Проходимость и маневренность автомобиля Теория

Геометрическая проходимость автомобиля

Водителю, который не погружен в автомобильную тематику, приходится сталкиваться с новыми терминами. Если автовладелец обзавелся кроссовером, он может встретить такое понятие, как геометрическая проходимость автомобиля. Данный параметр является весьма важным для внедорожников, и в рамках данной статьи мы рассмотрим, что он собой представляет.

Геометрическая проходимость автомобиля: что это такое

Первым делом нужно разобраться, что означает термин «геометрическая проходимость автомобиля». Если говорить кратко, это сочетание геометрических параметров транспортного средства, которые влияют на его способность преодолевать препятствия во время движения.

Не только у внедорожников имеется геометрическая проходимость, но именно у них на нее обращают особое внимание водители при выборе машины для эксплуатации в экстремальных условиях.

Какие параметры автомобиля влияют на геометрическую проходимость

Геометрическая проходимость автомобиля, в первую очередь, зависит от размеров самого транспортного средства. Базовые параметры, оказывающие влияние на данный показатель, следующие:

  • Габариты автомобиля: длина, ширина, высота;
  • Длина колесной базы;
  • Ширина колеи – это расстояние между двумя колесами на одной оси в центре точки соприкосновения;
  • Передний и задний свес – это расстояния от оси колес до передней (или задней) точки автомобиля.

В зависимости от данных базовых показателей определяется геометрическая проходимость автомобиля.

Основные параметры геометрической проходимости

В понятие геометрической проходимости автомобиля входит 5 основных параметров:

  • Дорожный просвет (клиренс). Под данным понятием понимается расстояние между самым близко расположенным к земле элементом автомобиля и самой поверхности земли. Согласно действующим ГОСТ, данное расстояние измеряется от центра автомобиля, но на практике чаще самые низкорасположенные элементы автомобиля находятся в задней части автомобиля, например, резонатор глушителя. Если поставить автомобиль на горизонтальную ровную поверхность и найти его самую нижнюю точку, а после измерить расстояние от нее до земли – это и будет клиренс;
  • Угол въезда. Данный параметр также часто называют углом рампы, что звучит более понятно. Он подразумевает под собой угол между горизонтальной поверхностью и линией, проведенной от точки соприкосновения передних колес к нижней точке передней части автомобиля. Угол въезда позволяет определить, на какую поверхность может въехать автомобиль не повредив переднюю часть кузова;
  • Угол съезда. Близкий к углу въезда параметр, применимый к задней части кузова. То есть, это угол между горизонтальной линией и линией, проведенной от точки соприкосновения задних колес к нижней части автомобиля. Данный параметр определяет максимальный угол поверхности, на которую может въехать автомобиль при движении задним ходом;
  • Продольный угол проходимости, он же угол рампы. Этот параметр указывает на максимальный угол поверхности, на которую может заехать автомобиль, не коснувшись днищем земли. Данный параметр напрямую зависит от клиренса и длины колесной базы. Соответственно, чем меньше клиренс и длиннее база, тем меньше угол рампы;
  • Угол опрокидывания (угол преодолеваемого уклона). Данный параметр зависит от ширины, высоты и центра тяжести автомобиля. Он подразумевает под собой максимальный угол поворота автомобиля вокруг продольной оси, при котором транспортное средство способно не перевернуть набок. Чем больше ширина автомобиля и ниже высота и центр тяжести, тем больший у него угол опрокидывания. Также данный параметр называют углом поперечной статической устойчивости.

Также можно выделить несколько параметров, относящиеся к геометрической проходимости автомобиля, но не являющиеся ключевыми:

Читайте также:  Автосалон Гуд Авто (Good Auto) отзывы - Развод

  • Максимальный преодолеваемый угол. Под этим понятием рассматривается максимальная крутизна уклона, на который может въехать автомобиль без посторонней помощи. То есть, это максимальный угол поверхности, на которую въезжает автомобиль, относительно горизонта;
  • Глубина преодолеваемого брода. Данный параметр определяет максимальную глубину, на которую автомобиль может погрузиться и продолжить движение без вреда для технических компонентов. В первую очередь, ограничение глубины брода зависит от высоты нахождения точки забора воздуха двигателем, которая чаще всего располагается под капотом у легковых автомобилей. У внедорожников точка забора воздуха может находиться на крыше, если они оснащены шноркелем – специальным устройством, поднимающим точку забора воздуха.Обратите внимание: Если вода попадет во впускной тракт вместе с воздухом, это может привести к гидроудару, что выльется в необходимость капитального ремонта двигателя для восстановления его работоспособности.
  • Ход подвески. Под данным понятием рассматривается максимальная высота, которую может преодолеть колесо в вертикальном положении от точки максимального сжатия подвески до полной разгрузки, практически во время отрыва от поверхности. Данный параметр не оказывает ключевое влияние на геометрическую проходимость автомобиля, и он редко упоминается при рассмотрении данного параметра.

Зачем знать геометрическую проходимость автомобиля

Указанные выше параметры важны в той или иной степени для определения геометрической проходимости автомобиля. Но чаще всего при рекламе своих автомобилей производители заостряют внимание лишь на четырех из них – клиренс, углы въезда и съезд и угол рампы. Остальные параметры вторичны и мало о чем могут рассказать неопытному водителю, который планирует приобрести автомобиль.

Однако, геометрическая проходимость автомобиля – это далеко не всегда реальная проходимость автомобиля в сложных дорожных условиях. Реальная проходимость в значительной степени зависит от типа привода (и от метода его работы), наличия или отсутствия межколесных блокировок, качества резины, поверхности соприкосновения и так далее. И чаще именно указанные параметры, а не геометрические характеристики, определяют внедорожные качества автомобиля.

(280 голос., средний: 4,46 из 5)

Выходим за рамки геометрической проходимости при помощи правильного использования колёс

Известно, что преодоление препятствий на внедорожнике в первую очередь обеспечивается геометрией самого внедорожника. При этом важную роль могут сыграть конструкция и размер установленных на нём покрышек

Е сли знать, как с максимальной отдачей использовать свойства внедорожных покрышек, проходимость автомобиля можно увеличить, дополнив геометрические возможности хорошим сцеплением колёс с грунтом. Конечно, на самом деле вездеходные качества внедорожника не слишком изменятся, просто будут использованы во всей полноте.

Агрессивные ламели плечевой части и грунтозацепы боковины
(такие как у Toyo Open Country M/T) залезают на препятствие, подобно скалолазу

Давайте вспомним, из чего, собственно, состоит геометрическая проходимость? Во-первых, это дорожный просвет, или клиренс. То есть минимальное расстояние от грунта до самой низко расположенной детали машины. Обычно это картер редуктора заднего моста или рычаги подвески. Иногда глушитель. Клиренс даёт возможность понять высоту предмета, который безболезненно для автомобиля можно пропустить между колёс, или глубину колеи, которую можно пройти, не застревая. Казалось бы, на этот параметр выбором резины уж точно никак не повлиять. Но если покрышки обладают мощным прямым зацепом и агрессивной боковиной, как, например, всё та же Toyo Open Country M/T нашего редакционного автомобиля, то в случае нежёсткого грунта машина будет буквально ползти на брюхе, цепляясь агрессивным протектором за грунт. При этом если земля мягкая, а ваш автомобиль достаточно защищён снизу, повреждений можно не опасаться.

Читайте также:  Цветовая маркировка smd стабилитронов

Пониженное до 0,7–0,8 атм давление в шинах радикально
увеличивает способность покрышки взбираться на стенку

Если длина переднего свеса не даёт атаковать препятствие в лоб,
можно заехать под углом, упираясь в него уже не бампером, а покрышкой

Другие не менее важные параметры проходимости – углы въезда-съезда и длина переднего и заднего свесов. Они фактически дают представление о том, на какое препятствие машина может безболезненно въехать и съехать с него без применения трапиков. Например, ступенька или крутой бугор. Однако и их можно одолеть хитростью, используя возможности зацепа покрышек. Например, если машина упирается бампером в высокий выступ (ступеньку, бревно), то во многих случаях можно подъехать сбоку, под углом. Вывернув переднее колесо в сторону препятствия, мы тем самым существенно уменьшаем необходимый для въезда угол и нейтрализуем длину переднего свеса. Да и упираемся в препятствие уже не бампером, а колесом. Агрессивные плечевые ламели покрышки заползают на ступеньку, опираясь как человек локтями. То же самое получается и при съезде со ступеньки под углом – машина не бьётся бампером, а хороший зацеп позволяет не соскользнуть и не рухнуть вниз. Очень важно в этот момент выбрать правильное давление в шинах. Высокое давление, подходящее для движения по шоссе, для такой работы не годится. Оно не позволяет покрышке сминаться и обхватывать препятствие, включая в работу ламели грунтозацепов, а, скорее, заставляет её провернуться. Поэтому давление в шинах снижают. Триалисты, например, при езде по скалам и бетонным блокам выставляют давление в передних покрышках в пределах 0,45-0,35 атм, а в задних – и того ниже. Но мы с вами не триалисты, и наш автомобиль не оснащён замками на дисках, позволяющими удерживать на них резину. Поэтому не стоит снижать давление ниже 0,8 атм. Для обычных дисков и покрышек среднего размера (31–33 дюйма) давление в 0,5 атм будет критически низким, и появится опасность провернуть покрышку на ободе, после чего у вас возникнут совсем другие проблемы.

Большинство геометрических препятствий, таких
как бревно или канава, лучше переезжать по диагонали

Дорожный просвет позволяет оценить размеры препятствия,
которое можно пропустить под брюхом машины

Итак, большинство геометрических препятствий, таких как ступенька, упор, канава или лежащее в лесу поперёк пути бревно, лучше атаковать под углом и преодолевать по диагонали. Кстати, что касается бревна: если его толщина превышает клиренс автомобиля, то лучше просто убрать его с дороги, используя машину как тягач. Если бревно примерно соответствует дорожному просвету, можно рискнуть, помня, что сталь всегда крепче дерева, но глушитель можно оторвать. Если же бревно не очень толстое, то его можно переехать, стараясь выбирать траекторию под небольшим углом. Но важно помнить, что если выбранный угол окажется слишком велик, а бревно и грунт – скользкими, машина запросто может соскользнуть и бревно встанет вдоль колеи. В таком случае нужно остановиться и снизить давление в шинах, иначе так и будете вечно скользить вдоль бревна. Низкое давление и агрессивные боковые ламели грязевого протектора МТ-шины сделают своё дело, и автомобиль залезет на бревно. А при переезде канавы, особенно если она глубокая, имейте в виду, что отсутствие межколёсных блокировок может обездвижить автомобиль в момент диагонального вывешивания. Поэтому заранее включите необходимые опции – если, конечно, они есть. А если нет, то выбрав оптимальную, на ваш взгляд, траекторию для движения ходом, используйте инерцию и не давайте машине остановиться в момент, когда колёса вывесятся по диагонали.

Читайте также:  Схемы проводки ВАЗ 2106 описание цветных электросхем подключения электропроводки и электрооборудован

Так что правильно используя покрышки с хорошим зацепом, вы сможете преодолеть многие препятствия на своём пути. Только не забывайте наши рекомендации и регулярно практикуйтесь.

Редакция благодарит мотокомплекс «Кутузовский Редут» за помощь в подготовке материала

Сравниваем геометрическую проходимость кроссоверов

Рассматривая популярные кроссоверы, их внедорожный потенциал, автор неоднократно затрагивал темы дорожного просвета, алгоритмов работы полного привода. Однако есть еще один немаловажный фактор, который долгое время оставался в стороне – геометрическая проходимость.

Говоря простым, языком геометрическая проходимость — это способность автомобиля преодолевать неровности, подъёмы и спуски, не цепляясь за них кузовом авто. Важными факторами такой проходимости является клиренс и длина колесной базы. Однако сегодня речь пойдет о параметрах углов въезда и съезда.

Если вы посещали всевозможные джип-спринты, офф-роуды или смотрели подобные соревнования в сети, то могли неоднократно видеть ситуацию, когда даже у полноценных внедорожников проходимость упиралась не в возможности полного привода или мощность двигателя, а в те самые углы въезда и съезда.

В случае же попадания в более-менее суровые дорожные условия кроссовера эта проблема еще более актуальна. Оставить часть обвеса, бампера на очередном пригорке не так уж и сложно.

Сегодня автор предлагает вам ознакомиться с информацией об этих самых углах въезда на самых популярных моделях кроссоверов, сопоставить их.

Самый покупаемый кроссовер в России – Hyundai Creta. Угол въезда – 21°, Угол съезда – 28°. В целом показатели достаточно скромные, но можно назвать их неплохими. К слову, идентичные показатели и у старшего брата — Hyundai Tucson.

Следующий по популярности Renault Duster. У данной модели показатели угла въезда составляют 30°, такой же показатель по информации журнала «За рулем» у внедорожника Land Rover Discovery. Съезд – 36°, и это, по данным все того же издания, – больше, нежели у Jeep Wrangler.

Более скромные показатели, нежели у Дастера, имеет Volkswagen Tiguan. Данная модель имеет 25.6° на въезд и 24.7° на съезд.

Kia Sportage (4-е поколение). Данный популярный кореец имеет показатели 17,5° и 24,6°. В более ранних версиях показатель был несколько лучше.

Toyota RAV4 (4-е поколение). Данный популярный японец может похвастаться вполне приличными показателями в 25.5° и 29°.

Mazda CX‑5. Результаты очень похожи на Крету: 21,5º и 28,5º.

Не блещет параметрами Nissan Qashqai. Для данной модели максимальные углы составляют 18º и 25º. У старшего брата X-Trail показатели несколько отличаются – 26º и 21.6

У конкурента в лице Mitsubishi Outlander – 21º (по другим данным – 25º) и 21º. Как и у X-Trail, сказывается приличная общая длина автомобиля.

Ну, и напоследок Subaru Forester со значениями 25º и 26º.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector