Кто в исламе считается родственником Вопросы и ответы по исламу и шиизму

Поддержание родственных связей в Исламе

Ислам призывает к поддерживанию уз родства, потому что это имеет огромное значение для достижения социальных связей и укрепления сотрудничества и любви между мусульманами.

Ибо в Коране сказано: «О, люди! Бойтесь вашего Господа, который сотворил вас из одного живого существа и из него же сотворил пару ему, а от них обоих [произвел и] расселил [по свету] много мужчин и женщин. Бойтесь же Аллаха, именем которого вы предъявляете друг к «Другу [свои права], и [бойтесь] разорвать родственные связи [между собой]. Воистину, Аллах [всегда] наблюдает за вами» (Cура «ан-Ниса», 4 / 1).

В другом аяте содержится наставление: «И давай положенное [в качестве благотворительности] родственнику, бедняку и путнику, но не расточай безмерно» (Сура «аль-Исра», 17 / 26).

Аллах предостерегает мусульман от разрыва родственных связей: «Аллах щедро дарует [удел одним] или ограничивает тому, кому пожелает. Они радуются земной жизни, но ведь она по сравнению с будущей — [преходящее] пользование благами» (Сура «ар-Рад», 13 / 26).

Разве может быть наказание хуже? Они отрицают награду за поддержание родственных связей в мире следующем, а также награды в этом мире: длинная жизнь и большой удел. Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Кто желает, чтобы его удел был больше и жизнь дольше, пусть поддерживает родственные связи» (Бухари, 5986; Муслим, 2557).

Нам необходимо задаться вопросом: кто поддерживает родственные связи? Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Тот, кто поддерживает связь с родственниками, только потому, что они поддерживают их с ним, тот не истинно поддерживает родственные связи. Тот истинно поддерживает родственные связи, кто поддерживает их, даже если их с ним разрывают» (Бухари, 5645).

Если отношения построены только на том, чтобы отплачивать благодарностью на благодарность, без проявления инициативы, это не является поддержанием отношений, это всего лишь ответ на доброту.

Некоторые люди следуют принципу отплачивать подарком на подарок и посещать в ответ на посещение, и если кто-либо их не приглашает, то они тоже не приглашают их, или если кто-нибудь не делает им подарка, то они не дарят сами подарка. Поддерживание родственных связей не подразумевает под собой этого. Это оплата за добро, а не тот высокий статус, к которому призывает Ислам.

Один человек спросил у Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям): «Я пытаюсь общаться с родственниками, но они не делают этого. Я хорошо к ним отношусь, а они ругаются со мной. Я терпелив и добр к ним, но они обижают меня».

Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Если все так, как ты говоришь, то это подобно тому, что ты кладешь горячую землю в их рты. Аллах будет продолжать поддерживать тебя, пока ты продолжаешь делать это» (Муслим би шарх ан-Навави, 16 / 115).

Кто может удержать горячую землю? Пусть Аллах защитит всех мусульман от разрыва родственных связей.

Сорок хадисов об адабе. Четвертый хадис (первая часть)

Четвертый хадис из главы «Поддержание родственных связей»

Первая часть

أَخْبَرَنَا أَبُو مُحَمَّدٍ عَبْدُ اللَّهِ بْنِ يُوسُفَ الْأَصْبَهَانِيُّ، أَنْبَأَنَا أَبُو سَعِيدٍ الْأَعْرَابِيُّ، حَدَّثَنَا الْحَسَنُ بْنُ مُحَمَّدٍ الزَّعْفَرَانِيُّ، حَدَّثَنَا سُفْيَانُ بْنُ عُيَيْنَةَ، عَنِ الزُّهْرِيِّ، عَنِ مُحَمَّدِ بْنِ جُبَيْرِ بْنِ مُطْعِمٍ، عَنْ أَبِيهِ، عَنِ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ: «لَا يَدْخُلُ الْجَنَّةَ قَاطِعٌ»

Читайте также:  Чем смазать замок зажигания автомобиля и как это сделать

Абу Мухаммад Абдуллах ибн Юсуф аль-Асбахани[1] передал от Абу Саида аль-Араби от аль-Хасана ибн Мухаммада аз-Зафарани[2] от Суфьяна ибн Уейны от аз-Зухри от Мухаммада ибн Джубейра ибн Мутима[3] от его отца[4] от Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует), что он сказал:

«Разрывающий [родственные связи] не войдет в Рай»[5].

Это суровое предостережение от Всевышнего Аллаха, и сердца верующих должны трепетать перед таким ослушанием, которое, как указал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) преграждает вход в Рай.

Ибн Хаджар аль-Аскаляни приводит в «аль-Фатх» ряд хадисов на эту тему, в числе которых хадис, который имам аль-Бухари передает в книге «Аль-Адаб аль-Муфрад»[6]:

إن الرحمة لا تنزل على قوم فيهم قاطع الرحم

«Поистине, милость не будет ниспосылаться народу, среди которых есть расторгающие родственные узы».

А еще имам аль-Бухари приводит хадис:

من أحب أن يبسط له في رزقه أن ينسأ له في أثره فليصلْ رحمه

«Тот, кто хочет, чтобы ему увеличилось пропитание и продлился срок жизни, пусть поддерживает родственные узы»[7].

Здесь может возникнуть вопрос: «Как соотнести идею продления жизненного срока за счет какого-то дела со словами Всевышнего Аллаха:

إِذَا جَاءَ أَجَلُهُمْ فَلَا يَسْتَأْخِرُونَ سَاعَةً ۖ وَلَا يَسْتَقْدِمُونَ

«Когда же наступает их срок, они не могут отдалить или приблизить его даже на час»[8]?

Ибн аль-Хаджар[9] перечисляет несколько вариантов толкования:

Первый вариант: речь идет об увеличении благодати в жизни человека таким образом, что большую часть времени своей жизни он будет тратить на поклонение и на то, что будет приносить ему пользу. И, в целом, хадис явно указывает на то, что поддержание родственных связей наполняет жизнь человека благодатью и милостью Аллаха.

Второй вариант: речь идет о буквальном продлении человеческой жизни в плане того, что знает ангел смерти. И в хадисе говорится о знании этого ангела, а в аяте – о Знании Всевышнего Аллаха, которое не может изменяться.

Например, до того как некто начал поддерживать родственные связи, ангел смерти знал, что этот человек должен был умереть в сорок лет, однако, когда он стал родственные связи поддерживать, его жизнь увеличилась до пятидесяти лет. В предвечном же Знании Всевышнего Аллаха всегда было установлено, что этот человек умрет в пятьдесят.

В аяте Корана говорится об «аль-када аль-мубрам», а в хадисе – об «аль-када аль-муалляк». Из этой же темы – вопрос, меняет ли дуа предопределение.

И в этом разделе важной основой служит хадис:

يس الواصل بالمكافئ و لكن الذي إذا قطعت رحمه وصلها

«Родственные связи поддерживает не тот, кто отвечает взаимностью, но тот, кто удерживает связи, которые пытаются разорвать»[10].

Иными словами, Шариат требует не просто отвечать взаимностью, то есть, например, когда один из родственников приходит к тебе в гости, ты тоже приходишь к нему в гости или, если родственник помогает тебе, ты помогаешь ему. Нет, речь идет о случае, когда один из твоих родственников не хочет с тобой общаться, а ты пытаешься наладить с ним отношения, или, даже если он не помог тебе в трудной ситуации, ты, превозмогая горечь, помогаешь ему все равно.

Читайте также:  Двигатель внутреннего сгорания рабочий цикл,как работает,система питания двс,фото,видео

Абу Али аль-Ашари

[1] Аль-Хатыб аль-Багдади сказал о нем: «Был достоин доверия (сика)». ас-Сам’ани сказал в «Аль-Ансаб»: «Один из достойных доверия и тех, кто много передает. Отправился в путешествие в Ирак и Хиджаз и застал много шейхов. Был силен в тасаввуфе. И к концу его жизни к нему приезжали такие люди, как Абу Бакр аль-Багдади». Имам аз-Захаби сказал о нем: «Из великих суфиев и мухаддисов» (Ас-Сальсабиль ан-наки, с. 437-438).

[2] Ан-Насаи сказал, что он достоин доверия (сика). Прочитал «Ар-Рисаля» перед имамом аш-Шафии. И когда Ахмад и Абу Саур приходили на уроки к имаму аш-Шафии, он читал перед всеми. Умер в 259-м году (Тахзиб аль-камаль, 6/310-313).

[3] Абу Саид Мухаммад ибн Джубейр аль-Мадани, брат Нафи’а ибн Джубейра ибн Мут’има. Ибн Саад передает, что он был достойным доверия и от него передается мало хадисов.

[4] Джубейр ибн Мут’им, да будет доволен им Аллах.

[5] Аль-Адаб, аль-Байхаки, № 7. Аль-Бухари (№ 5770) и Муслим (№ 2556) приводят этот хадис.

Недозволительные браки

Сказано в Священном Коране:

«Не женитесь на тех, на ком были женаты ваши отцы[1], кроме того, что уже произошло [то есть если подобные браки были заключены до данного запрета, то они по обоюдному согласию могут быть сохранены, но с момента коранического запрета и до Конца Света подобные браки недопустимы]. Это [женитьба на жене покойного отца или после развода его с ней] является развратом, скверным путем и вызывает гнев [Божий].

Запрещается вам брать в жены матерей ваших [бабушек, прабабушек], дочерей ваших [внучек, правнучек], сестер ваших [кровных или родных лишь по отцу или матери], теток по отцу и по матери, дочерей братьев и дочерей сестер ваших [то есть племянниц], тех, кто кормил вас своим молоком, а также сестер молочных[2] и матерей ваших жен.

[Запрещается брать в жены] приемных дочерей, оставленных на ваше попечение, от жен, с которыми вступили вы уже в супружескую связь, а если не вступили [и развелись] — нет греха на вас [взять их в жены].

[Запрещается брать в жены] супруг родных сыновей [то есть невесток, супруг родных внуков] и вместе — двух родных сестер [а также девушку с ее тетей или племянницей], кроме того, что уже произошло ранее. Воистину, Аллах (Бог, Господь) является Всепрощающим [может простить вам ошибки, совершенные ранее] и Всемилостивым.

[И запрещается вам брать в жены] замужних женщин, кроме пленниц [попавших к победителям после пленения (в случае, когда муж ее погиб или остался на территории вражеского, ведущего захватническую войну государства). Пленение было обычным явлением для того времени во всем мире. Захват заложников, присвоение чужого имущества или порабощение людей вне войны считалось разбоем, каралось это жестокой публичной смертной казнью или пожизненной ссылкой[3]][4]. [Все ранее оговоренные запреты] — предписание для вас от Аллаха (Бога, Господа) [не нарушайте же их]. Все остальное [браки между мужчиной и женщиной, не подпадающие под вышеупомянутые запретные категории, заключать] разрешено для вас, когда вы имеете [серьезное] намерение жениться и передаете соответствующие [ценные] свадебные подарки, а не планируете [временно] прелюбодействовать. Женившись, свадебный подарок (махр) вы должны передать в обязательном порядке. После этого (обязательного свадебного подарка) нет греха, если вы договоритесь друг с другом, о чем пожелаете [в плане увеличения или уменьшения стоимости его. Главное — серьезность ваших намерений стать мужем и женой на всю оставшуюся жизнь и обоюдность согласия на брак, искренность чувств, правдивость слов]. Воистину, Аллах (Бог, Господь) — Всезнающ и бесконечно Мудр. [Одна из граней Его мудрости — в очерчивании для людей границ запретного, которые им же самим на пользу, во благо.]» (Св. Коран, 4:22–24).

Читайте также:  Электронная сервисная книжка Фольксваген как посмотреть данные

Ответы на вопросы о недозволенных браках

Мой отец женился второй раз. Сейчас я живу с ним и его женой. Считается ли их дочь мне сестрой? Данияр.

Да, она является вашей сестрой по отцу, на которой вы не имеете права жениться.

Моя мама кормила молоком моего двоюродного брата полтора месяца, является ли он мне махрамом[5]? Диляра.

Да, однозначно, является. Он ваш молочный брат, а молочное родство приравнивается к кровному.

Я женат. У жены есть сестренка, она повзрослела и стала меня очень привлекать. Могу ли я на ней жениться?

Это категорически запрещено кораническим текстом! «[Запрещается брать в жены] супруг родных сыновей и вместе — двух родных сестер» (см. Св. Коран, 4:23).

Вам нужно быть от нее как можно дальше. Какие-либо чувства к ней выбросьте из головы!

Я вознамерился жениться на двоюродной сестренке и знаю, что по Исламу это правильно, но некоторые считают, что это не так. Мне вообще хотелось бы подробней узнать об этом, и с точки зрения медицины, если можно.

Настоятельно советую отказаться от этой идеи. В Исламе такого рода браки не запрещены, но и не приветствуются. С точки зрения Сунны, чем дальше родственные связи, тем оно лучше. С медицинской точки зрения это также не рекомендуется, так как есть большая вероятность рождения детей с наследственными патологиями и физическими уродствами.

Допустимо ли по Исламу жениться на дочери своей тети по материнской линии? Мансур, 22 года.

Если тетя вам родная, то получается, что та, о ком вы говорите, приходится вам двоюродной сестрой. На двоюродных родственниках по Исламу жениться нежелательно. С медицинской же точки зрения это крайне не приветствуется, так как чревато появлением в потомстве различного рода физических и психических отклонений.

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Здесь говорится не о матери данного человека, а, например, о молодой другой жене его отца, которая после смерти отца (то есть своего мужа) осталась вдовой.

[2] Молочное родство приравнивается к кровному.

[3] См.: Св. Коран, 5:33.

[4] Упомянутое в аяте касается только оборонительных войн в защиту отечества и веры, а не захватнических. Подробнее см., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 3. С. 8.

[5] Махрам — это тот мужчина, за которого данная женщина никогда не сможет выйти замуж по причине родства (например, ее сын, отец, родной брат и т. д.). См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’. С. 411.

  • Аят дня
  • Хадис дня

Мы в социальных сетях:

© 1999 — 2020 umma.ru. Умма — достоверно. Религиозная практика. Хадисы. Фетвы. Интервью

Шамиля Аляутдинова. Тафсир. Аудио и видео проповеди.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector