Смазка для редуктора болгарки – принципы выбора и ход применения

Почему не работает УШМ (болгарка) греется, искрит, вибрирует, шумит и не набирает обороты

rent@bau-rent.ru

Основные неисправности УШМ

Углошлифовальная машина («болгарка», УШМ) – электрический инструмент, необходимый для ручной резки, зачистки и шлифовки различных материалов. В зависимости от типа применяемого круга, его используют для работы с металлом, камнем, бетоном. Различают модели бытового и профессионального применения. Диапазон диаметров круга – 115-230 мм. Как и другой инструмент, «болгарки» не работают, сильно греются или шумят по разным причинам – из-за несоблюдения правил эксплуатации, слишком интенсивных нагрузок, естественного износа деталей узлов.

Почему не включается болгарка?

Большинство проблем УШМ связано с электрической частью. Инструмент может не включаться по следующим причинам:

  • поврежден кабель или неисправна вилка;
  • вышла из строя пусковая кнопка;
  • сильный износ щеток или отсутствие контакта между ними и кабелем;
  • выход из строя обмоток ротора или статора – наиболее серьезная причина того, почему не запускается «болгарка».

Проблемы с электрическим двигателем желательно решать в условиях специализированной мастерской, в которой работают квалифицированные специалисты и имеется современное диагностическое оборудование и инструменты для ремонта.

Почему «болгарка» не набирает необходимые обороты?

  • Неисправность кабеля – из-за механических повреждений или перегибов.
  • Поломка регулирующего блока. Чтобы проверить, нужен ли ремонт регуляторов оборотов УШМ, ее включают напрямую: если «болгарка» работает, то проблема заключается в регулировочном блоке.
  • Запыленность коллектора. Очистку осуществляют спиртовыми растворами.
  • Проблемы с щетками.

Почему «болгарка» греется?

Электродвигатель перегревается в следующих случаях:

  • Некорректный рабочий режим. В результате слишком высоких нагрузок перегорают обмотки двигателя.
  • Разрушение подшипников якоря. Результат – затруднение работы двигателя и, как следствие, его перегрев.
  • Засорение вентканалов, через которые к электродвигателю поступает воздух, выполняющий функции охладителя.
  • Замыкание витков статорных и роторных обмоток.

Редуктор УШМ перегревается из-за недостатка смазки или ее плохого качества.

Почему сильно искрит в районе щеток «болгарки»?

При нормальной работе внутри корпуса наблюдается небольшое равномерное искрение. Если оно слишком сильное, щетки необходимо заменить. Проблема возникает в следующих ситуациях:

  • Повреждение якорной обмотки – произошло межвитковое замыкание или оборвалась секция обмотки.
  • Нарушение контакта между обмоткой и пластинами коллектора.
  • Нарушение изоляции между ламелями коллектора.
  • Сильно изношенные подшипники «болгарки», которые провоцируют биение якоря УШМ, из-за чего сильно искрят и горят щетки.
  • Использование щеток, характеристики которых не соответствуют оборотам и напряжению в сети.
  • Перегрев электродвигателя при слишком длительной непрерывной работе.

Причины сильных вибраций «болгарки»

Источником этой проблемы могут быть:

  • Плохое качество отрезного или зачистного круга, их неравномерный износ.
  • Загрязнение механизмов или сильный износ механической части – подшипников, посадочного места вала.
  • Загрязнение щеток.

Если у вас перестала работать «болгарка», если она шумит, сильно вибрирует или перегревается, рекомендуется обратиться в сервис-центр, в котором не только устранят текущую проблему, но и проведут диагностику всех узлов инструмента.

Ремонт редукторов болгарок своими руками

Существует два варианта устранить неисправность УШМ: воспользоваться услугами специального сервисного центра или выполнить ремонт самостоятельно. При ремонте своими руками можно сэкономить финансовые средства, так как услуги профессионалов не стоят дешево. При наличии средств и недостатка навыков следует ответственно подойти к выбору компании, выполняющей данные ремонтные работы. Важно, чтобы потраченные средства не пропали даром. Здесь в помощь раздел сайта «Ремонт УШМ», где можно найти информацию о компаниях, ремонтирующих болгарки в разных городах России. В случае поломки редуктора стоит подумать о ремонте своими руками. Для такого ремонта не требуется наличие особенного инструмента и приспособлений. Разве для выпрессовки подшипников могут потребоваться съемники, которые обычно имеет в наличии домашний мастер. Запасные части без проблем можно найти в специализированных магазинах.

  • Устройство
  • Сломался редуктор, причины и частые неисправности
    • Износ подшипников (Лепсе)
    • Отсутствие сцепления шестерней (Интерскол), редуктор шумит/гремит
    • Люфт (CROWN, Bosch)
    • Неисправности статора
    • Сильно греется, причины и решения
    • Как снять редуктор
    • Как поменять
    • Должен ли греться редуктор новой УШМ
    • Чем смазывать: шрус и прочие варианты
  • Профилактика, обслуживание, диагностика
  • Куда обратиться
Читайте также:  Почему не заводится машина и что с этим делать - Лайфхакер

Устройство

Редуктор болгарки представляет собой механическую часть электроинструмента УШМ. Он передает вращение ротора электродвигателя рабочему инструменту. Источником энергии для болгарок служит электропитание сети. Редуктор обычно состоит из конической пары шестерен с понижающим передаточным отношением с целью обеспечения необходимого числа оборотов рабочего инструмента.

Сломался редуктор, причины и частые неисправности

Повышенная вибрация, наличие нехарактерного звука при работе, сильный нагрев корпуса, заклинивание редуктора при работе болгарки требуют незамедлительного вмешательства для определения причин появления перечисленных факторов и их устранения. Как показывает практика эксплуатации болгарок, наиболее частые неисправности редукторов вызываются следующими причинами:

  • износ подшипников с появлением люфтов критической величины;
  • подшипники могут, что называется «рассыпаться» вследствие ударных нагрузок во время «жесткой» эксплуатации болгарки;
  • повышенная величина износа конической пары шестерен, поломка зубьев;
  • несвоевременная замена смазки редуктора или наличие в нем некачественного смазочного материала.

Износ подшипников (Лепсе)

В следующем видео автор производит полную разборку болгарки бренда Лепсе российского производства (электромашиностроительный завод г. Киров) с целью определения отсутствия вращения шпинделя при нормально работающем электродвигателе. При этом производится полный анализ всех разбираемых деталей. Даже качественные советские подшипники после 10 лет работы имеют небольшой износ, определяемый вручную по величине люфта. Подробное описание по действиям в таких случаях в статье по ссылке «Замена подшипников в редукторе УШМ». В случае с болгаркой модели Лепсе люфт переднего подшипника ротора требует его заменить. После замены дефектного подшипника новым его обязательно требуется смазать, также как и все другие подшипники болгарки.

Отсутствие сцепления шестерней (Интерскол), редуктор шумит/гремит

При работе болгарки модели Интерскол в следующем видео присутствует гремящий шум, характерный при выходе из строя шестеренчатой пары. Предположение подтвердилось после вскрытия корпуса редуктора, где просматривается поломка ведущей малой шестерни. Дальнейшая разборка болгарки позволила определить вероятную причину поломки шестерни. Повышенный люфт переднего подшипника ротора мог послужить причиной возникновения повышенных усилий в паре конических шестерен, что привело к выходу из строя одной из них.

Люфт (CROWN, Bosch)

Повышенный люфт не только ротора, но и шпинделя может послужить причиной аварийной ситуации.

Болгарка модели CROWN из следующего видео имела повышенный люфт шпинделя. Автор обратил внимание на сильное торцевое биение рабочего инструмента. Работа в таких условиях может привести к разрушению, например, отрезного круга, что создаст небезопасную ситуацию для работающего с болгаркой и окружающих людей. Замену подшипника автор произвел с помощью съемника.

В следующем видео люфт шпинделя имеет ощутимо большую величину. Это обусловлено износом обеих опор подшипниковых узлов — шарикоподшипника, расположенного в крышке корпуса и подшипника скольжения, находящегося в корпусе редуктора. Недостаток смазки — такой вывод делает автор, анализируя дефекты. Следует отметить способ, с помощью которого извлекается из корпуса подшипник скольжения. Калиброванным стержнем (в данном случае направляющая сверла) создается давление на пластичную смазку, плотно заполняющую полость внутреннего диаметра втулки скольжения. Смазка после нагрузки проникает в зазор между втулкой и корпусом и выдавливает втулку из посадочного гнезда.

По аналогии с предыдущими двумя, в следующем видео имеет место люфт шпинделя в болгарке модели Bosch. Здесь показывается, что для устранения дефекта не требуется никакого специального инструмента. Извлечь и заменить подшипники качения и скольжения возможно без применения съемников, используются лишь подручные средства, включая подошедший по диаметру шпингалет.

Неисправности статора

Неисправность подшипниковых узлов ротора может быть причиной выхода из строя обмотки статора. Поэтому заменой подшипников не решить проблему работоспособности болгарки. Требуется владеть способами перемотки обмотки статора. В видео описан способ решения этой проблемы самостоятельно. Главное удачно сделать шаблон и подобрать каркас для намотки медной проволоки (в видео это баллончик от освежителя воздуха).

Читайте также:  Как снять крышку клапанов на ВАЗ-2112 16 клапанов фото, видео

Автор как-то вскользь упомянул о пропитке готовой обмотке, назвав лишь применяемый пропиточный материал — цапонлак. Насколько представляется, существует определенная технология этой операции. Однако до конца выяснить некоторые вопросы не составит особого труда — главное взять на вооружение основные принципы представленной в видео технологии самостоятельного изготовления обмотки статора.

Сильно греется, причины и решения

Конические редуктора болгарок при работе воспринимают значительные нагрузки. Поэтому во время контакта зубьев при трении выделяется значительное количество тепла. Отвод тепла обеспечивается с помощью обладающего хорошей теплопроводностью материала корпуса редуктора, обдувом крыльчатки и часть тепла отводится смазкой.

В случае замыкания витков обмоток статора или ротора, нарушения контактов в щеточном узле повышается сопротивление цепи, что сказывается на увеличении выделяемого тепла. Если температура корпуса редуктора превышает величину обозначенную нормативами, то причину следует искать в отклонениях от нормальной работы перечисленных выше узлов и деталей болгарки.

В следующих видео показана важность применения требуемой технической документацией материала смазки и своевременность замены отработавшей смазки. Смазка со временем загрязняется абразивными материалами вследствие износа шестерен и при работе с материалами, выделяющими большое количество абразивной пыли (бетон, камень, керамическая плитка и другие подобные). При использовании смазки, не предназначенной для работы в редукторах, шестерни быстро выйдут из строя.

В следующем видео автор предлагает переделать систему контакта щеточного узла. Прежняя включала в электрическую цепь пружинку, которая нагревалась и быстро теряла свои электрические свойства. Предлагаемая система контактов включает в себя детали с относительно большим по отношению к пружинке сечением и позволяют избежать выделение дополнительного тепла.

Комплекс проблем выявился при разборке болгарки в видео. Основным источником повышенного нагрева здесь является пробитая обмотка статора. Кроме нее при ремонте следует заменить разбитый подшипник и щетки.

Как снять редуктор

Некоторые конструкции болгарок, где передний подшипник ротора зафиксирован с помощью плоской шайбы, закрепленной на корпусе винтами, создают проблемы при отсоединении ротора от редуктора. Автор следующего видео предлагает выполнить в крыльчатке технологическое отверстие и через него открутить винты плоской шайбы фиксирующей подшипник. Проблемы в снятии редуктора таким образом можно устранить.

Как поменять

В представленном видео описывается полный технологический процесс разборки, определении дефектных деталей, их замены и последующей сборки болгарки модели Makita. В данной технологии присутствуют общие принципы ремонта для болгарок любых моделей. При разборке редуктора были обнаружены повреждения корпуса, при которых нормальная эксплуатация невозможна. Заменой на новый корпус с установленным механизмом фиксации произведен ремонт редуктора. Кроме этого, были заменены изношенные щетки.

Должен ли греться редуктор новой УШМ

Редуктора болгарок работают с повышенными нагрузками, поэтому корпус даже новых редукторов нагревается. Однако, при наличии качественной смазки и отсутствия технических неисправностей, температура корпуса не должна превышать нормативных значений, представленных в технической документации, прилагаемой к болгарке. Обычно она должна быть в районе 40°С.

Чем смазывать: шрус и прочие варианты

Лучшим вариантом смазки редуктора является марка от фирмы изготовителя самой болгарки. Эта смазка проходит испытания на моделях производителя, поэтому самым лучшим образом подходит к эксплуатации. Главный недостаток — ее дороговизна.

Смазка для редуктора УШМ Makita, 30 грамм. Фото ВсеИнструменты.ру

Пользователи болгарок находят варианты на базе отечественных масел, которые несколько хуже фирменных, но значительно дешевле. Хорошей адгезией обладает автомобильная смазка ШРУС. Если взять ее за основу и добавить жидкое масло МС-20 для получения нужной консистенции, то применение такой смазки в УШМ вполне соответствует условиям работы конической пары шестерен. Подробно о смазке редукторов болгарок можно получить информацию из статьи по ссылке.

Профилактика, обслуживание, диагностика

Проведение профилактики УШМ значительно уменьшает вероятность внезапного выхода электроинструмента из строя. В конечном итоге расходы на ремонтные работы уменьшаются, у болгарки повышаются ресурсные показатели. Необходимо регулярно с периодичностью примерно раз в год (зависит от интенсивности использования болгарки) проводить следующие работы по обслуживанию:

Читайте также:  Можно ли ездить в России на авто с белорусскими номерами, как поставить на учет

1.Выполнить разборку.

  • щеточного узла;
  • снять крышку корпуса редуктора;
  • отсоединить корпус редуктора вместе с ротором от электрической части болгарки;
  • извлечь вал ротора из подшипника корпуса редуктора после снятия ведущей шестерни.

2. Выполнить чистку всех внутренних и наружных поверхностей.

3. Проверить износ графитовых щеток. При необходимости заменить их, выдержав следующий порядок:

  • произвести чистку щеткодержателей;
  • выполнить чистку ламелей коллектора;
  • установить новые щетки.

Щеточный узел, расположенный на корпусе болгарки Makita GA9020, обеспечивает удобную замену щеток. Фото ВсеИнструменты.ру

4. Определение дефектов редуктора.

  • проверить визуально износ профиля зубьев, наличие сколов;
  • проверка вала на люфт в подшипнике скольжения или игольчатом подшипнике;
  • проверка остальных шарикоподшипников на люфт и присутствие смазки;
  • на валах и шестернях со шпоночными соединениями проверить износ шпонок и пазов под них;
  • при необходимости заменить втулку скольжения, подшипники, смазку.

5. Осмотр деталей ротора.

  • провести внешний осмотр обмоток ротора и статора на наличие потемневших мест и нарушение лакового покрытия, что косвенно свидетельствует о присутствии межвиткового замыкания и перегрева;
  • проверить подшипники ротора на люфты и наличие смазки;
  • осмотреть поверхность коллектора на наличие износа и других повреждений.

6. Осмотреть проводку на нарушение изоляции. Проверить состояние контактов.

7. Выполнить сборку в обратном порядке.

8. Проверить в течение нескольких минут в работе на холостом ходу.

Работы по обслуживанию болгарки не займут много времени, своевременно проведенная профилактика отсрочит проведение затратного ремонта.

Куда обратиться

Если после ознакомления с данной статьей вы решили, что выполнить ремонт своими руками сложно, то существует альтернатива – обратиться к специалистам. Компании, занимающиеся ремонтом и сервисным обслуживанием, представлены в отдельном разделе нашего сайта.

Защита болгарки от перегрева

О перегрузке двигателя и перегреве аккумулятора сообщает индикатор защиты

В процессе работы все узлы болгарки (УШМ) нагреваются и если не принимать никаких мер защиты болгарки от перегрева инструмент может попросту выйти из строя. Что происходит при перегреве, то есть при превышении рабочей температуры болгарки? Безусловно, все детали будут подвержены линейному расширению, смазка потеряет свою вязкость и просто вытечет, увеличив, таким образом, силу трения между деталями болгарки. Не говоря уже о том, что инструмент будет невозможно удержать в руках, а это чревато внезапным травмированием.

В большинстве случаев склонен к перегреву электродвигатель, который может быть защищен по-разному. В современных конструкциях болгарок предусмотрен индикатор, который загорается при достижении температуры до 130 ºС, когда значение температуры поднимается до 160 ºС двигатель замедляет обороты, а вот когда уже это значение доходит до 200 ºС отключается электропитание инструмента. Есть модели где контроль за температурой ограничивается только индикатором перегрева. Что интересно так это то, что некоторые владельцы болгарок недовольны подобной автоматикой и самопроизвольной остановкой работы вследствие перегрева. Но лучше сделать лишний «перекур» чем отдавать электродвигатель в ремонт.

Корпус редуктора болгарки MAKITA GA5030

Наиболее частому перегреву повержен корпус редуктора болгарки, внутри которого вращаются шестерни зацепления. Конечно, смазка и вентиляция самого редуктора отводят определенное количество тепла, выделяющегося в результате трения деталей. Но немаловажную роль играет также материал корпуса, из которого изготовлен редуктор.

Крыльчатка болгарки MAKITA 9565

Сейчас все чаще стали изготавливать его из металла вместо пластмассы, а металл, как известно, отводит тепло лучше. Хотя и приводит к утяжелению общего веса инструмента, но по сравнению с эффектом отвода тепла с этим можно мириться. Нужно заметить, что под термином «металл» подразумевается прочный сплав алюминия, который обладает высокой теплопроводностью.

К охлаждению электродвигателя также может быть причастна и крыльчатка, зубья которой выполнены не под прямым углом к оси вращения, а с наклоном — что улучшает отведение тепла.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector