Самосвал ЗИЛ-164 технические характеристики и устройство двигателя, расход топлива и модификации

ЗИЛ-164, описание и технические характеристики автомобиля, двигатель и грузоподъемность самосвала, К

В конце 1950-х годов в Советском Союзе началась эпоха масштабного строительства недорогого жилья, которое получило название «хрущёвки». В это же время на стройках начали появляться новые автомобили ЗИЛ-164. Именно с этими грузовиками у старшего поколения связаны тёплые воспоминания о комсомольской молодости и радости от получения новых квартир.

В первой половине 60-х годов самосвалы ЗИЛ-164 появились в огромном количестве. Они везли бетон и прочие материалы для строительства. Бортовые модели использовались и для перевозки рабочих.

Отличия ЗИЛ-164 от ЗИС-150

Новый грузовик создавался на заводе имени Лихачёва в качестве приемника ЗИС-150, который на то время считался достаточно устаревшим. Хотя последние модификации ЗИС-150 практически не отличались от первых ЗИЛ-164, партия требовала не очередной модернизации, а создания абсолютно новой модели, поэтому в 1957 году на базе ЗИС конструкторы создали новый автомобиль.

Его внешность сразу наводила мысли о том, что это модернизированный ЗИС, но некоторые отличия в конструкции моделей всё же имелись:

  • Рама автомобиля стала мощнее;
  • Двигатель тоже был более мощным;
  • Установили карбюратор новой модели;
  • Появились телескопические амортизаторы;
  • Появилась системе обдува ветровых стёкол;
  • Отопитель новой конструкции.

Кроме того, в конструкцию автомобиля было внесено ещё множество различных мелких изменений, которые незаметны с первого взгляда. Например, новый радиатор, более высокие крылья и т.п.

Новый ЗИЛ можно считать преемником не только ЗИС-150, а даже легендарной трёхтонки ЗИС-5. Несмотря на все доработки и модернизации, новый ЗИЛ имел много общего со своим прошедшим через Великую Отечественную войну предком. Война перечеркнула многие планы заводчан, поэтому ЗИС-150 появился только после Великой Победы.

Машина стала выпускаться серийно с 1957 года, и выпускалась до 1964 года. В 1961 году произошла серьёзная модернизация автомобиля, так как на заводе готовились к выпуску совершенно нового грузовика ЗИЛ-130. С 1961 года завод выпускал модель ЗИЛ-164А, который получил часть узлов от новой, более совершенной модели. Последняя модификация получила новое однодисковое сцепление, карданы, тормозной кран. Кроме того, КПП ЗИЛ-164А тоже была взята от модели с индексом 130.

В некоторых источниках указывается, что первые модификации ЗИЛ-164 назывались ЗИС, но это неправда. Завод переименовали в 1956 году, первые автомобили сошли с конвейера только через год после этого, а вот ЗИС-150 действительно назывался ЗИЛ. Последние модели, которые выпускались в 1956 году, имели надпись «ЗИЛ».

Многообразие модельного ряда ЗИЛ-164

За годы выпуска ЗИЛ-164 было создано множество модификаций этого грузовика. Большинство из них использовалось на стройках и в сельском хозяйстве. Вот основные модели этого популярного в 1960-х годах автомобиля:

  • Базовые модели ЗИЛ-164 представляют собой бортовой грузовик. Имеют деревянный кузов с тремя откидными бортами;
  • ЗИЛ-164Р– это усовершенствованная модель, которая имеет более мощный двигатель, развивающий до 109 л.с. Кроме двигателей, они отличались карбюраторами модели МКЗ-К-84. Эти модификации специально предназначались для работы в качестве тягачей, которые могли буксировать прицепы массой до 4,5 тонн. Если грузовик базовой модификации не рекомендовалось постоянно эксплуатировать с прицепом, то эта модель предназначалась именно для этого;
  • ЗИЛ-164Д – специальные модификации бортовых автомобилей, оснащённые экранированным электрооборудованием;
  • ЗИЛ-164Г – шасси, на которое устанавливалось специальное оборудование и грузовые платформы различного типа, предназначенные для специфических нужд;
  • ЗИЛ-ММЗ-164Н представляет собой настоящий седельный тягач. Тоже оснащён новым карбюратором и форсированным мотором;
  • ЗИЛ-ММЗ-585И – строительный самосвал;
  • ЗИЛ-ММЗ-5875К – сельскохозяйственный самосвал.

С 1961 годы все эти модификации получили букву «А» после номера модели, например, ЗИЛ-164АР. Самосвалы, которые выпускались с 1961 года, обозначались индексами 585Л и 585М.

Кроме того, завод имени Лихачёва пошёл на интересный эксперимент и начал выпускать грузовики, предназначенные для эксплуатации на сжиженном газе. Это были модификации ЗИЛ-156А, ЗИЛ-166 и ЗИЛ-166А. Технические характеристики данного автомобиля позволяли эксплуатировать его не только на газу, но и на бензине. Так как производство бензина в 60-х годах было избыточным, а сам он стоил копейки, то газовые модификации встречались крайне редко.

Колымская модификация ЗИЛ-164 по прозвищу «Протез»

Ещё одной интересной модификацией ЗИЛ-164 была так называемая «колымская» модификация. Это был стандартный ЗИЛ, который переделывали на местном заводе. В процессе переделки грузовик получил третью ось, что позволило увеличить его грузоподъёмность и проходимость. Интересно то, что эта модернизация была придумана обычным водителем по фамилии Чумак, который самостоятельно установил на свой ЗИС-150 третью, не ведущую ось.

Увидев, что это позволило увеличить грузоподъёмность до 6 тонн, новые грузовики ЗИЛ-164 стали переделывать подобным образом уже на местном заводе. Новая модификация обладала не только лучшей проходимостью и грузоподъёмностью, но и повышенным ресурсом между капитальными ремонтами. В настоящее время один из таких, чудом сохранившихся грузовиков, установлен на постаменте в Магадане. Он стоит там с 1980 года.

Экспортные модели ЗИЛ-164

На заводе имени Лихачёва выпускали специальные экспортные варианты ЗИЛ-164. Это следующие модели:

  • ЗИЛ-164Н, который предназначался для эксплуатации в умеренном климате;
  • Для засушливых районов выпускали модификацию ЗИЛ-164С;
  • ЗИЛ-164Э предназначался для эксплуатации во влажном и жарком климате.

Все экспортные варианты собирались из отборных деталей, ведь советская техника должна была нести в дружественные страны уверенность, что лучше советской техники в мире не существует. Машина отличалась не только более мощными двигателями, их грузоподъёмность была увеличена на 1,5 тонны.

ЗИЛ-164, которые эксплуатировали в ГДР, имели кузова местного производства. Пожарные части ГДР имели целые автопарки специальных пожарных машин, изготовленных на базе ЗИЛ-164.

В истории завода имени Лихачёва зафиксировано несколько оригинальных моделей, которые были выполнены на базе 164 модели. Это кассетный цементовоз оригинальной конструкции и автоцистерна для перевозки сжиженного газа.

Грузоподъёмность стандартных модификаций ЗИЛ-164 составляла 4 тонны, хотя в случае установки усиленных шин, она могла быть повышена на 500 кг. Самосвалы имели такую же грузоподъёмность. По грунтовым дорогам грузоподъёмность автомобиля снижалась до 3,5 тонн.

Двигатель и трансмиссия грузовика

Стандартный двигатель ЗИЛ-164 имеет рабочий объём в 5,5 литров. Данный двигатель разрабатывался специально для этой модели, поэтому он называется так же, как и грузовик. Мотор был рассчитан на использование топлива марки А-66. Особенность этого двигателя заключается в использовании алюминия. Из него сделана головка блока цилиндров. Вокруг цилиндров в блоке имелась водяная рубашка. Поршни тоже были изготовлены из специального сплава алюминия.

Бензобак грузовика был рассчитан на 150 литров топлива. Реальный расход бензина был около 30 литров, поэтому пробег на одной заправке мог достигать 500 км.

Что касается трансмиссии ЗИЛ-164, то сцепление на машине было сухого типа, двухдисковое. В 1961 году была проведена модернизация, в результате которой сцепление было заменено на однодисковое, которое было предназначено для установки на новый грузовик ЗИЛ-130. Новое сцепление имело механический привод выключения и специальные пружины, которые были расположены периферийно.

Читайте также:  Cохранить номера при продаже автомобиля Автоблог

На модели ЗИЛ-164, которые выпускались до 1961 года, устанавливалась пятиступенчатая коробка передач. Эта коробка устанавливалась ещё на старый ЗИС-150В. При этом пятая передача была ускоренной. На модели ЗИЛ-164А устанавливали новые коробки передач. Именно такие устанавливались на ЗИЛ-130, который ещё дорабатывался и серийно не выпускался. Новая коробка отличалась надёжностью.

Рама, подвеска и ходовая часть ЗИЛ-164

Рама для грузовика собиралась из двух лонжеронов, которые штамповались из стали. Они соединялись между собой мощными поперечными балками с помощью заклёпок. Передний бампер автомобиля закреплялся прямо на раме автомобиля. Там же закреплялись и буксирные круги. В задней части рамы имелось специальное буксирное устройство, предназначенное для буксировки прицепов и других автомобилей. Рама ЗИЛ-164А получила специальные кронштейны на раме, предназначенные для амортизаторов телескопического типа.

Передняя ось оснащалась односкатными колёсами, а на задней оси устанавливались колёса типа «спарка».

Рулевой механизм и тормоза грузовика

Рулевой механизм ЗИЛ-164 состоит из пары червяков или специальных роликов. Тормозная система состоит из стандартного ножного тормоза с пневматическим приводом и ручника. По сравнению с ЗИС-150, тормоза новой модели значительно эффективней, при этом водителю не нужно сильно жать на педаль тормоза. Для седельного тягача тормозная система имеет специальный раздаточный кран, предназначенный для подсоединения тормозной системы прицепа.

Грузовые автомобили ЗИЛ-164 не стали такими известными, как ЗИЛ-130. На дорогах СНГ встретить их сейчас практически невозможно. Иногда на автобарахолках появляются единичные объявления о продаже ЗИЛ-164. Как правило, эти экземпляры представляют собой сборный конструктор, имеющий моторы от других грузовиков.

За время своего существования автомобили ЗИЛ-164 трудились во всех уголках Советского Союза. Именно поэтому грузовик достоин того, чтобы память о нём сохранилась в истории российского автомобилестроения.

ЗИЛ-ММЗ-585Л: Снова здравствуйте, Захар Захарыч!

Его прародителя — ЗИС-5 — еще в Великую Отечественную прозвали Захаром — видимо, за букву «З» в названии. А наследники — вся семья 164-х — стало быть, получились Захарами Захарычами. Самосвалы на их базе в народе также звали Пятьсот-веселыми — ленились водители произносить длинный заводской индекс: ЗИЛ-ММЗ-585.

Трудности аббревиации

Машины большой семьи ЗИЛ-164 — техника в своем роде эпохальная: именно эти грузовики вывозили Союз из послевоенных руин. Что называется, «смотрите на всех стройках страны». Выпуск 164-х начался в 1957 году — тогда они пришли на смену ЗИС-150 (после процессов, прошедших в истории как «разоблачение культа личности», машина успела один год побыть ЗИЛ-150). Новый автомобиль получил в наследство «семейный» двигатель — рядную нижнеклапанную «шестерку» объемом 5,5 л. Мощность, правда, была увеличена до 95 л. с. ЗИЛ-164 обзавелся новой пятиступенчатой синхронизированной коробкой передач, которая впоследствии станет атрибутом всех ЗИЛов и будет выпускаться вплоть до 2000-х годов. Также машина получила новый карбюратор, однодисковое сцепление и новый задний мост. Кабины изменения почти не коснулись — обновилась, разве что, облицовка радиатора: у ЗИС-150 решетка была горизонтальной, а у ЗИЛ-164 стала вертикальной.

Аббревиатура ММЗ 585-му тоже досталась по наследству. Мытищинский машиностроительный завод выпускал самосвалы еще на базе ЗИС-150. Для них поставляли укороченное относительно базовой модели шасси. В Мытищах монтировали небольшой самосвальный кузовок. Грузоподъемность машины при этом уменьшалась на полтонны. Грузовик, который назывался, ЗИС-ММЗ-585, немало потрудился на советских стройках. Когда базовой моделью стал ЗИЛ-164, индекс 585 у самосвала сохранился, добавились лишь дополнительные буквенные индексы: литера «Л» обозначала самосвал строительный, а «М» — сельскохозяйственный.

Вторая молодость

Строительный самосвал ЗИЛ-ММЗ-585Л 1963 года выпуска — сегодня настоящая музейная диковинка. Работали машины на износ — производители не закладывали в них тот ресурс, который они реально отхаживали. А поскольку вся спецтехника в Союзе была ведомственной, за прошедшие 50 лет большинство экземпляров отправились в металлолом. Автомобиль, сохранившейся сегодня в красноярском клубе «Авто-ретро», эта участь миновала по счастливой случайности: после списания он оказался в руках у коллекционера-энтузиаста Павла Мезина.

С этого момента для старенького ЗИЛа началась вторая молодость: сегодня он уже не таскает на себе тяжелые грузы, не переживает кустарных ремонтов, а чинно и степенно путешествует по городским выставкам ретротранспорта, постепенно обретая оригинальный заводской внешний вид.

С миру по детали

К Павлу автомобиль попал в 2010 году. Выглядел он тогда не слишком здоровым: уставший многократно ремонтированный металл, грубо наращенные борта кузова и множество неродных деталей. Оно и понятно: машина работала вплоть до 2009 года — перевозила железо по территории одного из красноярских предприятий. За забор его последние лет 20 не выпускали — никакого техосмотра машина бы, разумеется, не прошла. Да и не собирались бывшие владельцы делать из него выставочный экземпляр. Поэтому реставрация автомобилю предстояла долгая и непростая.

«Все 164-е семейство было снято с производства в 1964 году. Но у машины был собрат — ЗИЛ-157 — автомобиль с тем же двигателем, на тех же агрегатах, правда, трехосный и полноприводный. Они выпускались до 1994 года, хотя к тому моменту, конечно, были архаичными. А нам этот факт очень помогает: запчасти для 164-го подходят. На моем ЗИЛе еще в далекие времена заменили кабину — стояла от 157-го. Внешне они практически не отличаются, только у 164-го на панели приборов один манометр — давление в пневматической тормозной системе, а в 157-м еще и второй есть — подкачка колес. То есть водитель, не выходя из кабины, мог накачать или спустить колеса в зависимости от дорожных условий, ведь это была машина повышенной проходимости. Сегодня я поставил новую кабину на своем 164-м, но она тоже неродная — от 157-го», — рассказывает Павел Мезин.

Замена кабины для самосвалов ЗИЛ на «донорскую» — дело привычное, такие операции машины переживали, когда были еще в ходу. В Красноярске эти самосвалы активно работали до начала 1990-х годов, причем, кабины приходили в негодность заметно раньше других частей машины: металл лопался от усталости, да и упавшие на крышу тяжеловесные грузы были делом обычным.

Колеса, на которых нынешний музейный экспонат дохаживал свой рабочий век, тоже были с чужого плеча — от автомобиля ЗИЛ-130. Родные колесные диски у машины своеобразные — с 8-ю вентиляционными окнами. Сейчас все шесть колес (задние — двускатные), установленные на 164-м, оригинальные, что сразу придает машине аутентичный вид.

Крылья автомобилю тоже пришлось заменить. Когда машина была еще на ходу, ее ремонт производился по принципу «лишь бы работало», поэтому к одному крылу просто приварили другое — этаким «бутербродом». Сначала новый владелец пытался восстановить их. По словам Павла, на одно крыло ушло около трех килограммов шпатлевки. Однако позже удалось найти совершенно новые крылья — сегодня они уже красуются на грузовике. Грязевые щитки над задними колесами автомобиля имеют особенную историю. Это «новодел», однако изготовлены они на заводе «Сибтяжмаш» на немецком прокатном станке 1896 года выпуска. В Красноярск он приехал во время войны — вместе с другим оборудованием эвакуированного из Брянска «Красного профинтерна». Механизмы тогда делали надежные: прошло больше 100 лет, а техника все еще работает. Задача, конечно, не слишком сложная — сделать выгнутые полукругом листы металла с накатанными ребрами жесткости. Но щитки получились любо-дорого посмотреть — неспециалист от оригинальных и не отличит.

Читайте также:  Maybach Mercedes-Benz S-Class цена и характеристики, фотографии и обзор

Вот так старенький ЗИЛ постепенно возвращается в заводское состояние. Детали свозятся отовсюду: капот приехал из Москвы, крылья — из Иланского, фара — из Ставропольского края, крепление «запаски» — из Балахты, облицовка радиатора нашлась в Красноярске.

«Детали собирать непросто: старых автобаз осталось мало, приходится искать по деревням и забытым колхозам то, что не сдали в металлолом. Сегодня машина почти комплектная. Остались мелочи: нужно изготовить задний борт и установить рычаг гидроподъемника. Конечно, хочется найти оригинальную кабину, но это, скорее всего, уже нереально», — говорит Павел Мезин.

Но даже без этих тонкостей ЗИЛ выглядит гостем из другого времени. Вся атрибутика на нем — настоящая. Например, Павел нашел для своего железного коня огнетушитель 1960-х годов. Да и надписи на дверях «правильные»: эмблема и бортовой номер именно те, под которыми этот автомобиль ходил в автоколонне, к которой был приписан в советское время. Штамп «Перевозка пассажиров запрещена» тоже знаком шоферам старой гвардии — она красовалась на всех грузовых машинах. А на одну из выставок ЗИЛ даже приезжал с транспарантом «Уложим 50 000 куб. метров бетона в плотину в 1961 г.!» — копией, изготовленной по фотографии со строительства Красноярской ГЭС.

Машина времени

Между словами «работать» и «трудиться» все-таки большая разница. Чтобы понять это, стоит проехать пару километров на ЗИЛ-164 и представить большие стройки, которые прошли на этих машинах наши дедушки. Моторный отсек автомобиля не имел должной изоляции от пространства кабины. Поэтому зимой в машине очень хорошо: шоферы называли ЗИЛ самым теплым грузовиком, а для особо морозных времен специально пробивали окна в перегородке мотоотсека для доступа теплого воздуха из-под капота. А вот летом в кабине жарко, и никаких вариантов «климат-контроля», кроме открытых окон, естественно, не предусмотрено. Кроме того, работать шоферу приходится в условиях постоянного шума — под аккомпанемент того же мотора.

Гидроусилителя руля в автомобиле нет, поэтому руки у водителей ЗИЛов были крепкие и накаченные. Старая шоферская привычка держать руль неполным хватом — не смыкая большой палец с остальными — родилась именно в таких машинах: на кочках баранка могла внезапно дернуться, вывихнув или даже сломав водителю пальцы. Подвеска достаточно жесткая, так что даже на небольших неровностях машину ощутимо трясет.

«Под современные дорожные грузовик не приспособлен, если его, конечно, никак не дорабатывать. На нем, как и на всех тягачах и самосвалах того времени, стоят два зеркала (на обычных бортовых только одно — слева), ведь таким машинам часто приходилось маневрировать задом: на седельном тягаче — чтобы прицепиться к прицепу, а на самосвале — чтобы разгрузиться. Зеркала эти крохотные, около 10 см в диаметре. Закреплены они на одной тонкой стойке без распорок и от работающего двигателя очень сильно вибрируют. Пока машина стоит, в них еще можно что-то рассмотреть, помимо собственного кузова, но во время движения, когда прибавляется дорожная тряска, зеркала становятся совершенно бесполезными. Остается ехать прямо и маневрировать наугад — водители 1960-х могли себе такое позволить, машин на дорогах было мало. Да и имевшиеся немногочисленные легковушки избегали ехать прямо за грузовиком: в случае аварии ЗИЛ бы точно пострадал меньше», — рассуждает Павел Мезин.

«Бутылка по 3,62 на четверых»

Только все эти сложности кажутся серьезными лишь жителям XXI века: поколение 1960-х не знало более комфортных машин. ЗИЛ водители очень любили. Неприхотливый двигатель унаследовал еще от своего предшественника ЗИС-5 множество полезных свойств. Это малооборотистый, тяговитый мотор, который делал машину очень проходимой. Да и вообще, машины эти были простыми, надежными, и, что важно, ремонтопригодными — все делалось буквально «на коленке». В новинку для водителей были разве что воздушные тормоза — ЗИС-150 стал первым советским грузовиком, оснащенным пневмосистемой. Все остальное было привычным и доступным, и в дороге шофер мог сам ликвидировать почти любую неисправность и, по крайней мере, добраться до места полноценного ремонта. А порядок зажигания цилиндров рядных шестерок (1-5-3-6-2-4) водители запоминали так: «15 магазин, бутылка по 3,62 на четверых». Такая вот советская мнемоника.

Выход в свет

«Уже 4 года ЗИЛ-ММЗ-585 является бессменным участником выставок и пробегов ретро-автомобилей. К каждому мероприятию он готовится: регулярно избавляется от каких-то неродных деталей и приобретает аутентичные. Он у нас фотомодель: у публики пользуется большой популярностью. Представители старшего поколения его узнают, останавливаются, рассказывают свои истории. Кроме того, в нем нет ничего особенно хрупкого, тонкого и нежного, как, скажем, в легковушках, поэтому мы часто пускаем желающих в кабину, а детям разрешаем сфотографироваться, стоя на бампере», — говорит администратор клуба «Авто-Ретро» Илья Лопин.

Поздороваться с Захаром Захарычем, а также взглянуть на другие экземпляры формирующегося музея ретротехники все желающие смогут 30 октября 2015 года — в День автомобилиста — на площади перед красноярским ДК «Кировский», где клуб «Авто-Ретро» организует праздничную выставку. Журнал «Грейдер» выступит информационным партнером мероприятия: репортаж и фото с место событий появятся в следующем выпуске издания, а также на сайте igrader.ru.

Текст: Анна Кучумова, фото: Евгений Ошкин

ЗИЛ-164

ЗИЛ-164 – грузовой автомобиль, выпускавшийся на заводе имени Лихачева и получивший прозвище «Захар». Модель была разработана на основе ЗИС-150, прошедшего глубокую модернизацию отдельных агрегатов и узлов. Производство грузовика осуществлялось в 1957-1964-ом годах. С конца 1961-го года завод имени Лихачева начал выпуск модификации ЗИЛ-164А.

В послевоенное время СССР вернулся к плановой экономике и стал испытывать острую нужду в разнообразной технике, которая помогла бы поднять страну из руин, оставшихся после войны. Народному хозяйству требовались автомобили для применения в различных направлениях. В 1957-ом году на заводе имени Лихачева представили 4-тонный двухосный грузовик с одной главной осью. До середины 70-х годов он оставался одним из наиболее популярных в СССР. За период производства ЗИЛ-164 несколько раз модернизировали.

Читайте также:  Топ 20 машин за 300 000 рублей в 2020 году

Видео

Внешне модель отличалась от ЗИС-150 вертикальной решеткой радиатора. Грузовик получил новый двигатель повышенной мощности. ЗИЛ-164 считался «рабочей лошадкой» и присутствовал почти во всех советских автохозяйствах. На базе автомобиля специализированные предприятия собирали заправщики, пожарные машины, фургоны, автокраны, цистерны и прочую специализированную технику. Версии, использовавшиеся советскими войсками в ГДР, получили кузова немецкого производства. Некоторые автохозяйства на основе ЗИЛ-164 изготавливали оригинальные автомобили (кассетный цементовоз и другие). На платформе данной модели была разработана первая в стране серийная цистерна, предназначенная для перевозки сжиженного газа.

ЗИЛ-164 предполагалось заменить на ЗИЛ-130, но трудности с постановкой его на конвейер привели к тому, что в 1961-ом году завод имени Лихачева начал производство модификации ЗИЛ-164А с некоторыми узлами от ЗИЛ-130 (новой коробкой передач и однодисковым сцеплением). У новой версии улучшились мощностные и динамические характеристики. Внешне ЗИЛ-164А отличался от классической версии расположением жалюзи на боковинах капота. У более поздней модификации они были вертикальными, у более ранней – горизонтальными.

В автохозяйствах грузовик эффективно использовался до конца 70-х годов, после чего его популярность пошла на спад. К 1965-му году ЗИЛ-164 морально устарел, что и объясняло уменьшение спроса на него. При этом в 90-х годах модель все еще использовали. Отдельные версии ЗИЛ-164 можно встретить и сейчас.

Завод имени Лихачева выпускал огромное количество модификаций данного автомобиля:

  1. ЗИЛ-164Р – бортовая машина для эксплуатации с прицепом;
  2. ЗИЛ-164Г – шасси для сборки самосвала;
  3. ЗИЛ-164Д – бортовой грузовой автомобиль с экранированным оборудованием;
  4. ЗИЛ-ММЗ-585И – самосвал, используемый в строительной сфере;
  5. ЗИЛ-ММЗ-164Н – седельный тягач;
  6. ЗИЛ-ММЗ-585К – сельскохозяйственный самосвал;
  7. ЗИЛ-164А – модернизированный бортовой грузовик с новыми элементами (карданным валом, сцеплением, амортизаторами и коробкой передач);
  8. ЗИС-156А – бортовой грузовик, функционирующий на сжиженном газе;
  9. ЗИЛ-164АР – бортовой грузовик с агрегатом повышенной мощности. Предназначался для эксплуатации с прицепом;
  10. ЗИЛ-164АД – грузовой автомобиль с экранированным электрооборудованием;
  11. ЗИЛ-ММЗ-164АН – седельный тягач, оборудованный мотором повышенной мощности (109 л.с.);
  12. ЗИЛ-164АГ – самосвальное шасси;
  13. ЗИЛ-ММЗ-585М – самосвал для сельского хозяйства;
  14. ЗИЛ-ММЗ-585Л – самосвал для строительной сферы;
  15. ЗИЛ-166 – бортовой грузовик, работающий на сжиженном газе;
  16. ЗИЛ-164 – особая модификация, выпускаемая Колымским заводом. Модель имела третью ось и отличалась повышенными эксплуатационными качествами и грузоподъемностью.

Технические характеристики ЗИЛ 164

ЗИЛ-164 имеет колесную формулу четыре на два. Снаряженная масса автомобиля равняется 4100 кг, полная – 8250 кг.

Габаритные размеры техники:

  • длина – 6700 мм;
  • ширина – 2470 мм;
  • высота по кабине – 2180 мм;
  • колесная база – 4000 мм;
  • дорожный просвет под задней осью – 265 мм;
  • дорожный просвет под передней осью – 325 мм;
  • колея – 1700 мм.

Грузоподъемность автомобиля по асфальтобетонным дорогам равняется 4000 кг, по грунтовым – 3500 кг. Дополнительно ЗИЛ-164 может тянуть прицеп массой до 4500 кг. Максимальная скорость грузовика составляет 75 км/час.

Расход Топлива

При скорости 40 км/час на 100 км пути автомобиль расходует 27 л горючего. Топливный бак модели вмещает до 150 л. Запас хода составляет 550 км.

Двигатель

ЗИЛ-164 комплектуется карбюраторным 4-тактным 6-цилиндровым рядным агрегатом, работающим на бензине. У силовой установки в сравнении с прежними моделями увеличилась степень сжатия (6,2 вместо прежних 6,0). Чугунную головку блока цилиндров заменила алюминиевая головка. Бензин подавался принудительно посредством герметизированного топливного насоса, имеющего производительность 60 л/час.

Комбинированная система смазки силовой установки включала фильтры тонкой и грубой очистки, расположенные в одном корпусе. Модернизированные жалюзи радиатора получили все модификации ЗИЛ-164. Обновленный радиатор с расширительным бачком и герметичной пробкой устанавливался исключительно на тягачи.

Автомобиль получил карбюратор МКЗ-К-82 с пневматическим регулятором оборотов коленчатого вала.

Характеристики силовой установки ЗИЛ-164:

  • рабочий объем – 5,56 л;
  • номинальная мощность – 100 л.с.;
  • частота вращения – 2800 об/мин;
  • максимальный крутящий момент – 33 кгс/м.

Устройство

ЗИЛ-164 получил клепанную штампованную раму, состоящую из двух балок со швеллерным сечением, которые соединялись стальной поперечиной. Продольные балки имели переменное сечение по ширине и высоте. На болтах к ним крепились буксировочные крюки и передний бампер. На первых модификациях грузовика монтировали П-образный бампер. Передняя поперечина применялась для крепления радиатора и передней опоры мотора. К передней балке с внутренней стороны крепились задние опоры агрегата.

Передняя ось имела подвеску с двумя рессорами, задняя – подвеску с двумя дополнительными и двумя основными рессорами, подвешенными на раме посредством полуэллиптических рессор, соединенных с задним мостом и передней осью.

Автомобиль оснащался цельнометаллической кабиной с утеплением крыши, задней стенки и передней панели. Для того периода данное решение было инновационным. Кабина вмещала трех человек и была укомплектована жидкостным отопителем, обогревателем ветровых стекол и вентиляцией. Кресла в салоне были пружинными. При этом водительское сиденье устанавливалось отдельно и настраивалось под рост оператора. От пыли кабину защищали новые уплотнители.

Заднее окно было глухим и закрывалось решеткой. Ветровое стекло делилось на две части. Левая половина была подъемной и крепилась в любом положении, правая – глухой. Дверные окна были подъемными, а двери – цельнометаллическими с навеской на передней стойке. Левая дверь имела замок, позволяющий запирать кабину снаружи. На приборной панели красовались пять круглых циферблатов, часть приборов в сравнении с ЗИС-150 была заменена на более современные.

Коробку передач ЗИЛ-164 унаследовал от ЗИС-150В. 3-ходовая 5-ступенчатая КП получила облегченное включение двух последних передач. Решение позволило снизить аварийность данных грузовиков, поскольку при движении под гору вращение карданного вала обычно превосходило безопасное, потому вал обрывался, повреждая трубки магистрали тормозного привода. Остановить автомобиль в подобной ситуации оказывалось невозможно. От аварий также спасал и ограничитель оборотов коленчатого вала.

На последние модификации ЗИЛ-164 устанавливались ограничители лонжеронов, а пружины поперечины были усилены. Кронштейн крепления крыла стал жестче. На отдельные версии монтировался дополнительный топливный бак, существенно увеличивающий запас хода автомобиля.

Тормозная система седельного тягача, предназначенного для работы с прицепом, оборудовалась раздаточным краном для подключения тормозного механизма прицепа. Здесь же размещалась штепсельная розетка.

Модернизация ЗИЛ-164 осуществлялась постепенно, в результате чего была сохранена преемственность поколений.

Цена нового и б/у

Производство ЗИЛ-164 завершилось довольно давно, потому приобрести новый автомобиль не удастся. Предложений данного грузовика на рынке осталось очень мало. Стоимость автомобиля варьируется от 30000 до 50000 рублей в зависимости от состояния. При этом машина обычно предлагается на запчасти.

Аренда грузовика спросом не пользуется.

Аналоги

К аналогам ЗИЛ-164 можно отнести модели ЗИЛ-130 и ГАЗ-51.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector