Растаможка авто - как растаможить автомобиль в России

Растаможка автомобилей в России и СНГ

Спрос на иномарки одинаково высок, как в России, так и на территории Украины и Беларуси, в странах СНГ. Машины иностранного производства имеют красивый дизайн, долговечны, комфортны в эксплуатации. А если приобрести подержанное авто, то и цена будет вполне приемлемой. Но есть у заграничных автомобилей и существенный минус: растаможка авто. Таможенные пошлины иногда превышают по размеру стоимость самого транспортного средства, да и процедура растамаживания — задача непростая.

Процедура растаможки автомобиля в России и Беларуси

На территории таких стран, как Россия, Беларусь и Казахстан, действуют единые правила растаможки автомобилей и тарифы, принятые решением Совета Евразийской экономической комиссии под номером 54 от 16.07.2012. Это обусловлено вхождением стран в таможенный Евразийский экономический союз, в который, помимо РФ, РБ и Казахстана, также входят Армения и Киргизия.

Важно: машины, ввозимые на территорию стран таможенного союза, и проходящие регистрацию в Беларуси или в России в 2020, должны соответствовать экологическому стандарту ЕВРО-5, иначе им не позволят пересечь границу.

Порядок действий

1. Расчет примерной стоимости автомобиля

Первым делом стоит понять, какой именно модели и марки вы хотите купить авто, и определиться с его стоимостью. Это можно сделать, обратившись к брокеру, оказывающему услуги по покупке авто, либо просто посмотрев сайты с объявлениями в интересующей стране. Исходя из стоимости, можно рассчитать конечную цену, которую придется заплатить за иномарку.

Полная стоимость машины состоит из суммы следующих слагаемых:

  • цены в стране, где совершается покупка;
  • сбора за таможенное оформление;
  • пошлины;
  • утилизационного сбора;
  • НДС (если машина приобретается юридическим лицом);
  • акциза (только для юр. лиц).

2. Внесение таможенного депозита

Растаможка авто из Германии или Польши подразумевает уплату таможенного депозита. Это следует сделать заранее, иначе машину просто не впустят на территорию России (или другой страны таможенного союза), и новоиспеченному автовладельцу придется сначала явиться на родину своим ходом, внести депозит, а уже потом ехать обратно и забирать машину, чтобы поставить на учет авто в России. Депозит представляет собой залог, который гарантирует таможне, что покупатель транспортного средства заплатит все необходимые взносы. В качестве залога могут выступать:

  • деньги, внесенные непосредственно в кассу таможни;
  • имущество, оформленное на приобретателя авто;
  • банковская гарантия;
  • поручительство третьего лица.

Размер депозита рассчитывается двумя способами:

  1. Если стоимость машины не известна, сумма депозита определяется примерно, исходя из характеристик машины, которую планируется купить.
  2. Если покупатель едет забирать определенное нерастаможенное авто, то сумма депозита рассчитывается по предоставленной им информации и равна сумме таможенного платежа на ввоз автомобиля. Для этого нужны документы с указанием стоимости транспортного средства и его характеристик.

Если после приобретения машины оказалось, что сумма депозита превысила размеры взноса на ввоз, то разница возвращается автовладельцу.

При внесении депозита покупатель получает таможенную расписку, на основании которой выдается гарантийный сертификат. На его основании машина, приобретенная в другом государстве, пересекает границу страны-участницы таможенного союза.

3. Покупка авто и таможенное оформление

Приобретенное транспортное средство ввозится в страну и доставляется по месту регистрации автовладельца. Машина отправляется на таможенный склад, где находится до тех пор, пока не завершится процедура оформления. Затем автовладелец оплачивает хранение и забирает свою машину, чтобы зарегистрировать ее в ГИБДД.

Расчет таможенного платежа

Размер пошлины различается в зависимости от возраста машины, мощности и объема двигателя. Машины, ввозимые на территорию России, Беларуси и Казахстана делят на четыре возрастные категории:

  • новые транспортные средства с нулевым пробегом;
  • авто в диапазоне от года до трех лет с момента выпуска;
  • автомобили 3-5-летнего возраста;
  • авто со сроком эксплуатации свыше 5-ти лет.

В каждой из этих категорий существуют свои коэффициенты и тарифы, меняющиеся в зависимости от объема двигателя. Сколько стоит растаможить мотоцикл или грузовик, можно узнать, выбрав соответствующий тип транспортного средства в калькуляторе таможенных платежей и внеся характеристики транспортного средства.

Размер платежа на авто моложе 3-х лет рассчитывается, исходя из его стоимости. Если цена машины менее 325 тысяч рублей, то платеж составит 54% от стоимости, при цене свыше 325 тысяч – 48%. Однако, существуют предельные минимальные тарифы из расчета на каждый кубический сантиметр объема двигателя. Сколь бы дешевой ни была машина, сумму меньше объема двигателя, перемноженного на тарифную ставку, заплатить не получится. Эти предельные значения приведены в таблицах ниже:

Для машин в возрасте от трех до пяти лет ставка растет пропорционально увеличению объема двигателя:

Чтобы растаможить авто из Германии или другой европейской страны, которое старше пяти лет, используется аналогичная схема, только ставка повышается примерно в полтора раза:

Для новых авто и машин с пробегом, а также для грузового транспорта применяются различные ставки и коэффициенты. К счастью, нет нужды запоминать все нюансы, чтобы узнать, как растаможить мотоцикл или грузовик. Достаточно вбить все данные в таможенный калькулятор, и он рассчитает все обязательные платежи и сложит их вместе.

Можно ли ездить в России и Беларуси без растаможки?

Все машины, ввозимые в Россию и Беларусь, а также другие страны таможенного союза из государств, не поддерживающих таможенное соглашение, подлежат обязательной растаможке. Свободно передвигаться по стране нерастаможенные авто могут лишь в тех случаях, когда:

  • машина ввозится на территорию страны временно. При временном ввозе автовладелец не платит таможенных взносов или уплачивает их лишь частично и может пользоваться машиной без растаможки в течение года, затем срок пребывания транспортного средства в стране нужно продлять;
  • если автомобиль зарегистрирован в другом государстве. В таком случае, россиянин пользуется машиной в течение шести месяцев и не растамаживает ее при этом, а иностранный гражданин – катается в течение года;
  • не требуется растаможка автомобиля, если машина приобретена в стране-участнице таможенного союза, где она была зарегистрирована не позднее 2010-го года. Например, если машина ввозится из Белоруссии.

Растаможка авто в Украине в 2020

Чтобы растаможить авто в Украине, нужно пройти процедуру, которая мало отличается от аналогичной операции в России или Беларуси. Отдельно стоит отметить, что в период с 2016-го по 2018-й год Украина использует нулевую ставку на ввоз электромобилей. Так государство поощряет переход на более современные виды транспорта.

Порядок действий

Как растаможить машину, ввезенную в Украину из Европы или США? Для этого нужно:

  1. Выбрать автомобиль и узнать его примерную стоимость.
  2. Приобрести машину, снять ее с учета и получить временные номера.
  3. Если вы заранее не просчитали размеры таможенных платежей и не задекларировали авто, которое покупаете, то придется сделать это при прохождении одного из украинских пограничных контрольных пунктов.
  4. После того, как взносы уплачены, нерастаможенные авто ввозятся в страну. Необходимо в течение 10 дней добраться до таможни по месту регистрации и пройти процедуру оценки стоимости автомобиля. Если выяснится, что его стоимость выше той, что указана в документах, то разницу в таможенных взносах нужно будет доплатить.
  5. Когда все этапы растаможки пройдены и документы получены, можно отправляться на регистрацию транспортного средства в Сервисный центр МВД.

Расчет таможенных платежей при ввозе автомобиля

В таможенный платеж входят следующие суммы:

  • ввозная пошлина, которая составляет 10% от стоимости автомобиля для легковых авто, 6% — для новых машин с объемом двигателя, превышающим 3 литра, и 8% — для электромобилей. Для автобусов на дизельном топливе с двигателем объемом более 5-ти литров нужно уплатить пошлину в 20%;
  • акцизный сбор: размер акцизного сбора указан в Налоговом кодексе Украины, он зависит от объема двигателя, возраста машины, типа топлива и мощности мотора;
  • импортный акциз: составляет 5% от стоимости машины;
  • НДС (20%), исчисляется от суммы вышеперечисленных платежей.

Чтобы узнать, сколько стоить растаможить машину из Германии, достаточно вбить ее марку и модель, а также объем двигателя, стоимость и возраст в калькулятор растаможки авто в Украине в 2017 и нажать на кнопку «Рассчитать».

Согласно закону №1389-19 «О внесении изменений в подраздел 5 раздела ХХ «Переходного положения Налогового кодекса Украины относительно стимулирования развития рынка транспортных средств с пробегом» до конца 2018-го года на территории Украины снижен акцизный сбор на ввоз авто из стран зарубежья, что позволяет растаможивать иностранные машины за разумные деньги.

Можно ли передвигаться на нерастаможенном автомобиле?

Нерастаможенные авто, приобретенные в другой стране и пересекающие границу Украины, должны быть растаможены в течение 5 дней, если речь идет о пересечении одной и той же границы и 10 дней, если въезд и выезд осуществляются через разные пункты пограничного контроля.

Иностранцы, въезжающие на территорию Украины, имеют в своем распоряжении вариант, как ездить на нерастаможенном авто в Украине. Они могут пользоваться машиной без растаможки в течение года, но обязаны в ближайшие два месяца по приезду зарегистрировать ее в полиции.

Граждане Украины тоже могут ввезти авто из Польши без растаможки. Для этого им нужно письменно задекларировать автомобиль и дать обязательство вывезти его из Украины по истечении года.

Гражданин Украины, состоящий на консульском учете в другой стране, ввозит одну машину и катается на ней до 60-ти дней в течение календарного года. При этом ему придется оформить письменное обязательство о вывозе транспортного средства по истечении разрешенного срока и заполнить декларацию.

Из приведенного ниже видео вы узнаете, как сотрудники таможни определяют стоимость автомобиля и рассчитывают сумму таможенного платежа, с учетом последних нововведений в 2020 году.

Таможенное оформление автомобилей

Растаможка автомобилей и любого другого транспорта является необходимостью, чтобы вы имели полное право пользоваться машиной на территории страны. Притом, это нужно не только физическим лицам, которые совершили покупку за границей и теперь желают «легализировать» авто дома, но и лиц юридических, собирающихся реализовать автомобили (допустим, автоцентры по продаже авто), либо использовать такую технику в коммерческих нуждах.

Если провести всю работу правильно (если это будет делать профессионал), то один автомобиль можно растаможить всего за пару часов. Однако перед этим понадобиться долгая подготовка. Если же эту процедуру нужно провести с несколькими авто, то ситуация осложняется и на все понадобится больше времени и средств. Но, в любом случае, растаможка любых транспортных средств требует большого внимания к деталям и профессионализма, поэтому лучше доверить все опытному брокеру. Таким образом удастся сэкономить не только время, но и средства.

Растаможка

Сама растаможка является, большей частью, подготовкой необходимых документов, которые понадобятся для ввоза транспорта и его перемещения. Также важно внести необходимые платежи, пошли и пройти регистрацию. С помощью брокера удастся сделать это не только быстро, но и заранее узнать точную сумму всех пошлин.

Процесс растаможки автомобиля проходит следующим образом:

  1. Клиент получает профессиональную консультацию от специалиста. Он подскажет, как лучше и проще оформить автомобиль (или автомобили), ответит на необходимые вопросы. Будет составлен договор, на основе которого компания и предоставит свои услуги;
  2. Начинается сбор необходимых документов и сертификатов, подтверждающих качество товара, его характеристики и прочее;
  3. По прибытии автомобиля (или его доставке) сотрудник компании на таможне представляет интересы клиента. Он присутствует при всех процедурах досмотра;
  4. Проводится оценочная справка и справка того, насколько автомобиль соответствует экологическому стандарту Евро 5 (скоро машины, которые ниже этого стандарта, уже не смогут пройти растаможку);
  5. Уплачиваются необходимые взносы и пошлины. Все реквизиты передаются клиенту и только после получения чека о выполнении платежа, можно приступать к следующему этапу (квитанция является одним из обязательных документов);
  6. Начинается оформление таможенной декларации. Она должна пройти подтверждение, после чего подается в государственную структуру. Инспектор проводит окончательную проверку (насколько реальное авто соответствует заявленным данным), после чего его можно забирать.

Последним этапом является постановка машины на учет.

Стоимость пошлин транспортных средств зависит от ряда факторов:

  1. Где было произведено авто (какой компанией и в какой стране);
  2. Официальная стоимость самого автомобиля;
  3. Имеющийся объем силовой установки;
  4. Используемое топливо и тип двигателя;
  5. Возраст авто.

Важно — если автомобиль не соответствует стандарту Евро 5, то его нельзя поставить на учет. Следовательно, он не сможет пройти растаможку. Поэтому учитывайте это обстоятельство до того, как заключите сделку. Притом постарайтесь пройти консультацию у таможенного брокера до того, как вы будете покупать автомобиль. Хорошо разбираясь в законах по растаможке машин, специалист подскажет, как совершить более выгодную покупку.

Узнать о сумме пошлины можно используя следующую схему:

  1. Ввозная пошлина (от 0% до 10% от общей таможенной стоимости транспортного средства);
  2. Акцизный сбор (в пределах 0,063 — 4,985 евро за каждый см 3 объема двигателя);
  3. НДС (20% от суммы чека).

Порядок оформления авто

Таможенное оформление авто для физического лица и юридического имеет некоторые отличия. Главным образом то, что они регистрируются, не на конкретного человека, а на компанию и, чаще всего, в количестве такого груза. Но в любом случае все начинается с подготовки необходимых документов. Сделать это желательно до покупки, ведь большую часть документов нужно взять у продавца.

Итак, таможенное оформление импортных машин потребует:

  1. Инвойс, он же аналог документа «счет-фактура»;
  2. Коносамент — свидетельство, которое грузоперевозчик выдает водителю, доставляющему груз;
  3. Тайтл — подтверждение права собственности;
  4. Подтверждение личности владельца авто (паспорт и его идентификационный код);
  5. Копия договора с таможенным брокером;
  6. Подтверждение стоимости машины (оценочная справка);
  7. Подтверждение того, что авто соответствует стандарту Евро 5;
  8. Платежное поручение или SWIFT;
  9. Выписка с аукциона или того центра, где была совершена покупка;
  10. Подтверждение (чек) оплаты таможенных пошлин;
  11. Подтверждение того, что вы гражданин РФ и проживаете в определенном городе, куда будет доставлен автомобиль.

Преимущества сотрудничества с ВЭД-Юг

Если вам требуется таможенное оформление импортных автомобилей для юридических лиц, стоит обратиться к нам — профессиональному таможенному брокеру. Среди главных достоинств сотрудничества для клиентов стоит выделить:

  1. Только комплексный подход. Наши специалисты дают консультации и сопровождают груз все время, а после внимательно следят за тем, чтобы ваши интересы соблюдались во время досмотра груза. Во время совершения покупки собираются все необходимые первичные документы, необходимые для последующего декларирования. Также проводится профессиональное оформление автомобилей;
  2. Для хранения применяются только наши персональные терминалы ЗТК / СВХ, что позволяет значительно упростить все виды работ, связанные с процедурой растаможки в целом (например, заполнять декларацию проще и нет необходимости дополнительно арендовать склад для временного хранения товара);
  3. Все сотрудники опытные и хорошо разбираются в нюансах международных перевозок машин и последующим прохождением таможни. Необходимые процессы соблюдаются, все выполняется предельно точно и четко, так что вы не потеряете ни лишнего времени, ни средств;
  4. Ценовая политика компании ВЭД-Юг гибкая — вы платите только за те услуги и работы, которые действительно необходимы. В результате удается экономить средства;
  5. Имеем обширную сеть филиалов, что также упрощает грузоперевозки — забрать автомобиль вы сможете из любой удобной точки;
  6. На складах используется современное оборудование автоматизации CRM Bitrix, значительно ускоряющее работу и снижающее вероятность возникновения ошибки в документах;
  7. При необходимости оказываем ряд дополнительных услуг — сертификация, ФСТЭК и аналитика.

Так что, если вам требуется оформление автомобилей для юридических лиц или физических, то обращайтесь к нам. Мы оказываем данные услуги более 20 лет, что позволило получить значительный опыт во всех процессах. Звоните, если возникли вопросы или требуется заказать растаможку любого легкового автомобиля.

Таможня запустила калькулятор растаможки автомобилей. Как им пользоваться?

Государственная таможенная служба Украины запустила тестовую версию онлайн-калькулятора стоимости растаможивания автомобилей. Об этом рассказал глава ведомства Максим Нефьодов. Разбираемся, как пользоваться этим сервисом.

Что случилось

Вчера глава Государственной таможенной службы Максим Нефьодов рассказал о запуске тестовой версии калькулятора ориентировочной таможенной стоимости и платежей при оформлении автомобиля.

В том числе сервис предоставляет данные о минимальной, средней и максимальной стоимости машины за 2018-2019 годы. Эту информацию взяли из рабочей базы данных автомобилей, которые оформили на таможне. В ней есть сведения о миллионе машин более 2300 моделей. Перед использованием базу вручную почистили от опечаток и ошибок.

«Что имеется в виду «за 2018-2019»? Скажем, Ford Focus 2.0 2012 года выпуска в 2013 стоил одни деньги, а сейчас — совсем другие. Машина по параметрам не изменилась, но брать цифры за 2013 год и применять на 2019 нельзя. Поэтому мы берем оформления за относительно недавний промежуток времени, за который обесценивание не так существенно», — объясняет Нефьодов.

Как пользоваться калькулятором:

  • нужно перейти на сайт;
  • ввести все характеристики автомобиля — марку, модель, страну, год изготовления, объем и тип двигателя, период использования;
  • нажать на кнопку «Далі»;
  • ввести стоимость автомобиля в долларах и нажать «Далі» — сервис выдаст данные о платежах для растаможивания автомобиля.

Главное за неделю

Як політтехнолог і маркетолог заснували агенцію з просування брендів, селебрітіз і політиків у Вікіпедії

Партнёрский пост

Вам теж в університеті давали завдання створити свою статтю на Вікі, та виявлялося, що це майже неможливо зробити власноруч? Це нормально. Адже Вікіпедія — це не тільки купа суворих правил редагування та фактчекінгу, а ще й великий ринок з розміщення контенту.

У 2007 році політтехнолог Богдан і маркетолог Роман задумали ідею компанії «Вікібізнес». Вже близько 10 років ця агенція є найбільшою фірмою з просування брендів і селебрітіз на Вікіпедії. До них звертаються великий бізнес, зірки, політики та навіть сини африканських диктаторів з американськими бізнесменами.

Разом з агенцією «Вікібізнес» розповідаємо, як працює репутаційний маркетинг у Вікі, скільки коштують послуги редакторів, які цілі переслідують клієнти та як працює агенція, яка все це робить.

Хто заснував «Вікібізнес»

Роман Мельник прийшов із урбаністики та діджитал-маркетингу. Раніше працював у Фонді Гаврилишина та маркетологом у KAN Development. Паралельно розвивав проєкти з цифрової безпеки (zloch.in.ua, Digital Police) та діджиталізації міського самоврядування.

Роман каже, що зараз у світі є два десятки схожих компаній, які займаються платними редагуваннями «Вікіпедії». Але у 2007 році ніша платних редагувань у Вікіпедії лише зароджувалась, а тому була вільною. Роман постійно створював україномовні статті на різні теми. Через це до нього почали звертатися музиканти, спортсмени та бізнесмени. Всі хотіли покращити свої статті на Вікі. Так з’явилася ідея створення агенції.

Політтехнолог Богдан Дубильовський з 2014 року працює у сфері комунікацій та піару (УАЛ, Kyiv Post, Favorit Sport), раніше керував SMM-агенцією. Богдан пояснює — йому було образливо, що в українській версії енциклопедії було замало інформації, а про улюблених персонажів мультсеріалу South Park — взагалі ні слова. Тому Богдан якийсь час навіть платив фрілансеру, щоб той приходив до нього додому і писав статті в українську Вікіпедію.

Як працює агенція

Компанія Вікібізнес працює з 2010 року. Це найбільша та найстаріша в Україні агенція репутаційного менеджменту у Вікіпедії. За останній рік компанія написала та опублікувала більше 300 статей про компанії, стартапи, бізнесменів, політиків та селебрітіз. У 2019 році компанія залучила перші приватні інвестиції. Це дозволило побороти кустарний підхід, апгрейднути відділ маркетингу та вийти на іноземні ринки.

Зараз у команді працює 5 редакторів, відділ продажів, маркетолог та просмалені модератори Вікіпедії, які живуть проектом уже роками. У нас вони займаються текстами. Переважно пишуть на специфічні вузькі тематики. Райтери розкидані по світу: Мумбаї, Мадрид, Жмеринка, Лондон, Вроцлав. До кінця 2021 року агенція планує захопити 30% ринку нативної реклами у Вікіпедії в СНД. Фокус на просуванні компаній, брендів та персон у найпопулярніших Вікіпедіях світу.

Ядром агенції є відділ продажів. Для лідогенерації вони купують якісні телефонні бази підприємств різних країн. Сейлзи щодня телефонують потенційним клієнтам.

«У нас настільки завзяті продажники, що нещодавно випадково продали наші послуги маленькому білоруському м’ясокомбінату. Довелося вибачатись, бо підприємство взагалі не проходить критерії значимості Вікіпедії», — каже Богдан.

Другим каналом лідогенерації для агенції є особисті знайомства. Працюючи на стику різних сфер, засновники мають зв’язки з політиками та громадським сектором. Компанію «Вікібізнес» постійно рекомендують іншим, коли хтось шукає «знавців Вікіпедії».

Скільки коштує редагування Вікі

У рейтингу Alexa енциклопедія займає п’яте місце після Google, YouTube, Facebook та Baidu. Для великих брендів цінність сторінки на Вікіпедії — очевидна. Вона збільшує капіталізацію компанії, впливає на імідж, збільшує рівень довіри партнерів, співробітників та клієнтів.

Через кілька годин після створення сторінка компанії у Вікіпедії індексується на горі пошукової видачі Google, а текст зі статті підтягується у Google Knowledge Graph. Іншими способами цього результату можна досягти або роками активної SEO-роботи, або величезними бюджетами.

Вікі-сторінка є чітким мірилом як потужності бренду, так і масштабу діяльності компанії. Не забувайте, що вас гуглять партнери перед зустрічами, конкуренти, інвестори та потенційні клієнти.

Ринкові ціни на розміщення статті про компанію чи бренд у Вікіпедії коливаються в діапазоні $350-2000. Найдорожче беруть PR-агенції, які працюють на англомовному ринку. Там цінник стартує від $2000. Українська агенція працює дешевше:

  • стаття про бренд (компанію) з нуля — $400;
  • річна підтримка та захист сторінки від вандалізму — $420;
  • внесення правок, оновлення статті — $200.

Бувають і специфічні замовлення. Наприклад, клієнти хочуть заявити про свіжий бренд як нового, амбіційного гравця в ніші; відбити інформаційну атаку конкурентів; підготувати компанію до продажу (поглинання); утвердитися як лідер ринку.

Іноді адміністратори Вікіпедії зловживають службовим становищем та шантажують політиків та бізнесменів: накидують їм необґрунтовану критику, жовті скандали або погрожують видалити статтю, вимагаючи винагороду. З такими адміністраторами доводиться боротися за допомогою внутрішнього арбітражу співробітників Вікі.

Хто замовляє статті

Команда працює з різними українськими та іноземними клієнтами, але більшість з них підписують NDA. Усіх клієнтів можна поділити на такі категорії:

  • українські клієнти, які працюють на нашому ринку;
  • українські клієнти, які працюють тільки на зовнішніх ринках;
  • англомовні клієнти, які працюють на західних та азійських ринках
  • іноземні компанії, які працюють в Україні (представництва великих мереж від банків і до магазинів).

Компанії використовують Вікіпедію як сертифікат визнання аби вигравати тендери. Декілька разів на рік приходять клієнти, і агенція робить для них по 4-5 статей у різних мовних версіях Вікіпедії.

Якщо про фірму уже написали у своїх Вікіпедіях німці, французи, шведи, італійці, значить компанія непроста, а її діяльність важлива за кордоном. І ось нова нещодавно створена компанія уже виглядає солідним і надійним підрядником та отримує багатомільйонний контракт.

Молоді стартапи використовують Вікі для приваблення інвесторів. Нетреба вливати десятки тисяч доларів у SEO. Рік тому придумана назва гуглиться уже через кілька годин.

Перед виборами незліченна кількість кандидатів заспамлює енциклопедію криво написаними статтями про себе. Для них це дешевий спосіб миттєвого піару. Більшість цих статей швидко видаляються.

Один із лідерів медійного ринку звертався по допомогу в розміщенні статей про нього в основних мовних версіях європейського ринку. Через кілька тижнів у нього планувалися важливі перемовини про інвестиції, йому було важливо бути у Вікіпедії, аби інвестор у два кліки міг структуровано прочитати про нього на авторитетному і неангажованому джерелі.

Як з’явився цей ринок

Все почалося у 2005 році, коли заблокували IP-адресу Палати представників США. Вони намагалися відбілити на Вікіпедії біографію свого представника Марті Міхана. Через рік ЗМІ викрили на коригуванні репутації працівників конгресу США. Заступники і помічники покращували імідж своїх босів: прибирали інформацію про критику, скандали, невиконані передвиборчі обіцянки.

Далі постійно набували розголосу кейси коригування статей на користь Microsoft, The North Face, Церкви Саєнтології, ДержДеп Оборони Австралії, Британського Парламенту і виборчих штабів Барака Обами. Повну історію репутаційного менеджменту Вікіпедії можна переглянути тут.

В Україні послуги з редагування у Вікіпедії набули популярності у 2014 році через розгортання гібридної інформаційної війни проти України та засилля фейкових новин. Тоді ЗМІ частково втратили довіру, а Вікіпедія стала фактично єдиним незаангажованим джерелом інформації. Приблизно в цей час в Українську Вікіпедію хлинула велика кількість редакторів-новачків.

Чому потрібні такі агенції

У Вікіпедії існує декілька сотень правил, критеріїв значимості та вимог до оформлення статей.
Є ціла ієрархія модераторів з багаторічним досвідом, які стежать за дотриманням правил. Тому коли піарник заходить із новоствореного акаунту, його правки відразу потрапляють під прискіпливу увагу.

Поріг входу у Вікіпедію дуже високий. Якщо ваш піарник пройшов першу лінію оборони, далі на нього чекає пастка — у Вікіпедії заборонено розміщувати статті про себе, бо це порушує правила про саморекламу і конфлікт інтересів.

Модератори упереджено ставляться до будь-яких статей про живих людей та організацій, навіть якщо вони написані із дотриманням усіх правил. Це виливається у зловживання — статті можуть видаляти безпідставно, під надуманими приводами типу «прихована реклама», «незначима інформація», «невідповідність критеріям».

Які кейси бувають

Ось декілька кейсів агенції «Вікібізнес». Вони показують, які задачі клієнти вирішують за допомогою Вікіпедії:

  1. Повернули у Вікіпедію статтю про компанію, яку перед тим 7 разів уже видаляли. Причини видалення: слабко написана стаття із порушенням правил Вікіпедії, недостатньо насичена стаття посиланнями на новини та авторитетні ЗМІ, заангажованість вікіпедистів, які мають ліві політичні погляди і недолюблюють будь-які успішні українські компанії у Вікіпедії;
  2. Великій компанії розробили 6-міс PR-стратегію. Створили прес-брифінг, зацікавили українські ЗМІ у відповідній темі; вийшли на загальнонаціональні ЗМІ. Досягли розміщення 7 новини в онлайн-пресі, 3 статті у різномовних Вікіпедіях;
  3. До них звертався за послугами навість син диктатора однієї із африканських країн. Робили про нього статтю на локальній Вікі;
  4. Розмістили статтю про біткойн-мільярдера в англійській Вікі;
  5. Розмістили сторінку про юного нью-йоркського бізнесмена. Йому це обійшлося в декілька разів дешевше, ніж у США.

Що буде з цим ринком

Виходячи з всеохопного проникнення діджиталу в бізнес і життя брендів, репутаційний маркетинг з роками буде дорожчати. Боротьба за трафік та впізнаваність брендів і стейкхолдерів стане жорсткішою.

Зараз поріг входу все ще стерпно високий. Якщо у вас є компанія, то для потрапляння у Вікі вам потрібно мати з десяток статей на різних популярних ЗМІ. Це для набуття значущості (однієї з головних критеріїв для проходу на Вікі) вашого бренду. Але щільність гравців на полі репутаційного менеджменту буде зростати, адже надворі 2020 рік. Що це значить? Це значить, що якщо вашого бізнесу нема у Вікіпедіїі, вам є куди рости.

Читайте также:  Увеличение клиренса (лифтинг) Нивы, как способ самовыражения
Ссылка на основную публикацию
Adblock detector