Месяц ниссан соответствует какому месяцу

Библейский календарь — Схемы и пособия

Еврейский месяц начинается в середине месяца нашего календаря. Посев производится в ноябре и декабре, а урожай собирают в марте и апреле.

Счет меся­цев Месяц Совре­мен­ный кален­дарь Упоми­на­ния в Библии Празд­ни­ки Израи­ля
в свя­щен­ном году в граж­дан­ском году
I 7 1 Нисан (Авив) март – апрель Исх. 13:4; 23:15; 34:18 ; Вт. 16:1 Пасха ( Лев. 23:5 ), опрес­но­ки ( Лев. 23:6 ), пер­вые пло­ды ( Лев. 23:10 ).
II 8 2 Ияр (Зиф) апрель – май 3Цар. 6:1,37 Вторая пас­ха ( Чис. 9:10-11 ).
III 9 3 Сиван май – июнь Есф. 8:9 Пятиде­сят­ни­ца (празд­ник уро­жая; Лев. 23:16 ).
IV 10 4 Таммуз июнь – июль
V 11 5 Ав июль – август
VI 12 6 Елул август – сен­тябрь Неем. 6:15
VII 1 7 Тишри (Афаним) сен­тябрь – октябрь 3Цар. 8:2 Празд­ник труб ( Лев. 23:24 ; Чис. 29:1 ),
день очи­ще­ния ( Лев. 23:27 ),
празд­ник кущей ( Лев. 23:34 ).
VIII 2 8 Мархе­шван (Бул) октябрь – ноябрь 3Цар. 6:38
IX 3 9 Кислев ноябрь – декабрь Неем. 1:1 Празд­ник обнов­ле­ния ( Ин. 10:22 ).
X 4 10 Тебеф декабрь – январь Есф. 2:16
XI 5 11 Шеват январь – фев­раль Зах. 1:7 Пурим ( Есф. 9:24-32 ).
XII 6 12 Адар февраль – март Есф. 3:7

В Библии священный год со времени исхода из Египта начинается с весны, с месяца авив, что значит месяц зрелого колоса ( Исх. 13:4, 12:2 ). Это был месяц весеннего равноденствия и время созревания ячменя ( Лев. 23:10-14 ). Позже он стал называться нисаном. В 14-й день этого месяца, который приходится в полнолуние, праздновали Пасху (Исх. гл. 12). Другие месяцы названий не имели, о них говорили: второй месяц, десятый месяц и т.д. Лишь в рассказе о постройке храма Соломона при участии финикийцев три месяца названы особо: зиф (месяц цветения) – 3Цар. 6:1 , афаним (месяц бурных ветров) – 3Цар. 8:2 , и бул (месяц произрастания) – 3Цар. 6:38 ; это финикийские названия. После плена вавилонского появились ассирийско-вавилонские названия месяцев: нисан ( Неем. 2:1 ), ияр, сиван ( Есф. 8:9 ), фаммуз или таммуз, ав, элул ( Неем. 6:15 ), тишри, мархешван, кислев или хаслев ( Неем. 1:1 ; Зах. 7:1 ), тебеф ( Есф. 2:16 ), шеват ( Зах. 1:7 ) и адар ( Есф. 3:7 ). Те из них, которые не встречаются в Библии, известны по сочинениям Иосифа Флавия (I век по Р.Х.) и другим древним источникам.

Гражданский год начинался и кончался осенью (ср. Исх. 23:16, 34:22 ), после уборки урожая (в месяце тишри). В Библии встречается счет месяцев и по священному и по гражданскому году.

Начало месяца определялось по появлению видимого серпа новой луны; этот день, новомесячие, был праздничным ( Чис. 10:10, 28:11 ). От одного новолуния до другого проходит 29,5 суток, поэтому месяцы имели продолжительность в 29 и 30 дней попеременно. 12 лунных месяцев составляют год в 354 дня, что на 11 дней меньше солнечного года. За три года разница между лунным и солнечным годом составит целый месяц, поэтому примерно раз в три года добавлялся 13-й месяц и получался год продолжительностю в 384 дня. Это делалось для того, чтобы авив оставался весенним месяцем.

В прилагаемой таблице указаны названия месяцев в священном и гражданском году (т.е. первый месяц, второй и т.д.), а также древние (ханаанские и финикийские) и послепленные (ассиро-вавилонские названия в том виде, в каком они приведены в русской Библии. Обозначено количество дней в месяце, перечислены библейские праздники и посты и показано приблизительное соответствие библейских месяцев современным.

Дни недели, кроме субботы (шабат), особых наименований не имели, если не считать существовавшего в эллинистическую эпоху греческого названия дня перед субботой – параскеви, что значит «приготовление» (к дню покоя – субботе). Неделя завершалась субботой, поэтому «день первый» (после субботы, см. Мф. 28:1 ) соответствует нашему воскресенью, «день второй» – понедельнику и т.д.

День (в смысле суток) начинался с захода солнца, т.е. с позднего вечера. В древности как ночь, так и день делились на три части: ночь на первую, вторую и третью стражи ( Суд. 7:19 ), а день – на утро, полдень и вечер (см. Пс. 54:18 ). Позднее, со времен римского владычества, ночь делилась на четыре стражи ( Лк. 12:38 ; Мф. 14:25 ) и вошло в употребление понятие «час» – двенадцатая часть дня или ночи ( Мф. 20:1-8 ; Деян. 23:23 ).

Читайте также:  Эур калина неисправности и способы устранения

Месяц Нисан

Овен — созвездие Нисана

Месяц нисан – первый месяц еврейского календаря.

Названия месяца

Этот месяц имеет три названия: “начало месяцев” или “первый месяц”, “весенний месяц” и Нисан.

Тора назвала его “первым месяцем”, поскольку с него начинается отсчет месяцев в году, а также “весенним месяцем”, поскольку в нем обновляются и расцветают растительный и животный миры. Этот месяц наделяет жизнью и богатством.

Нисан” — это вавилонское название месяца, которое евреи принесли из вавилонского плена. Оно также связано с весной. Слово Нисан того же корня, что ницан — “почка”, “бутон” — как оно используется в Писании: “Бутоны (ницаним) показались на земле” (Шир га-ширим, 2,12). Наши мудрецы нашли интересное сокращение, скрытое в слове “весна” — אביב (авив): בי אב, “отец двенадцати” месяцев.

Созвездие

Созвездие, связанное с месяцем Нисан — Овен, в честь “ягненка на каждую семью”, которого приносили евреи в качестве пасхальной жертвы.

Следует отметить, что еще до того, как евреи получили заповедь о принесении пасхальной жертвы, многие народы, прежде всего египтяне, связывали этот месяц с созвездием Овна, образованном звездами, восходящими в нем, поскольку Овен — это знак богатства. На Святом языке Торы синонимом Овна является слово Аштерот (приплод мелкого рогатого скота — во множественном числе), связанное со словом “богатство” — ведь этот приплод обогащает своего хозяина, а месяц Нисан является источником жизни и благословения в течение всего года.

Египтяне, единственным интересом которых были богатство и физическая сила, обожествили овцу, дающую приплод именно в этом месяце, и поклонялись ей. Однако евреи, задачей которых является служение Всевышнему, получили от Него указание взять ягненка — идола египтян, своих хозяев, зарезать его и принести Ему в жертву. Ибо Он — единственный источник богатства и силы, и обрести их можно только от Него. Таким образом, и евреи, и египтяне считают созвездие Овна знаком месяца Нисан, только евреи связывают его со служением Всевышнему, а египтяне — с идолопоклонством.

Именно так объясняют мудрецы слова Торы: “Оторвите и возьмите себе мелкий скот для ваших семейств и зарежьте лесах” (Шмот, 12, 21) — оторвитесь от идолопоклонства, возьмите себе мелкий скот, зарежьте египетских идолов и принесите пасхальную жертву (Шмот раба, 16).

Полный месяц

Нисан — всегда “полный” месяц, состоящий из 30 дней, а Рош Ходеш Нисана продолжается один день.

Первый из месяцев

“Этот месяц вам — начало месяцев”, — сказано в Торе. Это значит, что все остальные месяцы должны отсчитываться от Нисана.

Вот что пишет об этом Рамбан (рабби Моше бен Нахман): «Слова Торы “Этот месяц вам — начало месяцев” следует понимать как указание Израилю считать его первым в году и отсчитывать от него все остальные — второй, третий и т.д. — вплоть до окончания года на двенадцатом месяце. Все это для того, чтобы сохранить в памяти великое чудо Исхода из Египта, ибо всякий раз, когда мы упоминаем любой из месяцев года, мы тем самым вспоминаем об этом чуде. Именно поэтому Тора и не дает месяцам названия, а только номера (и так по номерам их и называет), точно так же как она не дает названий дням недели, а отсчитывает их от субботы — “первый от субботы”, “второй от субботы” и т.д. Отсчет месяцев года ведется от дня выхода из Египта, а не от начала года, поскольку год начинается с месяца Тишрей, как сказано [о празднике Сукот]: “Праздник сбора плодов — на повороте года” (Шмот, 34,22) или “Праздник сбора плодов — на исходе года” (Шмот, 23,16). Стало быть, когда Тора называет Нисан — первым, а Тишрей — седьмым месяцем, она отсчитывает их от дня освобождения”.

Существует мнение, согласно которому те, кто ставят на расписках или иных документах нееврейские даты, в которых месяцы отсчитываются не с Нисана, поступают неправильно, поскольку Тора называет первым месяцем один только Нисан.

Стало быть, нет и не может быть другого “первого” месяца, и порядковые номера месяцев необходимо отсчитывать от него. Однако в случае необходимости можно пользоваться названиями нееврейских месяцев — “январь”, “февраль” и т.д.

Законы Нисана

В Нисане не устраивают постов иначе как 1-го, 10-го, 20-го и 26-го числа — в дни “поста праведников”. Кроме того, 14-го Нисана, накануне праздника Песах, согласно обычаю, постятся все первенцы. Однако жених и невеста постятся в день бракосочетания, на какой бы день Нисана оно не выпало, в том числе, и в Рош Ходеш. В Нисане не отменяется таанит халом (пост, связанный со сном). Однако в этом месяце не оплакивают умерших и не читают в молитве фрагмент Цидук га-дин (“Справедливый суд”). Не принято поминать души умерших иначе как в последний день Песах. Из молитв в течение всего месяца исключаются Нефилат апаим (“Падение ниц”), Таханун, Ав гарахамим (из Шахарита в субботу), Цидкатха цедек (из Минхи в субботу), поскольку это месяц одаряет мир особой, дополнительной святостью.

Читайте также:  Как быстро разморозить лобовое стекло автомобиля зимой

Таханун — покаянную молитву — не произносят потому, что после завершения строительства Мишкана (Ковчега завета) двенадцать глав колен Израиля в течение двенадцати первых дней Нисана приносили особые жертвы и каждый из этих дней был отдельным праздником. А затем наступил канун праздника Песах, сам праздник и Йисру хаг — первый послепраздничный день. Таким образом, большая часть месяца прошла в атмосфере праздничной святости, и она распространилась на весь месяц.

В этом месяце принято говорить Биркат а-иланот (благоловление на цветущие деревья).

Первое Нисана

Первое Нисана — Рош Ходеш Нисана — это самый замечательный день в году, Это первый день первого из месяцев, стоящего во главе года. Именно этот день избрал Всевышний для освящения Мишкана, в тот же день Он сообщил Моше восемь глав Торы, и Шхина поселилась в лагере сынов Израиля. Именно в этот день начнутся жертвоприношений в Третьем Храме, который, как мы надеемся, будет построен в наши дни в соответствии с описанием, содержащимся в книге пророка Йехезкеля (гл. 45).

Подробнее о первом Нисане читайте отдельную статью.

Новый год для пяти явлений

Первое Нисана — Новый год в пяти различных смыслах: в том, что касается счета лет царствований, праздников-регалим и месяцев года, назначения високосного года и расходования шкалим — средств, собранных на общественные жертвоприношения.

Счет лет царствований. Цари Израиля считают годы своего царствования до Нисана каждого нового года. Это значит, что даже если царствование началось в самом конце Адара — месяца, непосредственно предшествующего Нисану, — с наступлением Нисана начинается отсчет его второго года.

Счет регалим. Регель, приходящийся непосредственно на Нисан — праздник Песах, — является первым из регалим года. Это имеет значение для того, кто дал обет принести определенную жертву, не указывая конкретного срока для исполнения обета, и еще не исполнил его. Согласно мнению некоторых еврейских мудрецов, этот человек нарушает заповедь Торы, запрещающую запаздывать с исполнением обета, только после того, как пройдут все три праздника-регалим в следующем порядке: Песах, Шавуот и Сукот — поскольку только праздник, начинающийся в Нисане, может считаться первым (стало быть, на исполнения обета может быть отведено почти два года).

Счет месяцев. Как мы знаем, месяцы года отсчитываются, начиная с Нисана.

Назначение високосного года. Високосный год — это год, содержащий тринадцать месяцев, причем тринадцатым является второй, дополнительный Адар. Если бейт-дин хочет прибавить к году дополнительный Адар, он может делать это только до наступления Нисана. Если уже наступило первое Нисана и решение о добавлении тринадцатого месяца еще не принято, принять его в этом году уже нельзя.

Расходование школим. Все общественные жертвоприношения, совершаемые в Храме после первого Нисана, должны финансироваться из денег, собранных специально для этого, начиная с этого дня — но ни в коем случае не из остатков денег, собранных в прошлом “финансовом” году.

Месяц Нисан

Представьте себе, что вы собрались начать новую жизнь. Какой месяц вы бы для этого выбрали? Скорее всего, месяц, который относится к обновлению природы. Когда начинают цвести деревья, возвращаются с зимовки птицы и все тянется к солнцу. И это будет первый месяц весны — март.

Именно так и поступили евреи. В иудаизме месяц нисан является начальным по отсчету для всех месяцев года.

Нисан – это первый месяц в календаре евреев

Этот месяц называют главой всех месяцев (ходеш ха-ходашим) или царским (ходеш ха-мелех). В месяце нисан произошло очень важное событие в истории еврейского народа — выход из Египта. В Торе рассказывается о том, что евреи в ночь на пятнадцатое нисана 2448 года от рождения Адама покинули место своего длительного рабства и во главе с Моисеем направились в Землю обетованную.

Читайте также:  Плохое торможение на новых колодках

Заповедь, которую первой получил весь еврейский народ перед выходом из Египта, звучала так:

« Этот месяц – для вас начало месяцев »

Итак, этот месяц можно называть: « первый месяц » или « начало месяцев » , « месяц весны » и Нисан. Самым первым он называется потому, что иудейский народ освободился от рабства точно в этом месяце. В трактате Рош а-Шана сказано, что мы будем спасены в месяц нисан так же, как и были наши праотцы спасены в нисан от египетского рабства.

И еще « месяцем весны » , так как в это время весь мир обновляется и расцветает. Этот месяц символизирует жизнь и процветание.

Слово « Нисан » евреи вынесли из вавилонского плена, и истоки этого названия тянутся из древнего Вавилона. Оно в том числе связано с весной и имеет тот же корень, что ницан — « почка » или « бутон » — как оно пишется в Святой Книге:

« Бутоны (ницаним) показались на земле »

(Шир га-ширим, 2.12).

Почему все месяцы принято отсчитывать от нисана

Не всегда месяц нисан был первым среди месяцев года. Вначале время исчислялось от сотворения мира. Затем, когда земля обновилась после потопа, время начали отсчитывать от этого события. Рождение еврейского народа берет начало от праотца Авраама, с того дня, когда Бог заключил с ним союз (брит бейн га-бетарим). Поэтому следующее исчисление времени шло от Авраама.

Мудрецы объясняют такое изменение системы отчета на примере притчи о царе. У одного правителя родился долгожданный сын, и он объявил этот день большим праздником. Но потом его любимый сын был пленен и, наконец, благополучно освобожден. Тогда царь назначил этот день освобождения самым большим праздником.

Именно так же и у еврейского народа отсчет времени ведется от самых судьбоносных событий в его истории. Задолго до того, как иудеи попали в Египет, самым значимым событием был момент заключения союза с Авраамом. Тогда народу Торы было предопределено и изгнание, и порабощение, и чудесное освобождение. После выхода евреев из Египта Тора называет месяц Нисан началом всех месяцев.

« И мы так же будем спасены в нисан »

Месяц нисан считается первым месяцем года не случайно. Мудрецы говорят, что все события и законы, описанные в Торе, имеют духовный корень.

В этой Вечной Книге рассказывается об очень длительном выходе человека из мира материального в духовный. Так изначально и каждый из нас пребывает в желаниях нашего материального мира. И постепенно люди приходят к осознанию бессмысленности своего животного существования. В Пасхальном сказании (Агаде), которое евреи читают ночью 15 нисана, говорится о том, что наши праотцы вначале были идолопоклонниками.

Мы сегодня, как и наши предки, находимся в духовном Египте и поклоняемся чужим идолам. И этому соответствует тьма, которая раскрывается сейчас. Вот признаки этой тьмы: в мире наблюдается хаос, экономика всех государств переживает падение, терроризм усиливается по всей планете и еще множество других пугающих нас событий. И не видно решения этим нарастающим проблемам. Все находятся в духовном падении. Разве это не та же тьма, что была в Египте?

Но вместе с раскрытием зла открывается замечательный выход. Как и тогда в Египте, в наши дни нам предоставляется возможность сделать тот скачок, который совершили наши праотцы в Песах. « И возопили сыны Израиля от своей работы к Творцу » — сказано в Торе. Для того, чтобы вырвался такой крик, необходимо сильное желание большинства народа измениться и приблизиться к более духовному состоянию.

Если весь народ Израиля осознает, наконец, что он находится во тьме и закричит к Творцу о спасении, то тогда придет Машиах, высшая сила, и раскроет в нас свойство отдачи и любви. Потому что именно о нашем времени говорится в Торе, что мы будем обязательно спасены в месяц нисан.

Для этого весь еврейский народ должен объединиться в общем желании избавиться, наконец, от духовного рабства, и тогда все мы получим свет освобождения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector