Секвентальная коробка передач на «ВАЗ»

Что значит секвентальная коробка передач

Автомобильная индустрия развивается крайне быстро. Каждый день появляются новые технологии, которые переворачивают сознание простых автомобилистов. Наглядным примером выступает эволюция трансмиссии.

Первой была изобретена механическая КПП, потом появился автомат и секвентальная коробка передач. Эти три этапа развития заняли приблизительно сто лет. Естественно, что в процессе появлялись ответвления и специфические изделия, которые имели узкий круг применения.

Внимание! В ряде источников секвентальная коробка называется роботизированной.

Секвентальные коробки устанавливаются на гоночных автомобилях, грузовиках и мотоциклах. Их главным отличием от стандартных МКПП является последовательное переключение скоростей. Проще говоря, водитель не тратит время на манипуляции с рычагом. К тому же система сама выбирает оптимальный момент для перехода. Благодаря этому производительность возрастает в несколько раз.

Внимание! Если в гонке будут принимать участие два автомобиля полностью одинаковые по техническим характеристикам, кроме коробки передач, то победит тот, у которого будет секвентальная система.

На видео показано на примере КПП на Хонде как работает коробка передач:

Распространённые типы коробок передач

За период эволюции трансмиссии было выпущено множество машин, работающих за счёт автомата и механики. Каждая из этих систем имеет свои особенности, которые в той или иной мере отразились на секвентальной коробке.

Механическая коробка установлена практически на всех отечественных автомобилях. К её преимуществам можно причислить высокую надёжность и простоту в обслуживании. К тому же сама масса конструкции намного меньше, чем у АКПП.

Из-за простоты конструкции в производстве механическая коробка намного дешевле, чем АКПП. Также нельзя не отметить высокий КПД. Главным недостатком является высокая сложность эксплуатации для новичка.

В свою очередь, автоматическая коробка проста в управлении и не требует долгих тренировок для быстрого переключения. Также благодаря ей двигатель работает в оптимальном режиме. Из-за этого отсутствуют перегрузки.

Исторические сведения о секвентальной коробке

Секвентальная коробка часто применяется конструкторами компании BMW в своих автомобилях. Первое внедрение произошло в 1996 году. Тогда модель Е36 М3 обзавелась подобной системой.

Внимание! Модификация секвентальной коробки называлась SMG 1.

За пять лет водители сумели оценить все преимущества секвентальной коробки. В результате в 2001 году линейка пополняется системой SMG 2. Ею оснащаются автомобили Е46 М3.

Концепт Е46 М3 стал настоящим хитом. Мало того, отзывы автомобилистов были о нём более чем позитивными. Наконец, в 2005 году появляется SMG 3. В ней временные затраты, необходимые на переключение, стали ещё меньше.

Спортивный тип М

Последним инновационным решением считается именно эта секвентальная коробка. Она насчитывает 7 ступеней. До этого ни одному автомобильному концерну не удавалось достичь этой цифры.

Главным достоинством семиступенчатой секвентальной коробки SMG является то, что она позволяет водителю делать выбор между комфортным и спортивным режимом. Конечно же, такие устройства устанавливаются только на мощных автомобилях.

Принцип и устройство

Проще всего сравнить секвентальную коробку с механикой. Мало того, база у них практически одинаковая. Главное отличие заключается в шестернях. Здесь вместо косых зубьев идут прямые. В самой же конструкции отсутствует сцепление за ненадобностью.

Внимание! За переключение передач отвечает блок управления.

Само переключение происходит посредством гидравлики. Благодаря всем этим особенностям секвентальная коробка часто устанавливается на гоночные автомобили. Общим знаменателем всех этих модернизаций стало то, что КПП перестала зависеть от вибраций. Точнее, гонщику не нужно тратить время на поиск нужной передачи.

Читайте также:  Американские габариты; своими руками; Схема-авто; поделки для авто своими руками

При сравнении обычной КПП и секвентальной коробки необходимо особое внимание уделить моменту переключения тяги. Как только это происходит, тяга привода подтягивается, поворачивается и нажимается. Так происходит в стандартной системе, но не в последовательной.

В секвентальной коробке при переключении одна тяга подтягивается, а другая отвечает за нажатие. Благодаря этому сокращается временной интервал. Это техническое новшество позволило выйти на новый уровень производительности.

Что такое секвентальная коробка передач:

Особенности функционирования

Рычаг переключения в машинах, на которых установлена секвентальная коробка, располагается на руле. В некоторых модификациях можно увидеть кнопки. При этом система функционирует в таких режимах:

  • спортивном;
  • стандартном;
  • автоматическом.

В первых двух вариантах используется механика. Неудивительно, что многие начинающие водители предпочитают ездить именно на такой коробке передач. Как только, они достигнут нужного уровня водительского навыка – для них откроется весь спектр возможностей системы.

Достоинства и недостатки

Каждая система имеет уникальные особенности, которые обуславливают её эксплуатацию. Не стала исключением и секвентальная коробка. К её главным достоинствам можно причислить:

  • простоту в управлении,
  • высокую скорость переключения передач,
  • экономичность,
  • несколько режимов работы.

Секвентальная коробка передач может быть как механической, так и автоматической. К сожалению, без недостатков обойтись не получилось, и к минусам устройства причисляют:

  • ненадёжную конструкцию;
  • быстрый износ всех деталей;
  • необходимость в постоянном обслуживании.

В качестве примера можно взять обычную гоночную машину с секвентальной коробкой передач. После каждого заезда её перебирают мастера. Это является обязательным условиям для допуска автомобиля к следующей гонке.

Секвентальную коробку можно назвать результатом долгой эволюции трансмиссии. Она сочетает в себе преимущества МКПП и АКПП. Как результат подобная система обеспечивает великолепный разгонный потенциал и минимизирует затраты топлива. Также нельзя не отметить простоту в эксплуатации.

Секвентальная коробка передач

В переводе с английского языка секвентальная переводится как последовательность. Стало быть, секвентальная коробка передач означает только последовательное переключение скоростей. Этот принцип работы заключается в воздействии на управление ногой (примером может служить мотоцикл), для быстрого переключения — спортивный автомобиль; в случае большого количества передач, выбор которых с помощью переключения рычага не очень удобен — это трактор, грузовые автомобили. Чаще всего происходит переключение за счет смещения органа управления от нейтрального положения. В то время как принцип работы классической КПП заключается в самостоятельном выборе передачи.

  1. Развитие секвентальной коробки
  2. Спортивный тип М
  3. Исторические сведения
  4. Как происходит процесс переключения
  5. Работа секвентальной коробки передач
  6. Принцип работы
  7. Достоинства и недостатки

Развитие секвентальной коробки

Каких только коробок трансмиссии не было создано за всю историю автомобилестроения. Вот и создание секвентальной трансмиссии не прошло мимо. Чаще всего мы слышим, механическая коробка передач или автоматическая, но стоит понять, что этим дело не ограничивается, так как существует еще много вариантов для переключения скоростей.

Между этими КПП есть разница, которую стоит понять. Взять, к примеру, обычную машину с механической коробкой. В этом случае водитель самостоятельно делает выбор передачи скорости. То есть, разогнавшись, у него есть возможность переключиться с третьей скорости на пятую или же, наоборот — при торможении, перейти с пятой на третью. Этот механизм еще можно назвать поисковым, так как включение передачи скоростей полностью зависит от водителя. Еще раз хочется отметить, что передача может быть любой, самое главное, чтобы было соответствие режиму движения и нагрузкам на автомобиль.

Читайте также:  Киа Рио; а сборка чья; Kia Rio клуб

Но то, что касается обладателей секвентальной коробки передач — они такой возможности свободного переключения лишены. Это действие может осуществляться только на одно значение либо вверх, либо вниз. То есть, переключение будет выглядеть следующим образом: два-три-четыре или семь-шесть-пять, что характерно для мотоциклов BMW и для мотоциклов М1-М. Другого переключения на такой коробке добиться невозможно.

Спортивный тип М

Сравнительно недавно была разработана семиступенчатая секвентальная коробка передач. Это первая модель 7-ступенчатой КПП SMG в мировом автомобилестроении. За счет своего сверхмалого времени для переключения скоростей в сочетании с мощностью силового агрегата она позволяет своему владельцу делать собственный выбор спортивного или комфортного стиля езды.

Исторические сведения

Такая коробка уже сумела стать традиционной для автомобилей BMW. Уже в 1996 году SMG 1 начала устанавливаться на модели Е36 М3. В 2001 году оснащение моделей Е46 М3 осуществлялось SMG 2. А уже в 2005 на модели Е60 М5 прошла установка коробки передач SMG 3. Что стало отличать эту коробку передач от предыдущих моделей, так это заметное сокращение временной затраты на переключение передачи.

Семиступенчатая секвентальная коробка передач для BMW

Эта модель трансмиссии третьего поколения оборудована индивидуальными тягами привода переключения, что позволило добиться ощутимого ослабления тяги в момент переключения. Как это могло получиться?

Как происходит процесс переключения

Сравнивая обычную коробку передач с секвентальной SMG 3, обращаешь внимание, что в обычной КПП в момент переключения тяга привода переключения передач подтягивается, после чего поворачивается и нажимается. В сравниваемом устройстве все происходит по-другому. Здесь получается так, что одна тяга в момент переключения подтягивается, а другая — нажимается. То есть, в момент подтягивания тяги переключения первой передачи тяга второй передачи нажимается. Это дало возможность значительно сократить временной интервал переключения в сравнении с обычной коробкой передач.

Работа секвентальной коробки передач

Итак, знакомая всем механическая коробка передач эволюционировала и позволила прийти к новому типу трансмиссии, которые должны упрощать управление водителем автомобилем. И таким важным изобретением стала автоматическая коробка передач, которая модернизировалась и совершенствовалась. И сегодня, она дает возможность водителю, вообще не задумываться о том какую и когда переключать скорость. Но и механическое оборудование никто не отбросил в сторону. Она также продолжала развиваться и вот результатом этих изысканий стала секвентальная коробка передач. Результатом такой трансмиссии стало включение скорости в строгой последовательности.

Принцип работы

Этот тип КПП разрабатывался на базе механики. Основное отличие этой трансмиссии заключается в том, что вместо косозубых здесь установлены шестерни с прямыми зубами, а также отсутствует педаль сцепления (эту роль на себя принял электронный блок управления). Переключение передач в коробке осуществляется с помощью гидравлического механизма, что и приводит к значительному сокращению переключения скоростей.

Гоночный болид с секвентальной коробкой передач

Особое распространение установка коробки передач с секвентальным механизмом нашла в гоночных болидах. Поняв, что такая секвентальная коробка передач будет особенно удобна водителям-гонщикам, значит, необходимо было выполнить такую установку на гоночные автокары. Это объясняется тем, что высокая скорость способствует сильной вибрации авто и в этом случае водителю сложно попасть в требуемую передачу, в то время как секвентальная КПП в состоянии справиться с такой задачей.

Достоинства и недостатки

Такая секвентальная трансмиссия имеет свои характерные особенности. Достоинствами этого агрегата можно выделить отсутствие педали сцепления, что особенно удобно для начинающих водителей. Следующее положительное качество, характеризующее эту модель устройства — скорость переключения скоростей, которая превышает классические автоматические и механические трансмиссии. Другое достоинство — экономичность, которая происходит за счет сокращенного переключения скоростей. Также предлагается возможность выбора режима — механика или автомат.

Читайте также:  Как открыть капот на Ладе Калине

Недостатком этого устройства можно назвать его конструкцию. То есть, этот механизм не является устойчивым к износу и при большой нагрузке быстро выходит из строя. В качестве примера можно привести гоночные автокары. После каждого заезда, секвентальная коробка передач чаще всего подвергается обязательной переборке. В принципе если не соблюдать эксплуатационные правила, то и на серийных авто секветнальная КПП может выйти из строя, а это значит, повлечет за собой дорогостоящий ремонт.

Что такое секвентальная коробка передач

Механическая коробка передач сегодня эволюционировала. Были изобретены различные трансмиссии. Они существенно упростили управление машиной. Важный шаг в этом направлении – создание автоматической коробки передач. Позднее она изменялась и улучшалась. Теперь водителю нет необходимости думать, в какой момент нужно переходить на определенную передачу.

Но инженеры не оставили без внимания и механическую трансмиссию. Ее улучшили и изменили. Появлялись новые механизмы. Результат таких активных поисков лучшего варианта – секвентальная коробка передач. В этом случае передачи могут включаться только в определенной последовательности. Для того, чтобы повысить передачу, вверх, чтобы понизить – вниз.

Поговорим об особенностях коробки передач

В переводе с английского секвентальный означает «последовательный». В такой коробке можно переключать передачи только от высшей к низшей или от низшей к высшей. Данный принцип предусмотрен в мотоциклах с ножным управлением. При переключении передач ногой совершать сложные манипуляции проблематично. Вот почему в этом случае используется простой алгоритм: если рычаг перемещается вверх, передача повышается, если вниз – понижается. Такой вариант очень удобен.

Секвентальная КПП отличается от стандартной тем, что она бывает только двухвальной. При этом синхронизаторы отсутствуют, а шестеренки всегда только прямозубые. Нужны они для того, чтобы продвигать муфты, которые непосредственно включают передачи. Отличия заключаются не только в плане конструкции, но и эксплуатации. Для того, чтобы включить передачу в КПП, нужно выключить сцепление. В секвентальной при подъеме в гору или движении по прямой есть возможность переключения передач, не выключая сцепление.

Достоинства секвентальной коробки

Секвентальная коробка обладает массой достоинств:

  • Корпус коробки намного меньше.
  • Можно передавать существенно больший крутящий момент.
  • Конструкция способна легко выдерживать переменные нагрузки.
  • Переключение происходит с большой скоростью.
  • Смена передач не влияет на обороты двигателя.
  • В трансмиссии сохраняется мощность, вызванная нагревом элементов.
  • На подшипники валов оказывается достаточно небольшая нагрузка.
  • Обслуживание максимально простое.

Передачи меняются только последовательно в прямом или же в обратном направлении. Повышать передачу можно лишь ступенчато. Перескакивать с первой на третью, например, нельзя. Это не позволит сделать конструкция данной коробки. Еще одно значимое отличие секвентальной коробки – вторичный и первичный вал трансмиссии наборные. Состоят они из взаимосвязанных элементов промежуточного характера.

Данная особенность очень удобна. Механики могут производить быструю смену шестеренок на спортивных авто непосредственно в процессе гоночных соревнований. Нужно это для того, чтобы найти нужные передаточные соотношения зубчатых колес под определенные условия гонок.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector