шведские автобусы имели правый руль и двери слева. В процессе подготовки к смене стороны движения шведские автомобильные компании выпустили 8000 «переходных» моделей автобусов, которые имели двери с двух сторон.

За 4 (!) года до дня Н шведский парламент образовал Государственную комиссию по переходу на правостороннее движение (Statens Högertrafikkomission). Замечу — это была не комиссия, которая нанимала подконтрольные фирмы и фирмочки для отмытия денег нацпроекта. Люди хотели снизить дискомфорт своих граждан при общении с соседями: норвеги, финны и датчане уже давно ездили по правой стороне. И делали именно это.

Нужно было повесить новые знаки, светофоры, переоборудовать перекрестки (шведы стали использовать белую разметку вместо желтой, используемой ранее). Отдельно стоит отметить общественный транспорт переносить остановки нужно было только на дорогах с односторонним движением, а вот автобусы нужно было переделать. И фабрики по производству автобусов (внимание!) разработали и выпустили около 8 тысяч переходных моделей автобусов с дверями с обоих сторон (это стало самой затратной частью всего проекта перехода для государства).

3 сентября Стокгольм лишился трамваев — от них давно хотели отказаться из-за тесных улочек. Другие трамвайные системы в Гетеборге и Норкопинге стали правосторонними. Комбинацию педалей на старых машинах «сцепление — газ — тормоз» надлежало изменить на «сцепление — тормоз — газ». В Швеции, привыкшей делать все конкретно, просто не разрешали эксплуатацию машин, не прошедших модернизацию.

В ночь на день перехода и до 6 утра личному транспорту ездить запретили. В Стокгольме и Мальмо перекрыли движение еще в субботу и практически до вечера воскресения — проводили последние работы по демонтажу знаков и организации движения. Некоторые города так же расширили время действия ограничений.

Большое внимание уделялось и информации для населения. »День перемен» был назначен на 5:00 в воскресенье 3 сентября 1967 года.

В «День перемен» в 4:50 утра все транспортные средства должны были остановиться и сменить сторону дороги; продолжить движение разрешалось в 5:00. На первое время после перехода был установлен специальный режим ограничения скорости.

В целом переход на правостороннее движение прошёл спокойно. Не было зарегистрировано ни одного дорожно-транспортного происшествия, напрямую связанного с переходом. В первые месяцы после «Дня перемен» наблюдалось значительное снижение уровня аварийности, потому что все ездили очень аккуратно и строго следили за знаками и дорогой.

Каково ездить с правым рулем при левостороннем движении в Великобритании?

В этой записи я хочу вам рассказать о своем опыте езды по Великобритании за рулем. Расскажу о том, чего боялся больше всего, а каких проблем не ожидал.

Разделение автомобильного мира на левостороннее и правостороннее движение было предсказуемым, учитывая то, как долго автопроизводители приходили к единой форме управления вроде педалей и руля.

Распространено заблуждение, что стран с левосторонним движением не так много и в основном это Великобритания и Япония, но на самом деле больше трети земного населения движется по непривычной нам стороне. В основном это, конечно, бывшие британские колонии, например Австралия или Индия, но есть и другие страны, даже в Южной Америке.

Многие меняли левостороннее движение на правостороннее, происходило это в основном из-за неудобства связи с соседними странами, например, как в Швеции в 1967 году. Были и обратные случаи, например, Мозамбик был вынужден сделать это из-за соседства с бывшими британскими колониями, а Самоа — из-за большого доминирования подержанных праворульных машин.

В Японии, к слову, в префектуре Окинава, контролируемого американскими войсками, до 1977 года было правостороннее движение, привычное для США.

Мой первый и единственный опыт езды на праворульной машине был в Грузии, где ситуация напоминает положение дел в Самоа.

Сейчас в Тбилиси за 300 долларов можно купить Nissan March (Micra) в ужасном состоянии, но на ходу, а учитывая, как легко там получить права и отсутствие технического регламента для ТС, то можно сразу сесть и поехать. Я не помню, из-за чего оказался за рулем машины двоюродного брата, но закончилась эта поездка не очень хорошо: я въехал в стоящий на заправке Mercedes. Не рассчитал габариты. В принципе ничего ужасного, но эмоциональные грузины налетели со всех сторон и окружили меня с криками типа «что ты наделал». Обязательных страховок нет, поэтому я просто отдал 300 долларов (10.000 рублей по тем временам) и поехал дальше, а ремонт машины брата обошелся мне еще в 150. Больше я никогда не садился за руль таких автомобилей.

В Великобритании настолько хорошо развито железнодорожное сообщение, что брать машину нет никакого смысла, я с легкостью добрался до всех соседних городов, но чисто из любопытства решил взять машину на 2 дня, чтобы самому оценить, каково это полностью зеркально сменить не только положение руля, но и всего дорожного движения.

Аренда в ВБ заметно дороже, чем в других странах Европы.

Всего 1 раз за все время эксплуатации прокатных автомобилей мне доставался тот самый автомобиль, который я бронировал — это был Fiat 500 в Италии, что неудивительно. В большинстве случаев я получал Free Upgrate, то есть машину выше классом. Так и в этот раз мне предложили взять Nissan Qashqai. Я отказался и попросил все-таки найти маленькую машину, чему впоследствии много раз радовался. Учитывая опыт в Грузии, я взял самую полную страховку, которую предлагала прокатная компания, ведь столкновение с Mercedes в ВБ вряд ли могло закончиться 300 баксов.

Читайте также:  Бортовой компьютер Лада Веста

Не знаю, каковы были шансы получить в ВБ французскую машину, но для меня нашли Renault Clio. Я остался доволен, поскольку некоторое время владел Renault Kaptur и внутри все было такое родное — хоть к чему-то не пришлось привыкать.

Я сознательно взял машину с механической коробкой, поверьте, это совершенно не проблема (если вы ездите на механике вообще). Передачи и педали расположены точно так же, поэтому все происходит интуитивно, и вы переключаете передачи не задумываясь об этом.

А вот от привычки садиться слева избавиться тяжело, вы не представляете, сколько раз я садился в машину и наблюдал перед собой такую картину:

Вы, наверное, не замечаете, но во время езды ваша голова немного повернута вправо, чтобы отцентровать положение. Из-за этого, когда вы сядете за руль праворульной машины, голова рефлекторно повернется и заставит вас смотреть на стойку… Немало усилий придется приложить, чтобы перестать это делать.

Этот же рефлекс делает центральное зеркало бесполезным — каждый раз при желании посмотреть, что происходит сзади, вы будете смотреть в правое зеркало. К концу второго дня я все-таки начал смотреть в центральное, но «на всякий случай» до или после «перепроверял» ситуацию в правом зеркале.

Самым сложным, конечно, оказалось привыкнуть к габаритам машины… Когда казалось, что машина едет по центру, беглый взгляд в зеркала показывал, что на самом деле я уже за пределами полосы. На трассе это не вызывало проблем, а вот в городе я очень боялся задеть припаркованные машины.

Однажды я все-таки притерся к бордюру на ходу, но, к моему везению, у машины уже были перебиты все левые диски, так что проблем это особых не вызвало.

На это я советую обратить особое внимание.

Больше всего я боялся того, что на дороге меня всегда будет уводить вправо, как оказалось, зря. В городе это легко, потому что просто следуешь за потоком, а на трассе все происходит очень естественно.

Зато на трассе возникли другие сложности — из-за скоростных ограничений. В Соединенном Королевстве никто не соблюдает скоростной режим, я думал, что спокойно займу левый ряд и буду ехать с разрешенной скоростью, но даже там меня подгоняли тягачи, редко получалось держать на спидометре цифры, соответствующие знакам.

При съезде с трассы и выезде с кругового движения приходится напрягаться, чтобы ничего не перепутать, но уверен, что через пару дней это бы прошло.

Забавная ситуация происходит при повороте с пересечением встречного движения. Когда у нас вы хотите повернуть налево, то пропускаете встречный поток и начинаете движение. Казалось бы, ничего сложного быть не должно, поскольку все происходит зеркально, но когда поток проедет и можно начинать движение, очень сложно удержаться и не проверить, не едет ли кто-нибудь с другой стороны, и проводить взглядом поток.

Немало внимания уделяют безопасности туристов: на каждом лондонском перекрестке обозначены стороны, в которые нужно смотреть, даже если пересечение идет с велосипедной дорожкой.

Вообще британцы очень терпеливые. У меня не возникало проблем с парковкой, хотя должен признать, что парковался немного дальше от бордюра, чем привык, но я видел, как некоторые туристы заезжали на место с 3 или 4 попытки, каждый раз выходя из машины и проводя мысленные «расчеты». Другие водители спокойно на это смотрели, никто ни разу не посигналил и не выразил недовольство — весьма похвально, на мой взгляд.

Вообще с парковкой в Лондоне полная ж. Я забронировал гостиницу в самом центре, около нее нельзя было парковаться вообще, даже за деньги. Только местные жители могли оставлять машины.

Я погуглил платные парковки рядом и нашел всего 2, в отзывах о которых прочитал об огромном количестве угнанных автомобилей и после совета сотрудников моей гостиницы отправился в Radisson. Они сказали, что их парковка в свободном доступе, на бронировать места могут только их постояльцы, так что будет там свободное место или нет, мне не могли гарантировать. Морально я подготовился к тому, что, возможно, придется ночь провести в машине, но мне все же повезло, свободное место нашлось. И стоянка машины обошлась мне в стоимость ее аренды — 38 фунтов стерлингов, почти 3500 рублей по курсу на тот момент.

Я даже думал о том, чтобы два дня брать и сдавать машину в прокатную компанию, это выходило дешевле, но они принимали машины только до 5 вечера, а я вернулся только в 9.

Вот в принципе и все. Если у вас есть вопросы — задавайте, попытаюсь на все ответить. И пару слов от Renault Clio. Как вы знаете, я большой любитель маленьких автомобилей. Я не вижу смысла ездить на большой машине, если бОльшую часть времени провожу в ней один. В этой поездке Clio стал верным помощником: за два дня я проехал около 500 или 600 км и заправился всего 1 раз. Кстати, в ВБ работает удивительная система: вы сначала заправляетесь сами, а затем оплачиваете бензин на кассе. Круто, особенно после американской системы предоплаты.

Clio очень симпатичный автомобиль, хотя передние фары великоваты для такой малютки, но в сочетании с огромной эмблемой Renault смотрятся гармонично. Сзади он выглядит очень удачно, а внутри прячется весьма вместительный багажник. Я не вижу причин покупать Рено на рынке, где все должны ездить на Мини, но я довольно часто встречал их на дорогах. В России эта модель вряд ли пользовалась бы популярностью, во многом из-за того, что у нас размер имеет значение, а отчасти из-за того, что Renault продают Dacia под своим брендом, чем сильно подпортили имидж «ромбика».

Заметки на полях путеводителя… по Королевству Файф

В этот день мы берем машину и выезжаем в путешествие по Королевству Файф – исторической области Шотландии, в названии которой сохранился отголосок древнего государственного образования пиктов, первых жителей Шотландии, на смену которым пришли скотты-шотландцы.

Читайте также:  Замена батарейки в ключе для Mazda 6

Итак, мы пересекаем залив Ферт-оф-Форт (Firth of Forth) по красивейшему, современному мосту, а дальше наша дорога проходит через прибрежные города и поселки области Файф: Росайт (Rosyth), Инверкитинг (Inverkeithing), Бернтайленд (Burntisland), Керколди (Kirkcaldy), Левен (Leven), Эли (Elie), Сент-Монанс (St Monans) и Питтенвим (Pittenweem), а наша первая остановка будет в городке Энструтер (Anstruther).

А пока мы едем по живописной дороге, вьющейся вдоль моря. Слева от дороги простираются поля, уже скошенные. Тут и там лежат аккуратные стога сена, свернутые в тугие рулоны, пасутся коровы, овцы и лошади. Деревушки и фермы мелькают за окнами колоритными домиками, обычно белыми, как украинские хатки. Но самое красивое – справа – это море, спокойное и величавое, свинцовая гладь которого отражает низко нависающее небо, переливающееся разными оттенками синего и серого: от перламутрового до лилового.

Так как это наш первый день пути по левой стороне дороге, самое время для лирического отступления.

Лирическое отступление: О левостороннем движении

Хотя нам сегодня правостороннее движение кажется более естественным и привычным, с исторической точки зрения, правостороннее движение уступает дорогу левостороннему. В 1998 году при археологических раскопках в местечке Блансдон Ридж (Blunsdon Ridge) около города Свиндон (Swindon) в Англии был найден хорошо сохранившийся участок древнеримской дороги, ведущей к каменоломне, по следам на которой ученые определили, что древние римляне ездили по левой стороне дороги, во всяком случае, в Англии: колея на одной стороне этой дороги оказалась глубже, чем на другой, ведь телеги, идущие от каменоломни, были тяжелее за счет груженных на них камней, чем те, что шли к ней порожняком.

По левой стороне скакали также и средневековые всадники: во-первых, коннику-правше (а большинство людей правши) удобнее забираться на лошадь с левого бока, то есть если она стоит на левой стороне дороги, а во-вторых, левостороннее движение позволяло всадникам-дворянам при необходимости легко вынимать шпагу из ножен правой рукой (опять же из-за преобладания правшей шпаги традиционно носили на левом бедре). Именно отсюда же пошел и обычай держать партнершу в танце на правой стороне кавалера, чтобы она не цеплялась юбками за шпагу, а также обычай пришивать пуговицы на мужских пальто и пиджаках с правой стороны: это позволяло мужчине-правше легко засунуть руку под левую полу плаща и выдернуть оттуда, скажем, кинжал.

Но вернемся к движению на дорогах. По легенде, левостороннее движение в Европе было узаконено папским декретом в 1300 году. Но документального подтверждения этому нет, а первым юридическим документом, предписывающим левостороннее движение, является британский Дорожный акт 1773 года, требующий, чтобы всадники передвигались по левой стороне знаменитого Лондонского моста (London Bridge).

Переход на правостороннее движение часто приписывают Наполеону, который, якобы из за революционного пыла и «назло» врагам британцам, традиционно предпочитавшим левую сторону дороги, приказал своим войскам двигаться по правой стороне. Но на самом деле, правостороннее движение зародилось во Франции и в Америке еще до Наполеона, а причиной тому было, в первую очередь, опять же удобство, а не юридические предписания. Дело в том, что во Франции и Америке широко использовались тяжелые грузовые фургоны, которые тащили несколько пар лошадей. У таких фургонов не было сиденья для возницы, и он располагался на задней левой лошади, откуда ему было удобно погонять всех лошадей, держа при этом кнут в правой руке (ох уже эти правши!). Сидящему слева вознице было удобнее, чтобы другие фургоны обгоняли его по левую руку: так было виднее, не задевают ли друг друга выступающие оси колес. В такой ситуации естественным оказалось движение по правой стороне дороги, а вот первые законы о правостороннем движении появились именно в наполеоновскую эпоху (причем по обе стороны океана: во Франции такой закон был принят в 1794 году, в Пенсильвании в 1792 м, в Нью-Йорке в 1804-м, а в Нью-Джерси в 1813-м).

Британцы же продолжали ездить по левой стороне. Впрочем, это тоже делалось не «назло коварному соседу», а из соображений удобства: в Британии были распространены небольшие повозки, и возница сидел не на лошади, а на самой повозке, причем справа (вспомним английские брички и кэбы, детально воспроизведенные в фильмах Игоря Масленникова про Шерлока Холмса): если бы возница сидел на повозке слева, то, размахивая своим кнутом, он задевал бы своих пассажиров или грузы. Сидящему справа вознице было удобнее ехать по левой стороне дороги (это, похоже, общий принцип: водитель должен сидеть ближе к центру дороги, оттуда лучше обзор). Британская империя, от Канады до Австралии и ЮАР, последовала примеру метрополии и выбрала левостороннее движение. Правда, канадцы со временем перешли на правостороннее движение под давлением южного соседа.

Континентальные европейцы тоже постепенно перешли с левостороннего движения на правостороннее. Например, Италия окончательно перешла на правостороннее движение только после прихода к власти Бенито Муссолини; Австрия, Чехословакия и Венгрия – не сдавшиеся под натиском наполеоновских войск, насаждавших правостороннее движение в покоренных странах, – перешли на правостороннее движение после оккупации нацистской Германией в 1938-39 годах. Дольше всех продержались на левой стороне дороги Швеция и Исландия, поменявшие сторону движения только в 1967 и 1968 году, соответственно. На сегодняшний день только в четырех европейских странах сохраняется левостороннее движение: в Великобритании, Ирландии, на Кипре и Мальте (именно у этих четырех стран нет ни одной сухопутной границы с «правосторонней» страной).

Так что в вопросах выбора право- или левостороннего движения, мир, как в романе Свифта, разделился на «остроконечников» и «тупоконечников», готовых доказывать правильность именно их выбора.

Как нам показалось, в Шотландии главной трудностью при вождении по левой стороне оказалось не собственно левостороннее движение, а расположение руля справа машины: водитель, привыкший к расположению руля слева, подсознательно стремится прижаться левым бортом автомобиля слишком близко к краю дороги. Но в целом, вождение по левой стороне оказалось вовсе не таким страшным испытанием, как мы ожидали, а уж в горных районах Шотландии, где преобладают одноколейные дороги, это и вовсе не было проблемой, ведь там нет собственно правой или левой стороны, а есть лишь одна полоса движения (когда две машины встречаются на такой дороге, одна из них должна заехать на специально отведенные для этого «уши» и уступить дорогу).

Читайте также:  Масло castrol magnatec 10w 40 r и diesel 10w 40 b4 - характеристики

Энструтер (Anstruther)

Итак, наш путь по живописной прибрежной дороге через Королевство Файф приводит нас в городок Энструтер, который местные жители сокращают до «Энстер». Когда-то это был рыболовецкий порт, и сегодня об этом рассказывается в интересном Шотландском музее рыболовства (Scottish Fisheries Museum), открытом в 1969 году. В экспозиции этого музея более 66 тысяч предметов, рассказывающих о жизни и нелегком труде шотландских рыбаков. В залах музея можно увидеть модели рыболовецких судов – от самых древних до современных – а также сети и снасти, фотографии и картины, предметы быта рыбаков и их семей. Кроме моделей судов, в музее также представлены и 18 настоящих судов. Здесь можно также научиться завязывать морские узлы, понять, как работают навигационные приборы, и послушать урчание судового мотора.

Но сегодня значение рыболовства в жизни Энстера сильно уменьшилось, а первой статьей дохода является туризм. А вот главной туристической достопримечательностью Энстера можно назвать даже не музей, а ресторанчик, где продаются рыба и картофельные чипсы – знаменитые фиш-эн-чипс. Но какой ресторанчик! Какие рыба и чипсы! Недаром «Энструтер фиш-бар» (Anstruther Fish Bar) получил многочисленные призы за лучшую в Великобритании рыбу с чипсами. Во-первых, находится этот небольшой ресторанчик прямо в порту, и купив в нем еду на вынос, можно съесть ее, сидя на лавочке на набережной залива, вдыхая соленый морской воздух в качестве бесплатной приправы. Во-вторых, вся рыба, приготавливаемая здесь, – самой первой свежести. При нас официантка сказала другим клиентам, что рыбы, которую они хотели заказать, пока еще нет, привезут через час или два – если поймают. На стене висит плакат с изображениями десятков разновидностей рыб и их названиями на многих языках, в том числе и на русском. Меню, написанное мелом на доске, отличается почти таким же многообразием предлагаемых рыб, хотя в целом блюдо здесь всего одно: обжаренная во фритюре рыба (в тесте или без, свежая или копченная) и нарезанная толстыми ломтиками картошка-фри. Мы выбираем два разных блюда из пикши (haddock): свежую пикшу в тесте и копченную пикшу (finnan haddock) – и то и другое совершенно изумительного вкуса! После посещения «Энструтер фиш-бар» нам, наверное, еще не скоро захочется попробовать «фиш-эн-чипс» где бы то ни было еще, такие сильные воспоминания остались от этого ресторанчика. Не знаем, как там насчет «пищи богов», но Посейдон-Нептун явно питается рыбой из «Энструтер фиш-бар»!

Крэйл

После посещения Энстера, мы отправляемся в еще один небольшой рыболовецкий порт – городок Крэйл. История этого городка уходит корнями глубоко в прошлое Шотландии: здесь было еще поселение пиктов, а потом на этих землях стоял королевский замок, о котором теперь напоминает лишь одинокая башенка в викторианском стиле. Во время Второй мировой войны в Крэйле находилась военно-воздушная база, с которой вылетели самолеты, бомбившие линкор «Тирпиц» в 1944 году, и были расквартированы польские солдаты, сражавшиеся в рядах британских войск. В 1950-х годах, во время Холодной войны, на военно-воздушной базе в Крэйле разместилась школа, где британских военных шпионов обучали русскому языку.

А сегодня Крэйл – это мирный и живописный городок, главной достопримечательностью которого является гавань и колоритные домики вокруг нее, построенные в XVII-XIX веках и с любовью сохраняемые. Недаром они привлекают как туристов, так и художников!

Сент-Эндрюс

Сент-Эндрюс – один из стариннейших городов Шотландии – являет собой органическое слияние древнего и исторически-значимого с современным и даже космополитическим. Это одновременно и город руин, и город молодых студентов. Его мощенные улочки, кажется, так и дышат историей, а модные бары и рестораны зазывают знатоков тенденций и мод.

В Средние века и вплоть до XVIII века Сент-Эндрюс был религиозной столицей Шотландии, местом пребывания примаса Шотландии, архиепископа Сент-Эндрюсского. Кроме того, Сент-Эндрюс знаменит и тем, что здесь находится старейший в Шотландии и третий старейший в Британии университет, основанный в 1413 году. Ну а еще он известен как мировая столица гольфа.

История города тесно связана с именем святого покровителя Шотландии – Святого Андрея. По легенде, греческому монаху Святому Регулу явился ангел и сказал, чтобы тот увез мощи Апостола Андрея на край света. Его корабль остановился у берега деревни, которая впоследствии стала называться в честь Святого Андрея. Там же Святой Регул основал церковь, а впоследствии его именем была названа главная башня кафедрального собора. Сегодня от этого некогда самого большого и красивого собора Шотландии остались лишь руины, но даже по этим руинам можно представить себе размеры и величие собора.

На выступающем в море мысе в северной части города, неподалеку от руин кафедрального собора находятся еще одни руины – это все, что осталось от городского замка, который в прошлом был резиденцией епископов и архиепископов Сент-Эндрюса.

Университет, которым славится Сент-Эндрюс, был основан в 1413 году, и к середине XVI столетия насчитывал три колледжа: Св. Сальватора (1450), Св. Леонарда (1511) и Св. Марии (1538). В этом университете всего четыре факультета: науки, искусств, медицины и теологии, которые включают в себя множество школ. В настоящее время в университете учится около 6 тысяч студентов, а общая численность населения города составляет примерно 17 тысяч человек, так что понятно, почему университет является сегодня сердцем Сент-Эндрюса. Заметим также, что это не только одно из старейших высших учебных заведений Великобритании, но и одно из лучших: в частности, оно считается первым по химии, третьим по математике, третьим по психологии и лучшим в мире по международным отношениям. В 2005 году здесь закончил обучение наследный принц Великобритании Уильям, принц Уэльский, а до него в Сент-Эндрюсе учились математик Джон Непер, изобретший логарифмы, и врач Эдвард Дженнер, разработавший первую вакцину от оспы, поэт Роберт Фергюссон и писатель-фантаст Аластер Рейнольдс, теологи Джон Нокс и Эндрю Мелвилл, политические деятели Арчибальд Кэмпбелл, восьмой граф Аргайл (с ним мы еще столкнемся в Стерлинге) и Джеймс Уилсон (он подписал американскую Декларацию независимости).

Если вам не удалось поучиться в университете Сент-Эндрюса, то не исключено, что вам выпадет возможность поиграть здесь в гольф. Сент-Эндрюс претендует на звание родины гольфа, и здесь же находятся старейшие гольфовые поля, расположенные вдоль берега Северного моря. Чтобы поиграть на этих полях, сюда приезжают знаменитости и просто любители этой игры со всего света.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector