Технические жидкости для автомобиля

Топливо, смазочные материалы и технические жидкости

Топливо

В автотракторных двигателях применяют жидкие и газообразные топлива, Топливо этих видов в зависимости от сырья, из которого его получают, может быть нефтяного и ненефтяного происхождения. Жидкие топлива (бензин и дизельное) получают из нефти путем ее прямой перегонки или крекинг-процессом.

Газообразные топлива как естественного происхождения, так и искусственные, полученные газификацией твердых топлив или другими способами, применяют в автотракторных двигателях в сжиженном и сжатом состоянии. К сжиженным газовым топливам относятся газы, способные при относительно низких давлениях (до 2 МПа) и нормальной температуре (20°С) переходить в жидкое состояние. Сжатые газы при нормальной температуре не переходят в жидкое состояние даже при высоком давлении (до 20 МПа), поэтому их используют в газообразном состоянии.

Расширенное применение газообразных топлив обусловлено их преимуществами:

  • меньшей стоимостью
  • способностью к лучшему смесеобразованию
  • полным сгоранием в цилиндрах
  • отсутствием разжижения моторного масла

Автомобильные бензины для карбюраторных двигателей должны удовлетворять следующим требованиям:

  • иметь высокие карбюрационные и антидетонационные свойства
  • давать минимальное количество нагара
  • не вызывать коррозии
  • обладать высокой стабильностью при хранении

Товарные сорта бензинов получают смешиванием дистиллятов бензина прямой перегонки и термического крекинга, к которым добавляют с целью повышения их антидетонационной стойкости моторный бензол, алкилбензол, бензин каталитического крекинга, технический изооктан и др. С точки зрения антидетонационной стойкости наиболее желательны в бензине ароматические углеводороды, однако при сгорании они образуют канцерогенные вещества, в частности, 3,4 бензпирен. Поэтому нормами Европейского Союза содержание ароматических углеводородов в бензине не должно превышать 10%.

Ранее по ГОСТ 208467 бензин выпускался следующих марок: А-76, АИ-93 и АИ-98. Для первой из указанных марок октановое число определялось моторным методом, а для двух последующих — исследовательским методом. Сейчас для неэтилированных бензинов в зависимости от октанового числа, определенного исследовательским методом, установлены следующие марки бензинов: «Нормаль-80», «Регуляр-92», «Премиум-95» и «Супер-98». Октановое число этих бензинов, определенное моторным методом, равно соответственно 76 — 83 — 85 — 88. Стандарт разрешает применение для этих бензинов марганцевых антидетонаторов.

Дизельные двигатели имеют меньший удельный эффективный расход топлива — 170…180 г/элсч по сравнению с карбюраторными — 220…250 г/элсч ввиду большей степени сжатия. В конце сжатия, когда давление составляет 30 — 35 атм и температура 500…550°С, за 15…25° до ВМТ начинается и через 6…10°после ВМТ заканчивается впрыск топлива, которое сгорает, обеспечивая работу двигателя.

Дизельное топливо должно удовлетворять следующим эксплуатационным требованиям:

  • обладать хорошими низкотемпературными свойствами, не содержать механических примесей и воды
  • обеспечивать хорошее смесеобразование и испарение, для чего иметь оптимальную вязкость и фракционный состав
  • обладать хорошей воспламеняемостью, т.е. обеспечивать легкий запуск, мягкую работу двигателя и полное бездымное сгорание, что зависит от вязкости, химического и фракционного составов
  • не вызывать нагаро- и лакообразования
  • не содержать коррозийных продуктов

Дизельные топлива получают смешением в основном трех дистиллятов прямой перегонки: керосинового, газойлевого и частично солярового, с добавлением элементов каталитического крекинга. В зависимости от требующегося сорта дизельного топлива изменяют пропорцию при смешении компонентов. Например, соляровый дистиллят вводится лишь в летнее дизельное топливо, а арктическое дизельное топливо почти целиком состоит из керосинового дистиллята.

Автотракторное дизельное топливо вырабатывается трех сортов:

  • Л (летнее), применяемое при температуре окружающего воздуха 273 К (0 оС) и выше
  • З (зимнее) — для эксплуатации при температуре 253 К (-20 °С) и выше
  • А (арктическое), используемое при температуре 223 К (-50 °С) и выше

Смазочные материалы для автомобилей

Для обеспечения надежного смазывания и длительной работы механизмов в масла вводят присадки, которые улучшают эксплуатационные качественные показатели масел. Присадки представляют собой металлоорганические и другие сложные химические соединения. Их классифицируют в зависимости от выполняемых ими функций в масле.

Моторные масла

Классификация моторных масел в соответствии с ГОСТ 17479-72 предусматривает выпуск их с вязкостью от 6 до 20 сСт при 100°С с интервалом через 2сСт. По эксплутационным свойствам масла делят на шесть групп (А, Б, В, Г, Д, Е), отличающиеся количеством и эффективностью введенных присадок. Поэтому в марке указывается значение кинематической вязкости при 100°С и буква, которая позволяет выбрать масло для двигателей различной степени теплонапряженности.

Читайте также:  Как посмотреть температуру двигателя на Фольксваген Поло седан обзор, 2019 год

Масла группы А не содержат присадок и в настоящее время не выпускаются. В масла группы Б вводили до 5% присадок и использовали их в малофорсированных карбюраторных двигателях старых марок.

Масла группы В предназначены для работы в среднефорсированных двигателях и содержат до 8 % присадок, а масла группы Г для форсированных двигателях содержат до 14 % присадок.

Масла групп Б, В, Г делятся на 2 подгруппы:

  • 1 — для карбюраторных двигателей
  • 2 — для дизелей

Эти индексы указываются в марке. Для работы теплонапряженных двигателей с наддувом предназначены масла группы Д.

Масла группы Е предназначены для малооборотных стационарных дизелей и в сельском хозяйстве не применяются.

Буква М в маркировке масла указывает на то, что масло моторное. Например, масло М-4з/8В2, моторное, класс вязкости 4, имеет вязкость 8 сСт при 100°С, содержит загущающую присадку и предназначено для среднефор- сированных двигателей.

Зимой применяются масла с вязкостью 8 сСт, а летом — 10 сСт. Для среднефорсированных двигателей грузовых автомобилей применяются масла М-8В1 и М-10Вь Для высокофорсированных двигателей автомобилей применяются масла М-8Г1 и М-10Г1.

Масло М-8В2 и М-10В2 применяется для среднефорсированных двигателей тракторов устаревших марок. Для двигателей тракторов К-700, К-701, Т-150К и ДТ-175С применяются только масла группы Г — М-8Г2 и М-10Г2 .

Для автомобилей КАМАЗ предназначено масло М-8Г2к и М-10Г2к, имеющие улучшенные моюще-диспергирующие, вязкостно-температурные свойства и более низкую зольность по сравнению с другими маслами группы Г. Это масло рекомендуется к использованию также для тракторов К-700 и К-701.

Для обеспечения эксплуатации высокофорсированных дизелей с наддувом выпускается в ограниченном количестве масло М-10Дм, имеющее улучшенные моющие и антиокислительные свойства.

Масла МС-14, МС-20, и МК-22 используются в поршневых авиационных двигателях, а цифра в их маркировке указывает вязкость в сСт при 100°С. Эти масла могут использоваться в высокофорсированных тракторных двигателях.

Принято следующее обозначение масел для двигателей различного назначения. Оно состоит из групп знаков:

  • первая буква М (моторное)
  • вторая — цифры, характеризующие класс кинематической вязкости
  • третья — прописные буквы (А, Б, В, Г, Д, Е), означающие принадлежность к группе масел по эксплуатационным свойствам

Масла различных групп различаются эффективностью и содержанием присадок.

В марках масел, предназначенных для карбюраторных двигателей, указывают индекс 1, а для дизелей — индекс 2. Универсальные моторные масла, предназначенные для использования как в дизелях, так и в карбюраторных двигателях одного уровня форсирования (обозначаемые одинаковыми буквами), индекса в обозначении не имеют. Масла, принадлежащие к разным группам, имеют двойное обозначение, в котором первая буква характеризует качество масла при применении в дизелях, а вторая — в карбюраторных двигателях.

Примеры обозначения:
М — 8 — Вь где М — моторное масло; 8 — вязкость при 100 оС, мм2/с; В1 — для среднефорсированных карбюраторных двигателей;
М — 61/10 — Гь где 6 — класс вязкости, для которого вязкость при 255 К (-18 оС) находится до 10400 мм2/с; з (в индексе) — наличие загущающей (вязкостной) присадки, вследствие чего масло может быть использовано в качестве как зимнего, так и всесезонного; 10 — вязкость при 373 К (100 °С); T -для высокофорсированных карбюраторных двигателей.

Трансмиссионные масла

Трансмиссионные масла используют для смазывания агрегатов и механизмов трансмиссий тракторов, автомобилей и других машин.

Трансмиссионные масла по вязкости делят на четыре класса (9, 12, 18 и 34), а по эксплуатационным свойствам — на пять групп (1…5) и маркируют следующим образом:

  • ТМ — трансмиссионное масло
  • первая цифра — группа масла
  • вторая — класс кинематической вязкости

Пример обозначения: ТМ-5-123(рк), где ТМ — трансмиссионное масло; 5 — наличие противозадирной высокоэффективной присадки многофункционального действия; 12 — класс вязкости (1100… 1399 мм2/с); з — наличие загущающей присадки; рк — обладает рабочеконсервационными свойствами.

Пластичные смазки представляют собой мазеобразные продукты, состоящие из минерального или синтетического масла (основы), загустителя, наполнителя, стабилизатора и присадок.

Технические жидкости

В качестве охлаждающих жидкостей в автотракторных двигателях применяют воду и низкозамерзающие жидкости (антифризы).

Антифризы представляют собой смесь этиленгликоля (двухатомного спирта) с водой и антикоррозионной присадкой. Промышленность выпускает антифризы марок 40 и 65. Эти антифризы предназначены для эксплуатации двигателей в холодное время года при температуре до 233…208 К (- 40…- 65 оС).

Читайте также:  ГАЗ-63 технические характеристики

Низкозамерзающая жидкость «Тосол» предназначена для использования всесезонно в двигателях легковых (ВАЗ, ГАЗ и др.) и грузовых (ЗИЛ-4331, КамАЗ) автомобилей, тракторов К-701. Выпускают три марки этой жидкости: АМ, А-40 и А-65. «Тосол» марки АМ представляет собой концентрат, при разбавлении которого на 50 % дистиллированной водой получают антифриз с температурой застывания 238 К (- 35 °С). При соответствующем разбавлении «Тосола» марки АМ дистиллированной водой получают марку А-40 с температурой замерзания 233 К (- 40 °С) или А-65 с температурой замерзания 208 К (- 65 °С).

Тормозные жидкости предназначены для использования в гидравлическом приводе тормозов и сцеплений легковых и грузовых автомобилей. Выпускают несколько марок тормозных жидкостей, например: БСК, ГТЖ-22М, ГТЖА-2 («Нева»), «Томь» и «Роса».

Автотранспорт — правила, нормы, положения

эксплуатация автомобильного транспорта

  • Все статьи (карта сайта)
  • Главная
  • Обратная связь

4. Технические жидкости для автомобилей

Технические жидкости для автомобилей.

Технические жидкости для автомобилей подразделяются на охлаждающие жидкости, тормозные жидкости, амортизаторные жидкости, жидкости для обмыва лобовых стекол, электролит для свинцовых аккумуляторных батарей и этиловый технический спирт.

  1. Охлаждающие жидкости.

Жидкость для системы охлаждения двигателей должна отвечать следующим требованиям:

а) иметь достаточно высокие температуру кипения и теплоемкость;

б) обладать температурой замерзания ниже температуры окружающего воздуха;

в) не образовывать на водяной рубашке двигателя и деталях системы охлаждения накипи;

г) не вызывать коррозию металлических деталей двигателя и не разрушать резиновые детали;

д) не вызывать поломок деталей системы охлаждения при замерзании, незначительно изменять объем при нагревании и не вспениваться при попадании нефтепродуктов;

е) быть безопасной в обращении, дешевой и универсальной;

В качестве охлаждающих жидкостей для ДВС широко применяется вода и низкозамерзающие смеси (антифризы).

Их применяют в гидравлических или гидропневматических тормозных системах, а также в гидроприводах выключения сцепления.

Тормозные жидкости являются разновидностью гидравлических жидкостей, в соответствии с назначением к ним предъявляются следующие специфические требования:

  1. Обладать низкой температурой замерзания.
  2. Обладать хорошими вязкостно-температурными свойствами, обеспечивать высокую подвижность при низких температурах (до -60°С) и отсутствие подтеканий при высоких температурах (до +100-110°С).
  3. Иметь достаточно высокую температуру кипения (не ниже 115°С для систем с барабанными тормозами и не ниже 190°С для систем с дисковыми тормозами).
  4. Иметь хорошие смазывающие свойства.
  5. Не вызывать коррозии металлических деталей, а также набухания, разъедания и высыхания резиновых манжет, клапанов и шлангов гидропривода тормозов.
  1. Жидкость для обмыва лобовых стекол НИИСС-4.

Это смесь изоприлового спирта (79% по массе и воды с добавкой 0,1% сульфанола (моющего средства)). В чистом виде жидкость не применяется, т.к. вредно воздействует на окрашенные поверхности автомобиля, и должна быть разбавлена водой в зависимости от температуры окружающего воздуха в определенных соотношениях.

  1. Амортизаторные жидкости.

а) жидкость АЖ-12Т (ГОСТ 23008-78) – смесь маловязкого минерального масла и кремнийорганической жидкости с добавлением противоизносной и антиокислительной присадок. Работоспособна в интервале температур от плюс 50 до минус 50°С. Предназначена для амортизаторов грузовых и легковых автомобилей, кроме автомобилей ВАЗ.

Внешний вид – прозрачная жидкость от светло-желтого до светло-коричневого цвета. Вязкость – 12 стс при 50°С, температура застывания – минус 52°С.

б) масло МГП-10. применяется в амортизаторах автомобилей ВАЗ, а также других легковых автомобилей. Температура застывания – минус 40°С. Является смесью трансформаторного масла, кремнийорганической жидкости и животных жиров, содержит антиокислительные и противопенные присадки.

в) гидравлическое (веретенное) масло АУ. Может применяться в амортизаторах грузовых автомобилей как заменитель жидкости АЖ-12Т.

г) смесь трансформаторного и турбинного масел – применяется в качестве амортизаторной жидкости при отсутствии специальных жидкостей (АЖ-12Т и МГП-10). Для летних условий смесь должна состоять из 40% трансформаторного и 60% турбинного масел, для зимних условий – из 60% трансформаторного и 40% турбинного масел. В случае отсутствия турбинного масла в смесь добавляется индустриальное масло небольшой вязкости.

  1. Этиловый технический спирт.

Предназначен для предотвращения замерзания конденсата в трубопроводах и приборах пневматического тормозного привода автомобилей КамАЗ, МАЗ и ЗИЛ.

Читайте также:  Диски на Мазда 6 выбор, размер, разболтовка

Заливается в предохранитель замерзания при температуре окружающего воздуха ниже плюс 5°С, периодичность замены согласно заводских инструкций по эксплуатации автомобилей (автомобили КамАЗ – емкость бака 0,2 л, смена 1 раз в неделю).

  1. Электролит для свинцовых аккумуляторных батарей.

Электролит представляет собой раствор аккумуляторной серной кислоты в дистиллированной воде. Аккумуляторная серная кислота в неразведенном состоянии – бесцветная маслянистая жидкость без запаха плотностью 1,83 г/см 3 . Плотность электролита в зависимости от климатической зоны находится в пределах от 1,23 до 1,31 г/см 3 .

Технологические жидкости для РУО

Основная тенденция последнего десятилетия в мировой практике – рост глубины бурения скважин и увеличение риска возникновения различных осложнений. При этом в геометрической прогрессии возрастают требования к качеству вскрытия и эксплуатации продуктивных пород.

Серьёзная проблема для буровых и сервисных компаний – снижение фильтрационных характеристик призабойной зоны пласта из-за взаимодействия технологических жидкостей и их фильтратов с коллектором.

По опыту специалистов, использование бурового раствора на водной основе значительно уменьшает скорость проходки из-за набухания глин и образования сальников на бурильном инструменте, что, в свою очередь, значительно увеличивает расходы на строительство скважин.

Одним из самых эффективных методов, обеспечивающих высокое качество вскрытия продуктовых пластов, признаны растворы на углеводородной основе (РУО).

Современная оценка РУО как систем, альтернативных водным растворам, в основном однозначна, положительна и следует из их физико-химической природы.

Специфические особенности РУО — инертность к разбуриваемым породам, низкая фильтрация, одинаковая физико-химическая природа углеводородной основы растворов и флюидов, насыщающих продуктивный пласт, хорошие смазочные и антикоррозионные свойства.

Все они предопределили их успешное использование для бурения скважин, вскрытия продуктивных пластов и в различных технологических процессах, связанных с повышением их нефтеотдачи.

За последние несколько лет требования по безопасности, экологии и технологичности масляной основы для буровых растворов в России были существенно ужесточены, в связи с чем основными поставщиками этого компонента на отечественном рынке стали иностранные компании. ООО «НЗСМ» (ГК «ТИТАН») поставило перед собой задачу по замещению импортных составляющих.

Результатом проделанной работы стало создание линейки специализированных маловязких масел ТИТАН для нефте- и газодобычи.

В настоящее время масла ТИТАН широко используют отечественные и иностранные нефтесервисные компаниями в качестве дисперсионной среды технологических жидкостей (буровых растворах) на углеводородной основе ЭРУО (эмульсионные растворы на углеводородной основе), в качестве углеводородной фазы РУО при вскрытии продуктивных горизонтов, бурении горизонтальных скважин и наклонных скважин с большими отходами в сложных горно-геологических условиях, при проходке соленосных толщ и высокопластичных глинистых пород, бурении скважин с высокой положительной и отрицательной забойной температурой.

Наиболее востребованным продуктом у крупнейших независимых буровых компаний России стал ТИТАН 2 VV, который за счёт низкой кинематической вязкости (менее 3,0 мм2/с) обеспечивает плоский реологический профиль и оптимальные реологические свойства бурового раствора.

Благодаря высокой температуре вспышки этого продукта инвертный буровой раствор полностью соответствует требованиям промышленной и пожарной безопасности.

Линейка реагентов для бурения производства ООО «НЗСМ» ежегодно пополняется.

В настоящее время освоение нефтегазовых месторождений на шельфе Арктики только начинается, однако Минприроды РФ призывает усилить бурение на шельфе для выхода на активную добычу.

Основной проблемой использования РУО в таких районах является их потенциальное отрицательное влияние на окружающую среду и сложные климатические условия. ООО «НЗСМ» в 2019 году добавил в линейку специализированных маловязких масел ТИТАН марку «Арктик» с экстремально низкой температурой застывания (-85°С), отсутствием ароматических углеводородов и низкой кинематической вязкостью (2,95 мм2/с). Оно успешно прошло испытания в ведущих научно-исследовательских институтах нефтегазовой отрасли и буровых компаниях.

Портфель продуктов для бурения производства ООО «НЗСМ» также включает в себя комплексный эмульгатор инертных эмульсий и линейку смазочных добавок ТИТАН-ЭКО.

Текст: Наталья Юрьевна Прудникова, заместитель генерального директора по коммерческим вопросам;
Татьяна Анатольевна Кулешова, директор по науке и качеству ООО «НЗСМ»

Общество с ограниченной ответственностью
«Новочеркасский завод смазочных материалов»
346413, Россия, Ростовская область,
г. Новочеркасск, Харьковское шоссе, 18
тел./факс: +7 (8635) 21-22-54
www.titan-group.ru

Представительство в Москве:
тел.: +7 (495) 627-72-83
факс: +7 (495) 627-72-84

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector