Тахографы - Требования, использование, обслуживание и контроль ТРАНСПОРТНЫЙ ОТДЕЛ

Тахограф на какие машины устанавливается в России, для чего нужен

Большая часть автовладельцев, в собственности которых имеются транспортные средства коммерческого назначения, считают обязательную установку в автомобиль тахографа обычным вымогательством денег. Поэтому важно знать, что это за прибор и определить, тахограф на какие машины устанавливается?

Какие автомобили необходимо оснащать тахографом

Для начала следует определиться с тем, на какие машины нужен тахограф в России. В настоящее время рассматриваемым устройством оснащаются:

  • грузовики, задействованные в перемещении категории грузов, относящихся к опасным;
  • пассажирские автобусы, количество мест в которых превышает восемь;
  • на грузовой транспорт, выполняющий междугородние перевозки грузов, имеющих общий вес не ниже 15 тонн;
  • грузовики, имеющие снаряжённую массу, подходящую под категорию «C» и «E».

Чтобы не возникло желание обойти законодательство, с 15 ноября 2014 года Административный кодекс страны претерпел некоторые изменения.

Теперь штрафные санкции за отсутствие в перечисленных категориях автомобилей тахографа накладываются не только на водителя, но и на владельца транспортного средства. Размер штрафа, который предусмотрен статьёй 11.23 за совершение данного правонарушения, составляет от 5 до 10 тысяч рублей.

Назначение тахографа

Главной функцией, ради которой разрабатывался тахограф, является общее сокращение ДТП, а также сохранение здоровья и жизни участников дорожного движения.

Достигнуть поставленной задачи удаётся за счёт установки рамок рабочего времени водителя, а также контроля за соблюдением скоростного режима. Соответственно, появляется возможность не допускать нарушений ПДД и контролировать утомлённость человека с помощью нормирования графика.

Оснащение коммерческого транспорта тахографом

Побеспокоиться о проведении монтажа в автомобиль контролирующего устройства обязан владелец. Работы должны проводиться специалистами автомастерской. Сведения о сервисах, где можно выполнить данную услугу содержатся в специальном перечне.

Все этапы работ по оснащению коммерческого автомобиля тахографом прописаны в Правилах обслуживания тахографов. Этот НПА утверждён приказом Министерства транспорта РФ за номером 36.

Процесс монтажа на автомобиль тахографом подразумевает под собой:

  • установку устройства, модель которого присутствует в указанном выше приказе;
  • активацию установленного изделия, а также, при наличии — блока СКЗИ;
  • калибровку устройства;
  • опломбирование установленного тахографа.

Установка тахографа на новый автомобиль, который должен иметь подобное устройство, и при условии, что машина произведена на российском предприятии, возлагается непосредственно на организацию – изготовителя.

Монтаж тахографа на автомобиль, который находится в работе на территории России, но был произведён либо ввезён с территории другого государства, должно осуществляться в специализированной мастерской.

Установка контролирующего устройства выполняется таким образом, дабы водителю были доступны все его функции прямо со своего рабочего места. При выполнении монтажа должны строго соблюдаться все рекомендации, которые прописаны в технической документации завода-изготовителя.

На какие автомобили тахографы не нужны

Монтаж контролирующего устройства в большинстве случаев является обязательной мерой. Однако есть и некоторые исключения из правил, позволяющие понять, на какие автомобили не надо устанавливать тахографы.

Так, в установке тахографа не нуждаются целые категории различного транспорта:

  1. Транспорт, который был выпущен до момента вступления законодательного акта в юридическую силу и уже имеет средство контроля рабочего режима водителя, соответствующее нормам ЕС.
  2. Машины, предназначающиеся для выполнения определённых видов работ (эвакуаторы, МЧС, скорая помощь и т. д.).
  3. Автомобили, регистрацией которых занимается ВАИ, либо подразделения исполнительной власти.
  4. Транспортные средства, регистрацией которых занимаются органы, призванные вести надзорную деятельность за технической исправностью самоходных машин и иных типов техники.
  5. Специальные машины органов МВД, участвующие в оперативно-розыскной деятельности.

Этот список, как видно, исчерпывающий, поэтому, если автомашина не подпадает под перечисленные категории, придётся устанавливать контролирующий прибор.

Виды контролирующих устройств

Постоянно изменяющиеся требования, предъявляемые к тахографам, ведут к постоянному обновлению модельного ряда устройства.

Сейчас для монтажа на коммерческий транспорт предлагаются следующие виды тахографов:

  • аналоговые изделия;
  • цифровые тахографы класса ЕСТР;
  • цифровые тахографы отечественного производства;
  • предыдущий вариант, но с модулем СКЗИ.

Аналоговое устройство

Этот тип тахографа, согласно постановлению отечественного транспортного министерства, с начала текущего года запрещён к использованию на автомобилях. Причиной для таких действий стало то, что аналоговый прибор вёл запись данных электромеханическим способом на бумажный носитель.

Такой принцип работы признан устаревшим и не соответствующим современным реалиям. Поэтому, если в мастерской предлагают поставить именно аналоговый тахограф, можно смело отказываться от услуг таких специалистов.

Цифровой прибор

Цифровое изделие представляет собой устройство, которое осуществляет постоянную запись информации о деятельности коммерческой машины и её водителя на протяжении всей рабочей смены.

Контролирующее устройство с маркировкой ЕСТР

Его называют ещё тахограф ЕС Это устройство, которое соответствует международным стандартам и жёстким требованиям в рамках соглашения ЕСТР, подписанного представителями большого количества стран.

Значительная часть автомобилей, произведённых на территории ЕС, изначально оснащены приборами данного типа. Запись информации в устройстве ЕСТР осуществляется при помощи скоростного датчика, передающего сведения на контроллер или спидометр.

Активация работы устройства происходит в тот момент, когда водитель вставляет в замок ключ зажигания. Весь объем получаемых данных фиксируется в памяти и на цифровой водительской карте. Выгрузить информацию можно с помощью специального ключа. Кроме того, все данные, полученные устройством во время работы, можно распечатать на бумажном носителе.

Отечественные модели

Последние два типа тахографов являются аналогами европейских устройств, однако их производство налажено и на территории России. Отечественные контролирующие приборы имеют расширенный принцип регистрации движения, позволяющий передавать данные не только при помощи датчика скорости, но и с использованием модуля ГЛОНАСС/GPS, а также датчика системы ABS.

Читайте также:  Как подобрать моторное масло для автомобиля с пробегом Блог АвтоТО - Обслуживание автомобиля - вопр

Хранение информации осуществляется, как и на европейских устройствах, либо в памяти прибора, либо на водительской карте.

Блок СКЗИ представляет собой накопительное приспособление, оснащённое криптозащитой информации и способное сохранять полученные записи на протяжении всего рабочего периода тахографа. Данный тип прибора можно назвать уникальной отечественной разработкой. Блок криптозащиты нельзя вывезти за пределы страны или продать.

Все тахографы, в которых установлены указанные приспособления СКЗИ, находятся под действием Закона о неразглашении государственной тайны.

Любой вид работы, который связан с приспособлениями СКЗИ, должен получить лицензию в ФСБ. С указанными выше обстоятельствами связаны особенности использования тахографа с СКЗИ.

Особенности использования контролирующего устройства с вмонтированным блоком криптозащиты

Если для коммерческого автомобиля приобретается тахограф, оснащённый криптозащитным блоком, хозяин машины обязан понимать последствия своего выбора, среди которых есть важные объекты.

  1. После монтажа на коммерческий автомобиль системы криптозащиты данных, владельцу необходимо обратиться в ФСБ за получением лицензионного соглашения. К слову, данное обстоятельство подвергается постоянной критике и, вполне вероятно, в ближайшее время этот вопрос будет пересмотрен и решён в пользу владельцев коммерческих автомобилей;
  2. Один раз в течение трёх лет устройство с приспособлением СКЗИ должно проходить процедуру калибровки. Стоимость данной услуги идентична стоимости прохождения калибровки тахографов любого другого типа, будь то ЕСТР или цифровое отечественное изделие. Кроме того, прибор с установленной СКЗИ необходимо, в тот же срок, завозить в мастерскую для замены самого блока. Минимальный ценник на данную услугу находится на уровне 15000 рублей.
  3. После замены блока его придётся активировать, что потребует ещё порядка нескольких тысяч рублей. В результате, путём нехитрых математических подсчётов, напрашивается вывод о том, что владеть устройством с криптозащитным блоком дороже в несколько раз, нежели европейским прибором.
  4. Любое действие с автомобилем, носящее регистрационный характер, который оснащён контролирующим устройством с блоком криптозащиты. Например, смена регистрационных номеров, покраска кузова в иной цвет, дополнение конструкции автомобиля новыми приспособлениями. А также могут быть действия, которые напрямую связаны с получением нового документа о регистрации машины, ведут к новой калибровке прибора (стоимость начинается с 2000 рублей) и обязательной активации блока (стоимость 2000 рублей). Иногда придётся прибегнуть и к полной замене приспособления (стоимость начинается с 15000 рублей).
  5. Если необходимо продать коммерческий автомобиль с тахографом СКЗИ, либо отдать его новому арендатору даже по лизинговой программе, владелец ТС обязан провести демонтаж криптозащитного блока, либо полностью всего контролёра, и в дальнейшем провести утилизация прибора. Весь указанный алгоритм действий потребует финансовых вложений. При этом провести демонтаж и утилизацию можно исключительно в той же мастерской, где была выполнена активация приспособления. Такой вариант, естественно, не подразумевает получения у мастеров скидки на проведения работ. Кстати, новый владелец или арендатор автомобиля, если будет использовать машину в коммерческих целях, сразу по окончании сделки купли-продажи, обязан установить на него новый тахограф.
  6. Чтобы деятельность автомобиля с вмонтированным устройством СКЗИ, а также картами, не вызывала вопросов со стороны проверяющих и органов контролирующей власти, необходимо внедрить на предприятии специально разработанный программно-аппаратный комплекс, который соответствует стандартам ФСБ.

Выезжать коммерческому автомобилю с установленным криптозащитным блоком за пределы территории РФ, даже если поездка будет в Республики Беларусь или Казахстан, категорически запрещается.

Причина запрета кроется не только в том факте, что движение автомобиля с подобным типом устройств по странам ЕЭС запрещается, но и в том, что вывозить прошедшее активацию криптозащитное приспособление нельзя, так как можно нарваться на санкции закона о неразглашении государственной тайны. Любое отклонение от норм указанного НПА карается статьями УК РФ.

Надёжность тахометров

Несмотря на столь внушительный список требований при эксплуатации, тахографы с СКЗИ не могут похвастаться особой надёжностью. Даже те модели устройств с блоком, производством которых занимаются европейские компании, имеющие репутацию исключительно надёжных производителей, не могут гарантировать более продолжительный срок службы по сравнению с отечественными моделями тахографов.

Основная причина такого обстоятельства кроется в том, что непосредственно блок СКЗИ, который обязательно входит в комплектацию рассматриваемого типа устройства, производится на единственном коммерческом предприятии. А в основе блока базируется модуль фискальной памяти, встраиваемый в стандартные кассовые аппараты.

Этот факт не предполагает разумного ценника. Учитывая себестоимость блока, которая не превышает отметки в две тысячи, стоимость в мастерских стартует с 13000). Устанавливая произвольное определение цены, это производитель не даёт и гарантии надёжного использования.

В процессе изготовления используются радиоэлементы, которые не предусмотрены для применения в транспортных средствах. Это обстоятельство приводит к тому, что из-за постоянного перепада температурного режима довольно часто в автомобиле скапливается избыток статического электричества.

Можно ли установить криптозащитный блок в уже установленный тахометр

Ещё один важный момент заключается в том, что выполнить оснащение криптозащитным блоком уже установленного в автомобиле тахографа невозможно.

Кто должен установить тахограф в 2020 году, а кому дали отсрочку?

Физические лица, владеющие микроавтобусами (категория М2), большими автобусами (категория М3), а также городской транспорт должны были в этом году установить на борту своих транспортных средств тахографы. Однако этим категориям транспорта дали дополнительную отсрочку на год.

Не так давно появились новые поправки в постановлении Правительства, которое регламентирует порядок оснащения ТС тахографами. Некоторым категориям ТС физических лиц дали дополнительную отсрочку на установку тахографа. Как это часто бывает, появляются слухи и домыслы, что отсрочку продлили вообще ВСЕМ. Это не так.

Читайте также:  Максим Шелков биография, личная жизнь, создание YouTube канала

Мы в МониторингАвто решили разобраться подробно кому дали отсрочку, на какой срок, а кто все-таки “счастливый билет” не вытянул и должен оснащаться согласно графику.

Какой категории транспорта дали отсрочку на установку тахографа?

Согласно постановлению Правительства РФ от 30 марта 2019 года №382 физические владельцы автобусов, а также городской транспорт, в этом году должны были установить тахографы. Эта мера была обусловлена частыми ДТП с участием автобусов, причиной которых было превышение рабочего времени водителями автобусов. Но планам помешал режим повышенной готовности (больше известный нам как “самоизоляция”), когда многие перевозчики остались практически без работы и терпели огромные убытки.

В связи с этой нестандартной ситуацией Минтранс подготовил проект постановления о переносе сроков установки тахографов на борту автобусов категорий М2 и М3 на год, который был подписан 28 апреля председателем Правительства Михаилом Мишустиным.

Отсрочка дается следующим транспортным средствам физических лиц:

Микроавтобусы категории М2 (количество пассажиров от 8 человек, максимальная масса ТС до 5 тонн) экологического класса:
– Евро-4 или выше до 1 мая 2020 года

Автобусы категории М3 (количество пассажиров от 8 человек, максимальная масса ТС более 5 тонн) экологического класса:
– Евро-3 или ниже до 1 ноября 2020 года

А также городской транспорт

Теперь требования по оснащению тахографами ТС для этих категорий вступят в силу через год – 31 мая 2021 года.

Следует отметить, что владельцы микроавтобусов (М2), экологический класс которых не определен, должны оснастить свои ТС тахографами до 1 августа 2020 года. На эту категорию транспорта отсрочка не распространяется.

Это решение было принято “для снижения административной нагрузки и затрат на обеспечение перевозчиками обязательных требований в условиях режима повышенной готовности”. Иными словами это мера государственной поддержки отрасли, которая финансово “просела” во время пандемии. Тахограф, стоимость которого начинается от 40 тыс. рублей (без учета установки, поверки и обслуживания) – дополнительная финансовая нагрузка, которая для перевозчика может стать критической.
По словам пресс-службы Минтранса:

“Эта мера коснется около 96 тыс. городских автобусов и позволит перераспределить денежные средства, ранее запланированные на покупку тахографов, на финансирование выпадающих доходов перевозчиков”

В апреле также было предложено продлить отсрочку для всех категорий транспорта, которые должны были установить тахографы в этом году. К сожалению, дальше инициативы дело не пошло.

Кто должен установить тахографы?

Приказ Минтанса об обязательной установке тахографов на борту автобусов и грузовиков физических лиц вступил в силу с 15 декабря 2019 года. Установить тахографы физические перевозчики должны в течение следующих двух лет. Ранее это должны были выполнить организации и индивидуальные предприниматели.

График отсрочки установки тахографа для отдельных категорий транспорта физических лиц

Владельцы грузовиков с максимальной массой более 12 тонн (N3) могут ездить без тахографа:

До 1 июня 2020 года, если экологический класс их грузовика Евро-3 или ниже;

До 1 сентября 2020 года, если экологический класс их грузовика Евро-4 или выше.

-Для владельцев большегрузов, чей экологический класс не определен, срок действия отсрочки закончился 1 марта.

Владельцы грузовиков с максимальной массой от 3,5 до 12 тонн (N2) могут ездить без тахографа:

До 1 декабря 2020 года, если экологический класс их грузовика не определен;

До 1 марта 2021 года, если экологический класс их грузовика Евро-3 или ниже;

До 1 июня 2021 года, если экологический класс их грузовика Евро-4 или выше.

Владельцы микроавтобусов категории М2 (с максимальной массой до 5 тонн) могут ездить без тахографа:

До 1 февраля 2021 года, если экологический класс их автобуса Евро-4 или выше.

До 1 января 2022 года, если ТС принадлежит многодетным родителям и используется ими для перевозки членов своей многодетной семьи.

И еще раз напомним: владельцы микроавтобусов (М2), экологический класс которых не определен, должны оснастить свои ТС тахографами до 1 августа 2020 года. На эту категорию транспорта дополнительная отсрочка не распространяется!

Остальным физическим владельцам грузовых автомобилей и автобусов необходимо обязательно установить на борту своего ТС тахографы. Юридические лица по законодательству обязаны устанавливать тахографы уже с 2013 года.

Штраф “за тахограф”

Отсутствие или неисправность прибора, несоблюдение режима труда и отдыха, а также неумение пользоваться тахографом и картой водителя карается штрафом. Мы составили для вас памятку: “Получите ли вы штраф за тахограф?“,

Цены продолжают расти и тахографы не исключение, штрафы выписываются регулярно. Мы посчитали сколько вы заплатите за отсутствие или блокировку тахографа – напомним, штрафы могут суммироваться.

Только до 15 июля у вас есть возможность оснастить транспортные средства тахографами на специальных условиях!

Немного о тахографах. Для каких автомобилей не нужен тахограф

Чтобы разобраться в вопросе, кому не нужен тахограф, давайте вначале выясним, что представляет собой этот незамысловатый аппарат. Это особенный прибор, задача которого, контролировать время труда и отдыха водителя.

В последнее время увеличилось число ДТП, участниками которых являлись пассажирские и грузовые транспортные средства. Причиной большинства аварий была банальная усталость водителей. Уснул за рулем и так далее. Чтобы уменьшить число подобных трагедий на дороге, правительством было принято решение об обязательном оборудовании тахографами отдельных категорий транспортных средств.

Обязательную установку прибора необходимо производить на пассажирские автобусы и грузовые автомобили, масса которых составляет более 3,5 тонн.

Читайте также:  УАЗ 469 технические характеристики - расход топлива, двигатель - фото и видео

Установка такого прибора достаточно дорогостоящая процедура. Поэтому водители всеми способами пытаются избежать обязательной установки аппарата, используя оговорки и исключения в законе. Так законодательно предусмотрены исключения на обязательную установку для ряда автомобилей выше перечисленных категорий. Все исключения основаны на том, что у водителей определенных категорий транспортных средств и так четкий график работы с необходимой нормой часов для отдыха.

  1. На какие авто не нужно устанавливать тахографы
  2. На какие грузовики не нужно устанавливать тахограф
  3. Требуется ли тахограф, например, на самосвал Камаз
  4. На какие автобусы не нужен тахограф

На какие авто не нужно устанавливать тахографы

В перечень исключений включены следующие группы автомобилей:

  • Автобусы, которые двигаются по городским и пригородным маршрутам;
  • Троллейбусы;
  • Автомобили, которые работают по международным маршрутам и имеют приборы «евро образца». Для правильной работы технического устройства необходимы карта водителя или карта предприятия ЕСТР http://www.tahocard.ru/card-predpriyatiya/Pestr/ .
  • Военный автотранспорт;
  • Автомобили внутренних органов ( Полиция, ФСБ и т.д.)
  • Трактора, погрузчики и самоходные средства;
  • Транспортные средства, старше тридцати лет, которые не предназначены для коммерческих перевозок;
  • Автомобили, которые оснащены тахографами старого образца;
  • Учебные транспортные средства.

Кроме этого списка под обязательную установку прибора не попадают многие транспортные средства, имеющие узкую специализацию, такие как автокраны, эвакуаторы, машины скорой помощи, инкассации, пожарные автомобили, транспорт коммунального хозяйства и дорожных служб, автобусы для ритуальных услуг, бетононасосы, дома на колесах, машины для перевозки животных и птицы, передвижные теле студии и так далее. Полный перечень всех исключений можно найти на сайте Министерства транспорта РФ http://www.mintrans.ru.

На какие грузовики не нужно устанавливать тахограф

В законе сказано, что обязательной установке подлежат грузовики, находящиеся в собственности у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, масса которых выше 3,5 тонн. Исключение составляет техника, осуществляющая специализированную деятельность. Более четкой трактовки и разъяснений к закону на данный момент, к сожалению, нет.

Получается, что если вы являетесь частным владельцем грузовика, вам прибор не нужен.
На грузовую Газель аппарат однозначно не обязателен. Так как ее масса меньше 1,5 тонн. А вот как быть с другими грузовыми автомобилями.

Требуется ли тахограф, например, на самосвал Камаз

Самосвал – это самый популярный грузовик в строительных работах. Если его использует строительная фирма, занимающаяся возведением жилых домов, то прибор ему обязательно нужен.

Если же самосвал используется в коммунальном хозяйстве, то он попадает под исключения и установка прибора в этом случае необязательна. Но в этом случае грузовик должен иметь необходимое оборудование, которое будит отличать его от обычных транспортных средств. Например, если Камаз используется коммунальщиками, он должен быть оснащен щетками для чистки дорог, поливальным аппаратом и так далее. То есть, оснащение грузовика должно четко соответствовать перечню исключений по специализации деятельности. В противном случае органы гос автоинспекции имеют полное право оштрафовать владельца транспортного средства.

Вообще, органы ДПС в каждом регионе по своему трактуют исключения, так как четких оговорок по поводу грузовых автомобилей в законе все же нет. По этому, лучше позаботиться о максимальном оснащении автомобиля необходимым спец оборудованием, чтобы в дальнейшем не было вопросов по роду его деятельности.

Некоторые фирмы поступают проще. Они просто нанимают частных лиц для осуществления перевозок, либо переоформляют свои грузовые авто на физических лиц. Однако следует помнить, что физические лица имеют право далеко не на все виды услуг по перевозке грузов.
С автобусами все несколько проще. Согласно закону, если автобус имеет более восьми пассажирских мест и осуществляет междугородние перевозки на расстояние больше 50 км, тахограф обязателен. Давайте разберемся с исключениями.

На какие автобусы не нужен тахограф

Само собой вытекает, что микро — автобусы, вместимостью менее восьми мест не требуют обязательной установки прибора.
Кроме того, если вспомнить исключения, то ритуальный автобус тоже может ездить без контрольного устройства.

Если автобус осуществляет движение по городу либо маршрутам пригородного направления, тахограф тоже не нужен. Но, если длина пригородных перевозок составит более 50 км, тут уже исключение работать не будет. Или, если, скажем, вы на этом автобусе соберетесь повести людей на экскурсию к морю, то придется позаботиться об оборудовании транспорта.

Так же исключение составляют автобусы международных направлений. Такие автомобили уже оборудованы приборами европейского стандарта.

За отсутствие тахографа на автомобиле, если он не попадает под перечень исключений предусмотрена целая система штрафов. При чем, штрафуют как водителей, так и должностных лиц. Штраф для водителя составляет от 1000 до 3000 рублей. Для должностного лица – 5000 — 10000 рублей. Кроме того, при повторном нарушении, автомобиль могут поставить на штрафстоянку. А юридическому лицу может грозить даже лишение лицензии на перевозки.

Однако наличие прибора, еще пол проблемы. Водителям нужно четко соблюдать требование Мин Мранса к режиму труда. Так сотрудники ДПС могут оштрафовать водителя за нарушение режима труда и отдыха (его контроль осуществляет контрольное устройство). Если показания аппарата будут с нарушениями режима, то штраф составит от 1000 до 3000 рублей.

Мы постарались более менее внести ясность в вопросах для каких автомобилей не нужен тахограф. И в завершении данной темы, хотелось бы пожелать всем удачи на дорогах и поменьше разногласий с законом.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector