Регулировка рулевой рейки на ВАЗ 2110, ВАЗ 2111, ВАЗ 2112

Ключ для рулевой рейки ваз 2115

При возникновении люфта в рулевом узле вполне можно выполнить своими руками регулировку рейки. Процесс не сложный, потому обращаться на СТО вовсе не обязательно.

Зачем проводят регулировку

Усилие на передние колеса ВАЗ 2109 передается через шестеренку, которая, в свою очередь, взаимодействует с зубчатой рейкой. Чтобы в зацеплении устранить возникающие зазоры, используются прижимные пружины.

Регулировка реечки выполняется с целью устранить образовавшиеся люфты, а также улучшить четкость и послушность работы рулевого управления.

Если реечка была подтянута неправильно, руль будет вращаться чрезмерно туго. Такое явление возникает из-за того, что регулировочный винт перетянули. Задача регулировки — отыскать золотую середину.


Схема узла

Способы регулировки

Рулевая реечка может быть отрегулирована двумя способами.

Способ регулировки

Особенности

Если рейка снимается и регулируется, речь чаще всего идет о ремонте или замене узла на новый. Проводить подобную настройку рекомендуют только в этих ситуациях

Без демонтажа узла

Такой способ регулировки актуален в том случае, если необходимо подтянуть слегка рейку, убрать люфт, избавиться от стуков. Здесь вполне возможно обойтись без демонтажных работ, то есть настроить механизм непосредственно на автомобиле

Неисправности

Есть несколько характерных неисправностей рулевой реечки, с которыми сталкиваются владельцы ВАЗ 2109. В некоторых ситуациях можно обойтись простой регулировкой, а в других потребуется более детальное вмешательство в конструкцию узла и его компоненты.

Поломки рулевой рейки бывают следующие:

  • Ослабли крепления рулевой рейки;
  • Износилась сама рейка или ее шестерни;
  • Зацепление пары не отрегулировано должным образом;
  • Произошел износ втулок в месте соединения рейки с рулевыми тягами.

Далеко не всегда настройка рейки позволяет устранить ее неправильную работу. Это возникает из-за того, что внутри образуется внушительная выработка компонентов. Определить это можно только путем демонтажа. Потому если регулировка не принесла ожидаемого эффекта, придется снимать рейку с машины и проверять, что с ней не так.

Подтяжка рейки со снятием

Сразу вооружитесь специализированным под «десятку» ключом для рулевой рейки, а также приготовьтесь к снятию тяг. Из инструментов захватите:

  • Пассатижи;
  • Монтажную лопатку;
  • Накидной ключ на 19;
  • Молоток;
  • Плоскую отвертку;
  • Набор головок — от 10 до 27.

Приступайте к работе:

  1. Отверните внутри салона гайки, снимите крепежные болты нижнего карданного шарнира к валу шестерни рулевой рейки. Для этого потребуется головка на 13. Болт может проворачиваться, потому придерживайте его рожковым ключом.
  2. В самом моторном отсеке снимите гайку верхнего крепления пыльника рейки.
  3. Внизу автомобиля снимите еще две гайки, которые крепят пыльник рейки.
  4. Демонтируйте пыльник.
  5. Поднимите передок автомобиля, снимите передние колеса.

Если вы собираетесь снимать рулевую, но не демонтировать тяги, следуйте такой инструкции:

  • Снимите с крепление тяги стопорную пластину, поддев ее отверткой. Затем выкрутите два болта, которые крепят тяги и рейку;
  • Головкой на 13 демонтируйте гайки со скоб рулевого механизма, соединяющие со щитком передка;
  • Сдвиньте рейку немного вперед, чтобы вывести от отверстия щитка вал-шестерню;
  • Снимите вместе с тягами рейку.

Если хотите выполнить снятие с рулевыми тягами, от поворотного рычага амортизаторных стоек открутите наконечник тяг. Для этого придется выполнить такую работу:

  • Снимите шплинт при помощи пассатижей;
  • Накидным ключом на 19 открутите гайку крепления шарового пальца, но не до конца;
  • Головкой на 17 ослабьте крепеж натяжного болта наконечника тяги;
  • Теперь выпрессуйте шаровой палец. Для этого нужно вставить монтажную лопатку между поворотным рычагом и наконечником. Отжимайте наконечник от рычага, а по торцу поворотного рычага нанесите несколько ударов молотком;
  • Полностью открутите гайку шарового пальца;
  • Из отверстия рычага выведите шаровый палец;
  • Отверткой разожмите паз наконечника рулевой тяги;
  • Демонтируйте наконечник, придерживая ключом на 27 резьбовую регулировочную втулку. Посчитайте количество оборотов, чтобы во время обратной сборки закрутить на аналогичное число оборотов;
  • На рулевой тяге постарайтесь сохранить положение резьбовой втулки. Так угол схождения колес сохранится максимально правильным.

Статья в тему: Регулировка фар на ВАЗ 2114 своими руками

Регулировка

Итак, ситуация складывается таким образом, что подтяжка рулевой рейки все же может дать положительный результат. Потому требуется узнать, как подтянуть узел и что для этого потребуется.

Отрегулировать рейку можно через днище автомобиля, сняв защиту двигателя, либо через верх. Во втором случае работу придется выполнять на ощупь. Так что решайте сами, как вам будет удобнее.

  1. Чтобы отрегулировать рулевую рейку, вам необходимо будет подтянуть регулировочный винт. Отыскать его вы сможете в рулевом механизме. Если быть конкретнее, то в торцевой крышке.
  2. Оптимально иметь в распоряжении эстакаду или яму в гараже. Если же подобных условий нет, можно обойтись поднятием машины с помощью домкрата. Только в этой ситуации потребуется обязательно дополнительно зафиксировать автомобиль, дабы избежать его соскальзывания с домкрата и вероятных последствий.
  3. Прежде чем поднимать кузов с помощью домкрата, обязательно выставите прямо передние колеса.
  4. Замерить люфт можно с помощью люфтметра. Причем они бывают старинные или же электронные. Последние более актуальны и удобны в использовании, но некоторым выбирать не приходится. Что найдете, тем и будете пользоваться.
  5. Согласно действующим нормам и стандартам, для ВАЗ 2109 люфт рулевого колеса не должен превышать 10 градусов.
  6. Найдите регулировочный винт и начинайте постепенно его подтягивать. Операция проводится медленно. Периодически проверяйте ход руля, наличие люфта или стука в рулевой колонке.
  7. Для регулировки используйте специальный ключ. Он доступен в любом магазине автозапчастей.
  8. Ключ вставляется в регулировочный винт и проворачивается против движения часовой стрелки. Прокрутив немного, проверьте результат.
  9. Процедура может затянуться. Все равно не торопитесь.
  10. Когда почувствовали, что регулировка дошла до нужного уровня, выполните пробный заезд на своем автомобиле, почувствуйте, как двигается руль, исчез ли стук, люфт, насколько туго вращается рулевое колесо.
  11. Если руль стал слишком тугим, придется немного ослабить натяжение регулировочного винта.
Читайте также:  Самосвал КАМАЗ-6520; ТЦ; НИКА

Регулировка рулевой рейки без снятия

Если вы не можете решить, как подтянуть рулевую рейку на ВАЗ 2110, рекомендуем ознакомиться со вторым вариантом — без снятия .

Для этого метода вооружитесь специальным гаечным ключом, который выполнен в виде восьмигранника, размером на 17 мм.

Выполнять подтяжку рулевой на «десятки» следует исключительно в тех случаях, когда во время работы рулевого механизма наблюдаются стуки. Просто так выполнять работу без реальной потребности не стоит.

  1. Заедьте на смотровую яму или поднимите автомобиль на подъемнике.
  2. Снимите защиту двигателя, возьмите плоскую отвертку и поднесите хорошее освещение под автомобиль.
  3. Найдите заднюю часть подрамника в задней части рулевой рейки. Там рейка и вал должны пересекаться. В том месте располагается регулировочная гайка. Не перепутайте ее с пробкой регулировочной гайки. Это распространенная ошибка новичков.
  4. Если ранее рулевой механизм был нетронутым, на гайке будет присутствовать заглушка зеленого цвета. Она выполняет функции стопора и ее монтируют непосредственно на заводе.
  5. Плоской отверткой удалите заглушку. Наверняка она сломается, но ничего страшного в этом нет.
  6. Удалив стопор, берите в руки специализированный регулировочный ключ, выполните зажим, двигаясь по часовой стрелке. Не зажимайте до упора. Степень зажатия напрямую зависит от силы стуков при движении.
  7. Ключ проверните градусов на 10, проверьте рейку на предмет люфта. Если он присутствует, прижмите еще. За раз крутить более чем на 15 градусов не рекомендуется.
  8. Проверить степень зажатия достаточно легко. Возьмите рейку, поверните ее резко в одну и другую сторону. Если никаких посторонних шумов при этом не наблюдается, рейка затянута хорошо.
  9. Пытаться установить на место стопор не имеет смысла, даже если вам удалось его сохранить в целостности. Никакой пользы он в себе не несет.

Как устраняется люфт

Вы – владелец машины ВАЗ 2109, и во время движения услышали ярко выраженные стуки, отдающие в колонку рулевого управления, можете быть однозначно уверены – рулевая рейка ваз 2109 ремонт требует безотлагательный.

Естественно, не всегда необходимо выполнять ремонтные работы капитального характера либо замену некоторых деталей. Если умеете подтянуть рейку, то спокойно сможете удалить постукивания без лишних хлопот и расходов. Но это возможно только в той ситуации, когда шумы образовались в результате заводского либо эксплуатационного люфта самой рейки. Для работы понадобится смотровая яма, чтобы отыскать гайку для регулировки и покрутить ее ключом на 17:

Устройство рулевой рейки Ваз 2109


Устройство рулевой рейки Ваз 2109
Читать дальше: Что брякает в передней подвеске

1 наконечник рулевой тяги
2 шаровой шарнир наконечника
3 поворотный рычаг
4 контргайка
5 тяга
6 внутренние наконечники рулевых тяг
7 болты крепления рулевых тяг к рейке
8 внутренние наконечники рулевых тяг
9 скоба крепления рулевого механизма
10 опора рулевого механизма
11 защитный чехол
12 соединительная пластина
13 стопорная пластина
14 резинометаллический шарнир
15 демпфирующее кольцо
16 опорная втулка рейки
17 рейка
18 картер рулевого механизма
19 стяжной болт муфты
20 нижний фланец эластичной муфты
21 верхняя часть облицовочного кожуха
22 демпфер
23 рулевое колесо
24 шариковый подшипник
25 вал рулевого управления
26 нижняя часть облицовочного кожуха
27 кронштейн крепления вала рулевого управления
28 защитный колпачок
29 роликовый подшипник
30 приводная шестерня
31 шариковый подшипник
32 стопорное кольцо
33 защитная шайба
34 уплотнительное кольцо
35 гайка подшипника
36 пыльник
37 уплотнительное кольцо упора
38 стопорное кольцо гайки упора
39 упор рейки
40 пружина
41 гайка упора
42 палец шарового шарнира
43 защитный колпачок
44 вкладыш шарового пальца
A метка на пыльнике
B метка на картере рулевого механизма
C поверхность шарового шарнира
D поверхность поворотного рычага

Итак, ВАЗ 2109 имеет довольно простую рулевую рейку. Она состоит из ряда определенных элементов – это:

  • зубчатая рейки с 2-мя резьбовыми отверстиями — для закрепления внутренних наконечных тяг,
  • опорные кольца, предназначенные для обеспечения плавного скольжения,
  • приводная шестеренка со шлицевым валом,
  • механизм упора (регулирует нужный зазор зубчатой пары),
  • картер, объединяющий все детали и закрепляющий эти детали к корпусу авто,
  • некоторые элементы, предназначенные для защиты рассматриваемого узла от грязи и пыли.

Достоинства и недостатки сборки своими руками

На первый взгляд, ничего сложного в подобных работах нет:

Вы сможете сэкономить финансовые средства, приобретя только ремонтный комплект и смазку, стоимость которых вполне приемлема. А на сервисе придется платить за услуги мастера. А если еще и исполнитель будет не совсем честный, то детали могут быть установлены не совсем новые, что быстро вызовет необходимость второго ремонта. Но имеются и недостатки, способные повлиять на работу машины сразу или после непродолжительного эксплуатационного периода. Чтобы не допускать ошибок в работе, следует внимательно просмотреть видеоролик о том, как правильно ремонтировать рулевую рейку.

Читайте также:  Договор купли продажи автомобиля 2020, бланк и образец скачать в word и pdf

Инструкция по замене рулевой рейки

Приходилось ли вам слышать при движении по щебню или разбитой дороге стуки со стороны рулевого управления? Если да, то скорее всего причиной этому была рулевая рейка. Она расшатывается довольно быстро и на всех переднеприводных автомобилях, включая ВАЗ 2109-2108, ее приходится иногда подтягивать. Если же подтяжка не помогает, то можно произвести ремонт или замену. В данной статье я расскажу о втором варианте, то есть о полной замене данного механизма.

Необходимый инструмент для работы

Ниже будет приведен список инструментов, которые понадобятся для данного ремонта:

  • монтировка
  • молоток
  • головки торцевые на 10, 13 и 22
  • удлинители
  • воротки
  • трещоточные рукоятки

Порядок снятия и установки рулевой рейки на ВАЗ 2109-2108

Прежде, чем приступать к процедуре снятия рейки, первым делом нужно будет открутить несколько гаек крепления защиты, что наглядно продемонстрировано ниже на фото:

Крепится она как сверху, так и снизу. После чего снимаем ее полностью, чтобы в дальнейшем она не мешалась при работе. Далее необходимо освободиться от рулевых тяг. Для этого откручиваем два болта крепления по центру рейки, как это представлено на картинке:

После чего без особых проблем отсоединяем их и отводим в сторону:

Далее необходимо открутить по две гайки крепления рейки хомутами по краям, как с одной, так и с другой стороны:

И отводим рулевую рейку ВАЗ 2109-2108 в сторону:

Для того, чтобы окончательно снять ее с автомобиля, необходимо открутить стяжной болт со стороны салона, который находится в самом низу рулевого вала:

И после пробуем срывать рейку с вала, и если это сделать не удастся, можно снаружи поддеть монтировкой, после чего все должно сняться без проблем.

В случае необходимости, покупаем новый механизм и производим замену. Цена новой рулевой на ВАЗ 2109-2108 составляет от 1600 до 2200 рублей в зависимости от производителя. Установку выполняем в обратном порядке, и после проведения данного ремонта необходимо проверить сход-развал передних колес. Конечно, если вы те снимали наконечники, то скорее всего это не понадобится, но все же обратите внимание на это внимание.

Замена рулевой рейки lada 21099 (ваз 21099)

Когда резко поворачиваете руль из положения нейтрально (колеса прямо) и слышите посторонние стуки либо шумы рулевой рейки, биение руля, увод автомобиля в сторону и самопроизвольное отклонение от движения прямо значит, необходим ремонт либо замена рулевой рейки ваз 2109, причем срочно. Рулевая рейка — важнейший узел управления направлением движения машины, люфты и другие неполадки затрудняют управление, и создают опасность для вашего здоровья и жизни. Как часто вы слышите в новостях: водитель не справился с управлением автомобиля? Вы сами прекрасно понимаете, к каким последствиям это приводит. Наша инструкция поможет вам выполнить ремонт и замену рейки самостоятельно.

Рассмотрим схему рейки и варианты ремонта

Существует три способа ремонта:

  • Полная замена рейки (если возиться особо некогда и устраивает цена, либо механизм не пригоден для ремонта)
  • Замена деталей из ремонтного комплекта (тут придется повозиться, снять механизм, разобрать и собрать)
  • Альтернативный ремонту и самый быстрый способ — подтягивание гайки на рулевой рейке с помощью специального ключа

Такой способ дает положительный эффект (только не всегда и не на долго), но может иметь плохие последствия. Например, если затянуть гайку слишком сильно, тогда повысится усилие необходимое для вращения рулевой баранки, что усложняет управление машиной. Более тяжелые последствия, это заклинивания руля во время движения машины, потерять управление да еще на скорости чрезвычайно опасно для вас и окружающих

Нужные материалы и инструменты

Замена рулевой рейки ваз 21093 — 2199 требует наличия необходимых материалов:

  • Аэрозоль «Мовиль»
  • Чистая ветошь
  • Пластиковые хомуты длиной 200 и шириной 4миллиметра (три штуки)
  • Смазка проникающая WD-40 («жидкий ключ») чтобы открутить заржавевшие и закисшие соединения
  • Литр Уайт — спирита
  • Смазка для подшипников типа ФЕОЛ либо нечто подобное

Также для ремонта потребуются следующие запчасти:

  • Сайлентблоки(см.Замена сайлентблоков Ваз: делаем самостоятельно)
  • Чехол рейки
  • Наконечники
  • Специальный набор (ремкомплект) для ремонта

Замена рулевой рейки на ваз 21093 — 2109 потребует наличия следующего инструмента:

  • Съемник наконечников
  • Молоток
  • Головки торцевые
  • Специальный ключ для рейки, (он надевается на нажимную гайку и имеет внутренний восьмигранник)
  • Удлинитель ключа с трещоткой
  • Специальный ключ для откручивания гайки подшипника, (восьмигранный стержень на «24» с углублением)
  • Щетка по металлу
  • Узкая кисточка

Совет: Прежде чем заняться процедурой на ваз 2109 замена рулевой рейки, вам необходимо обработать заранее (за сутки) все соединения «жидким ключом» (резьбы наконечников, четыре гайки, крепящих рейку, гайку затяжки упора). Затем, через полтора — два часа повторите обработку всех мест и через сутки можете начинать процедуру.

Последовательность замены и ремонта

Чтобы быстро и без проблем заменить рейку выполните порядок действий, как гласит инструкция:

  • Закатываем авто на яму (смотровую канаву)
  • Поставляем упоры под задние колеса, затягиваем ручник (стояночный тормоз), блокируем руль
  • Отсоединяем питание, для этого снимаем обе клеммы с аккумулятора
  • Ставим машину на домкрат и снимаем передние колеса, ( при этом желательно поставить автомобиль на опоры (подпорки в виде деревянных брусков).
  • Откручиваем гайки наконечников, и вытаскиваем пальцы из рычагов
  • В таком случае вам непременно понадобится съемник для пальцев — прикладываем его, закручиваем винт до упора и ударяем по рычагу молотком, придерживаем ключом винт съёмника
  • Теперь, когда обе тяги свободны, откручиваем гайки хомутов (на фото внизу гайка указана стрелкой)
  • Внутри салона у самого пола открутите болт на рулевом валу
  • Затем потяните рейку на себя покачивающим движением
  • Хвостовик шестерни часто отсоединяется от вала не сразу, придется повозиться
  • Отсоединив рейку, вытаскиваем агрегат через правую дыру со стороны колеса
Читайте также:  Инструкция по работе с сайтом

Ремонт рулевого механизма

Осуществить ремонт рулевого механизма своими руками будет легко, если вы следуете рекомендациям нашего материала:

  • Зажимаем механизм в тиски и прочищаем щеткой по металлу, далее обрабатываем Уайтспиритом и ветошью
  • Как только корпус засияет как новенький, откручиваем болты усов
  • Предварительно рекомендуем проконтролировать состояние сайлентблоков
  • При обнаружении люфта, трещин резины и других дефектов, заменяем их
  • Отгибаем пластину, контрящую болты с помощью молотка и зубила, откручиваем болты и снимаем усы
  • Стягиваем затычки с обоих концов рейки
  • Затем снимаем резинки вала и чехол. Чехол можно выкинуть сразу, остальные элементы необходимо тщательно вымыть и высушить, только не на солнце
  • Снимаем стопорную шайбу подшипника, поддеваем ее отверткой
  • Откручиваем гайку приготовленным заранее специальным ключом, под ней обнаруживаем подшипник
  • Затягиваем в тисках наш шлицевой вал. На губки тисков желательно подложить мягкие накладки, чтоб не повредить вал
  • Осторожно постукивая молотком по корпусу, пока не выйдет подшипник
  • За ним легко последует вал, шестеренки и остальные детали
  • Все снятые элементы тщательно промываем Уайтспиритом при помощи кисточки
  • Отыскать подшипник именно такого типа будет очень проблематично, так как он нестандартный, поэтому следует его аккуратно вымыть и сохранить
  • Если все-таки необходимо его снять, воспользуйтесь специальным съемником
  • Рекомендуем не трогать его без крайней необходимости, поскольку функционирует он весьма сносно длительное время
  • Вытряхиваем зубчатую рейку из корпуса и промываем ее Уайтспиритом. Затем просушите ее и смажьте
  • Через отверстие, находящееся в корпусе аккуратно извлекаем пластмассовую вставку и выкручиваем зажимную гайку
  • Часто такое действие проходит весьма туго, знайте, что в ремонтном комплекте есть новая, если боитесь повредить эту
  • Заменяем кольца уплотнения, сначала не забудьте вытряхнуть упор
  • Внимательно рассматриваем усы, наконечники не должны люфтить, пальцы должны шевелиться с приложением некоторого усилия, защитные чехлы не должны содержать трещин и других дефектов
  • Если заметите, что в какой либо детали (или в нескольких) дефекты либо обнаруживается неправильная работа, непременно промойте деталь и просушите
  • Если это не помогло, заменяем деталь, но стараемся сохранить по максимуму
  • длину рычага
  • Чтобы защитить от последствий коррозии, на данном этапе рекомендуем обработать «Мовилем» резьбу
  • Далее занимаемся шарнирами
  • Устанавливаем новые шарниры, если в их работе что либо не нравится, либо кажется подозрительным
  • Вставляем новую пластиковую втулку в корпус, выступы ее должны быть непременно направлены в отверстия. Отрезаем резинки
  • Вставляем рейку со стороны шестерни
  • Примерное расстояние от корпуса рейки до торца должно быть около 28-ми миллиметров
  • Сама рейка при этом, не должна торчать наружу
  • Подшипник надо запрессовать до упора с шестеренкой вместе
  • Зажимаем в тисках вал вместе с корпусом
  • Тогда не придется прикладывать большие физические усилия
  • Ориентируем по шестерне зубчатую рейку
  • Вставляем упор, затем гайку и пружину
  • Устанавливаем новое резиновое кольцо со стороны вала, и накручиваем еще одну гайку
  • Надеваем крышку и контрашайбу, совмещаем отметки
  • Затем надеваем вместе с чехлом резиновое кольцо, плотно затягиваем пластиковые хомуты
  • Устанавливаем усы. Затягиваем их с большим усилием, подгибаем стопорную пластину
  • Прикрепляем резиновые заглушки
  • Аккуратно перетаскиваем собранный агрегат в моторный отсек
  • Ставим рейку на место, накидываем хомуты, наживляем гайки и не забываем про шайбы
  • Дальнейшую установку проще выполнить с напарником (помощником).
  • Совмещаем конец рулевого вала из салона, чтобы совпадал с валом шестерни
  • Обязательно обращаем внимание на лыску на валу, в которую и должен пройти болт муфты (иначе вы его не вставите)
  • Наживите, аккуратно постукивайте молотком по муфте, насаживаем ее поглубже
  • Звук срабатывания сигнала в нашем случае может служить критерием правильности установки
  • Пока сигнал не звучит, продолжаем работать молотком
  • Заработал сигнал — можем считать, что рулевой агрегат готов к применению
  • Вставляем болт муфты в уши и крепко зажимаем
  • Вставляем пальцы усов в рычаги и закручиваем гайки, не забываем зашплинтовать их
  • Берем само контрящиеся гайки и затягиваем на хомутах рейки, шпильки хомутов обрабатываем «Мовилем»
  • Прикручиваем колеса и снимаем машину с домкрата и подставок

Поздравляем, ремонт, и замена рулевого агрегата ваз2109 выполнен успешно, остается посмотреть видео инструкцию.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector