Техническое обслуживание автомобиля (сервисное, ежедневное, сезонное)

Техническое обслуживание № 1 и 2 и сезонное техническое обслуживание ТО и ТР автомобиля

Техническое обслуживание № 1 и 2, а также сезонное техническое обслуживание проводятся силами и средствами пункта технического обслуживания (ПТО) и ремонтной мастерской воинской части. Водитель участвует в обслуживании своего автомобиля, помогая личному составу» пункта, и выполняет отдельные работы по указанию начальника пункта технического обслуживания (ремонтной мастерской).

Техническое обслуживание №1

Техническое обслуживание №1 проводится через каждые 1000—1200 км пробега автомобиля.

При техническом обслуживании № 1, помимо всех операций ежедневного технического обслуживания, проверяют состояние и регулировку приборов системы питания, сливают отстой из топливных баков, фильтров и насоса и промывают все фильтрующие элементы фильтров. Затем проверяют крепление и работу приборов системы электрооборудования, плотность электролита и напряжение аккумуляторов батареи (при необходимости батарею сдают на зарядку).

Особое внимание при техническом обслуживании № 1 уделяют механизмам управления автомобилем, чтобы предотвратить возникновение неисправностей в этих важных для безопасности движения автомобиля механизмах. Для этого проверяют крепление, состояние и регулировку рулевого механизма; свободный ход педалей сцепления и ножного тормоза и рычага ручного тормоза. У автомобилей, имеющих пневматический привод тормозов, выпускают конденсат из фильтра компрессора и воздушных баллонов, у автомобилей с гидравлическим приводом тормозов проверяют и доводят до нормы уровень тормозной жидкости в главном тормозном цилиндре и, если нужно, удаляют «прокачкой» воздух из системы гидравлического привода.

Весьма важное значение для работы, механизмов автомобиля имеет правильная их смазка. Поэтому при техническом обслуживании тщательно проверяют и доводят до нормы уровень масла, в картерах рулевого механизма, коробки передач, раздаточной коробки, ведущих мостов, лебедки и других механизмах в соответствии с таблицей смазки.

При обслуживании ходовой части автомобиля особое внимание обращают на исправность шкворней и втулок поворотных кулаков, подшипников и сальников ступиц колес, а также на правильность регулировки схождения передних колес.

В заключение обслуживания автомобиль опробуют контрольным пробегом, во время которого проверяют работу двигателя, сцепления и тормозов, легкость переключения передач в коробке передач и раздаточной коробке, а также легкость включения переднего ведущего моста и лебедки и управления автомобилем, работу стеклоочистителей, контрольных приборов, сигнала и приборов освещения.

Техническое обслуживание № 2

Техническое обслуживание № 2 проводится через каждые 5000—6000 км пробега автомобиля.

При техническом обслуживании № 2 выполняют все операции технического обслуживания № 1. Кроме-того, при обслуживании двигателя заменяют фильтрующий элемент топливного фильтра грубой очистки, проверяют компрессию в цилиндрах двигателя, проверяют и регулируют зазоры между стержнями клапанов и болтами толкателей и подтягивают болты крепления головки блока цилиндров двигателя.

Затем проверяют состояние и работу генератора, стартера и включателя стартера, а также проверяют регулировку фар автомобиля.

Переставляют колеса на автомобиле и регулируют схождение передних колес.

Снимают тормозные барабаны я проверяют их состояние. Проверяют затяжку подшипников ведущей шестерни главной передачи.

Амортизаторы дозаправляют жидкостью.

Сезонное техническое обслуживание

Сезонное техническое обслуживание проводится два раза в год с целью подготовить автомобиль соответственно к зимней или летней эксплуатации.

При сезонном техническом обслуживании автомобиля выполняют полный объем работ очередного планового технического обслуживания и, кроме того, промывают и проверяют работу систем питания и охлаждения двигателя; заменяют смазку во всех агрегатах и механизмах автомобиля соответственно предстоящему сезону, если для летних и зимних условий не установлен единый сорт смазки. В целях экономии смазочных материалов заменять масло в картерах двигателей, агрегатов силовых передач транспортных и учебных автомобилей разрешается при очередной смене масла. У автомобилей с гидравлическим приводом тормозов при сезонном обслуживании заменяют также тормозную жидкость в системе.

Читайте также:  Как подготовить кожу к шугарингу - Волосовед

Тема 16. Техническое обслуживание автомобильной техники (стр. 1 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23

Специальная подготовка

Тема 16. Техническое обслуживание автомобильной техники.

Занятие 1. Общие положения по техническому обслуживанию машин. Виды и периодичность технического обслуживания. Перечень работ, выполняемых при техническом обслуживании машин. Требования к машине, прошедшей техническое обслуживание. Перечень и основное содержание инструкций и руководств по техническому обслуживанию.

1. Общие положения по техническому обслуживанию машин. Виды и периодичность технического обслуживания.

В Вооруженных Силах РФ установлена планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта автомобильной техники, (Рис.1.1) которая предусматривает обязательное выполнение с заданной периодичностью установленного комплекса работ в период использования, в процессе хранения и транспортирования.

Рис.1.1 Система технического обслуживания и ремонта автомобильной техники

Подсистема технического обслуживания — это совокупность взаимосвязанных средств, документации и исполнителей, необходимых для поддержания качества изделий, входящих в эту систему.(Рис1.2).

Принципиальным положением этой подсистемы является то, что операции технического обслуживания подразделяются на обязательные, (т. е. выполняемые принудительно в полном объеме строго по плану) и выполняемые по потребности, когда в их выполнении возникает необходимость. К операциям, которые при проведении технического обслуживания выполняются в обязательном порядке относятся: смазочные, контрольно-проверочные, замена деталей, срок службы которых меньше межремонтного ресурса машины.

В то же время выполнение уборочно-моечных, заправочных, крепежных и регулировочных работ, а также устранение неисправностей, выявленных в процессе технического обслуживания или в результате контрольных осмотров производится при необходимости (по потребности).

Техническим обслуживанием машин называются работы по заправке их горючим, смазочными и другими эксплуатационными материалами, уборке, чистке и мойке, смазке, проверке укомплектованности, креплений и исправности, регулировке и устранению обнаруженных неисправностей.

Рис.1.2. Подсистема технического обслуживания

Виды и периодичность технического обслуживания.

Техническое обслуживание является основой эксплуатации и должно обеспечивать: постоянную готовность машин, безопасность движения, установленные межремонтные пробеги, устранение причин, вызывающий преждевременный износ, неисправности и поломки механизмов и агрегатов, минимальный расход эксплуатационных материалов.

Современное и качественное техническое обслуживание является важнейшим элементом эксплуатации автомобильной техники и должно обеспечивать:

Ÿ постоянную готовность машин к использованию;

Ÿ устранение причин, вызывающих преждевременный износ, стирание, разрушение, неисправности и поломки составных частей и механизмов;

Ÿ надежную работу машин в течение установленных межремонтных ресурсов и сроков их службы до ремонта и списания;

Ÿ минимальный расход горючего, смазочных и других эксплуатационных материалов.

Эффективность работы машины зависит не только от качества, заложенных в них на этапе конструирования и изготовления, но и в значительной мере от способа и качества их технического обслуживания в процессе эксплуатации. Если оборудование машин свести к периодическому устранению внезапных отказов и полностью исключить все мероприятия предупредительного характера, то параметры надежности ряда механизмов могут оказаться весьма низкими, и вся машина будет работать неэффективно.

В зависимости от периодичности и объема выполнения работ установлены следующие виды ТО автомобильной техники:

при обкатке – техническое обслуживание после обкатки (ТО-О);

Читайте также:  Боль в стопе причины, симптомы, диагностика, лечение центр «Меддиагностика»

при использовании – ежедневное техническое обслуживание (ЕТО), техническое обслуживание №1 (ТО-1), техническое обслуживание №2 (ТО-2), сезонное обслуживание (СО), техническое обслуживание в особых условиях (ТО-ОУ);

при кратковременном хранении — техническое обслуживание №1 (ТО-1), техническое обслуживание №2 (ТО-2), сезонное обслуживание (СО), регламентированное техническое обслуживание (РТО);

при длительном хранении — техническое обслуживание №1 при хранении (ТО-1х), техническое обслуживание №2 при хранении (ТО-2х), техническое обслуживание №2 при хранении с переконсервацией и контрольным пробегом (ТО-2хПКП), регламентированное техническое обслуживание (РТО);

при транспортировании — техническое обслуживание при транспортировании (ТО-Т).

2. Перечень работ, выполняемых при техническом обслуживании машин.

Объем работ по техническому обслуживанию машин при использовании, хранении и транспортировании определяется Наставлением по АТО, инструкциями по эксплуатации машин, Руководством по хранению автомобильной техники. Фактический объем работ по техническому обслуживанию уточняется при проведении контроля технического состояния машины.

Техническое обслуживание после обкатки (ТО-О) предназначено для приведения в готовность к эксплуатации новой или прошедшей средний или капитальный ремонт машины. Оно совмещается с контрольно-техническим осмотром или техническим диагностированием и выполняется в сроки и в объеме, установленными нормативно-технической (эксплуатационной) документацией на машину.

Ежедневное техническое обслуживание (ЕТО) проводится водителем после окончания работы независимо от пробега машины или отработанных моточасов в тот же день.

ЕТО предназначено для заправки машины эксплуатационными материалами, уборки, чистки и мойки, проверки технического состояния, устранения неисправностей, обнаруженных во время работы или в ходе обслуживания, и для подготовки к выполнению следующего задания.

ЕТО является одним из основных видов обслуживания, от качества которого зависит быстрота вывода машин из парка, безотказность ее в работе, затраты времени и труда на выполнение следующего технического обслуживания.

Средняя продолжительность ЕТО (без учета уборочно-моечных работ): автомобилей – 1 ч, гусеничных машин – 1,5 ч, четырехосных машин – 2ч.

Трудоемкость ЕТО машин с учетом выполнения регулировоч­ных работ составляет (ч.):

Ÿ КамАЗ-4310 — 1,0 ч.

Ÿ МТ-Т — 3,6 ч. (без учета времени на чистку и мойку).

При ЕТО выполняются работы, предусмотренные к выпол­нению при контрольном осмотре перед выходом из парка и дополнительно:

Ÿ спускается конденсат из воздушных баллонов пневмосистемы;

Ÿ очищается аккумуляторная батарея, проверяется уровень элек­тролита и крепление батареи;

Ÿ при эксплуатации машин в условиях сильной запыленности меняется масло в воздухоочистителе и промываются фильтрующие элементы;

Ÿ при работе в особо грязных условиях и после преодоления брода смазываются шарнирные соединения рулевых тяг, пальцы передних рессор (ЗИЛ-131, Урал-4320, КамАЗ-5320) и выполня­ются другие работы.

Техническое обслуживание № 1 (ТО-1) выполняется в пункте технического обслуживания и ремонта (ПТОР) для автомобилей через 1200 – 1800 км, гусеничных тягачей и транспортеров – через 800 – 1000 км, тракторов – через 50 – 60 моточасов работы.

ТО-1 предназначено для детальной проверки технического состояния машины, выявления и устранения неисправностей, обеспечения безотказной работы машины до очередного номерного обслуживания.

ТО-1 включает объем ЕТО и ряд дополнительных операций по смазке, проверке крепления, исправности и укомплектованности механизмов и агрегатов, выполнения необходимых регулировок и устранению обнаруженных неисправностей.

ТО-1 выполняется специалистами ПТОР при обязательном участии водителя обслуживаемой машины, который выполняет работы по указанию начальника ПТОР, а также чистку и мойку машины, крепежные работы.

Средняя трудоемкость ТО-1 (без учета уборочно-моечных работ) составляет: для автомобилей – 6 чел./час, гусеничных машин – 10 чел./час, четырехосных машин – 30 чел./час.

Читайте также:  Сигнализация не реагирует на брелок - решаем проблему

Простой машин на ТО-1: автомобилей – 5 ч, гусеничных машин – 6 ч, четырехосных машин – 15 ч.

Техническое обслуживание № 2 (ТО-2) выполняется также в ПТОР для автомобилей через 6000 – 9000 км, гусеничных тягачей и транспортеров через 2400 – 3000 км, тракторов через 200 – 240 моточасов работы.

ТО-2 предназначено для обеспечения безотказной работы агрегатов, узлов и систем машины в пределах установленных норм, снижения интенсивности износа деталей, выявления и предупреждения отказов и неисправностей путем своевременного проведения контрольно-диагностических, смазочных, крепежных, регулировочных и других работ.

ТО — 2 включает объем работ, входящих в ТО-1, и ряд дополнительных операций, обеспечивающих обслуживание всех систем, узлов и агрегатов. Этим обслуживанием завершается цикл технического обслуживания машины.

ТО-2 выполняется специалистами ПТОР при участии водителя обслуживаемой машины.

Средняя трудоемкость ТО-2 составляет: для автомобиле без регулировочных работ – 18 чел./час, с полным объемом регулировочных работ – 26 чел./час; для гусеничных машин соответственно 13 и 25 чел./час; для четырехосных машин – 80 чел./час.

Простой машин в ТО-2 планируется из расчета: для автомобилей – 14 ч, гусеничных машин – 12 ч, четырехосных машин – 42 ч.

Сезонное техническое обслуживание (СО) машин проводится для подготовки автомобильной техники к использованию в зимних и летних условиях эксплуатации. Сезонное техническое обслуживание автомобильной техники транспортной и учебной групп эксплуатации совмещается с техническим диагностированием. Порядок и сроки проведения сезонного технического обслуживания и подготовки личного состава объявляются в приказе командующего войсками военного округа (фронта). В соединении (части) издается приказ и разрабатывается план подготовки личного состава, вооружения и техники к зимнему или летнему периоду эксплуатации. План разрабатывается заместителем командира по вооружению совместно со штабом, заместителем командира по тылу, начальниками родов войск и служб и утверждается командиром соединения (части).

Сезонное техническое обслуживание (СО)

Сезонное техническое обслуживание (СО) проводится 2 раза в год при подготовке автомобилей к эксплуатации в холодное или теплое время года. В качестве отдельно планируемого вида сезонное обслуживание рекомендуется проводить в районах холодного климата. В остальных районах сезонное обслуживание совмещают с ТО-2 (или ТО-1) с увеличением трудоемкости.

Все виды технического обслуживания автомобилей проводят в объеме перечня основных операций, приводимых в Положении о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта и инструкциях заводов-изготовителей автомобилей.

Техническое обслуживание можно выполнять на самих автотранспортных предприятиях, автокомбинатах и базах централизованного технического обслуживания (БЦТО). Техническое обслуживание и текущий ремонт автомобилей, эксплуатируемых в отрыве от автотранспортного предприятия (единичные автомобили в командировках, экспедициях, геологических партиях и т. п.), выполняет непосредственно водитель в рабочее время, а при сопровождении группы автомобилей подвижной ремонтной мастерской — рабочие мастерской.

Несвоевременное и некачественное техническое обслуживание автомобилей вызывает значительное изнашивание деталей, снижает надежность и безотказность в работе узлов и агрегатов, ведет к увеличению трудоемкости обслуживания и ремонта, к большому расходу запасных частей и эксплуатационных материалов.

Для автомобиля «Москвич-2140», кроме ежедневного обслуживания, в период обкатки техническое обслуживание рекомендуется выполнять через 500 — 700 км и 4 — 5 тыс. км, а затем через 10 тыс. км пробега.


«Автомобиль категории «В»,
В.М.Кленников, Н.М.Ильин, Ю.В.Буралев

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector