Установка датчика дождя; Схема-авто; поделки для авто своими руками

Самостоятельная установка датчика дождя Каталог самоделок

Для установки системы управления стеклоочистителями не обязательно пользоваться услугами автомастерских, такую работу можно выполнить самостоятельно. Почти на всех современных авто есть такая функция, поэтому контроль работы дворников при разной погоде происходит в автоматическом режиме. Датчик дождя вмонтирован в переднее стекло любой иномарки, поэтому снять его невозможно.

Однако установить датчик дождя можно и на старый отечественный автомобиль. Изготовить это устройство довольно легко, и оно вполне подойдет для машин марки ВАЗ. Для работы понадобится универсальный датчик.

Принцип работы устройства

Устройство функционирует на основе оптики, которая должна быть расположена вертикально. Помещают универсальный датчик с внутренней стороны лобового стекла. Место установки должно находиться в зоне охвата щеток, а на прозрачной поверхности не допустимы трещины, сколы и другие дефекты.

С помощью ИК-излучения датчик сканирует состояние внешней поверхности стекла. Дождевые капли, а также грязь изменяют силу отражения светового сигнала. После этого в блоке электронного управления дается команда о включении стеклоочистителей. Временные лаги между движениями щетки устанавливаются автоматически и зависят от интенсивности осадков.

Такой датчик дождя допустимо установить на ветровое стекло. При этом верхняя тонированная полоса не станет помехой в адекватной работе устройства. Датчик не подойдет к автомобилям, имеющим на стекле инфракрасный фильтр.

Включение датчика дождя

Датчик работает только при активации стеклоочистителей в первом положении, интенсивность движения щеток устройство выбирает автоматически. Если дворники находятся во втором или третьем положении, то их скорость не меняется.

При установке датчика дождя нужно оставить возможность ручного управления стеклоочистителями. В дороге могут возникнуть любые ситуации, и полностью полагаться на автоматику не стоит. К примеру, на стороне водителя появляется много брызг от встречного транспорта, а в зону работы датчика эти брызги не попадают, и очистка стекла не происходит.

Специалисты рекомендуют держать датчик дождя отключенным в сухую погоду. Так как устройство реагирует на разные объекты: летящее насекомое, листья деревьев и пух. При этом омыватель стекла должен запускаться всегда вручную. Автоматическая подача воды на стекло может испугать водителя, неожиданно ограничив обзор.

Изготавливая датчик в качестве основы можно выбрать импортный микропроцессор или воспользоваться отечественными разработками.

Датчик дождя на зарубежном микропроцессоре модели RS-22 RAIN sensor

Микропроцессор произведен американской фирмой «Microchip» и подходит для любого автомобиля с оборудованием на 12 В. Подключение датчика дождя состоит из четырех этапов:

  1. Крепят при помощи клея специальный держатель на внутреннюю часть лобового стекла;
  2. Наносят гель на поверхность рабочей зоны датчика для выравнивания коэффициента преломления;
  3. Положение корпуса датчика на держателе фиксируют шурупом;
  4. Проверяют рабочую зону на предмет отсутствия пузырьков воздуха.

Такой датчик дождя можно подключить в автомобилях ВАЗ посредством переключателя режима работы дворников:

  1. Датчик соединяют с корпусом авто проводом синего цвета;
  2. К контакту I на переключателе от датчика протягивают красный провод;
  3. Желтый провод датчика крепят к шнуру такого же цвета, но с зеленой полосой.
  4. Проводом черного цвета устройство подсоединяют колодке на контакт №53.

Для правильной работы устройства, на первоначальном этапе нужно провести калибровку чувствительности элементов и проверить пропускную способность лобового стекла. Стеклоочистителя начнут адекватно работать только после установки порога срабатывания для датчика дождя.

Отечественные разработки датчика дождя

Российские инженеры создали датчик дождя не имеющий аналогов в мире. Основными его преимуществами являются:

  1. Простота и надежность управления системой;
  2. Возможность самостоятельно монтажа;
  3. Подключение датчика происходит автономно. Элекропроводка автомобиля не задействована (а этот фактор особо важен, когда машина находится на гарантии);
  4. Возможность отключения датчика и перехода на ручной режим управления дворниками;
  5. Низкая стоимость.
Читайте также:  Настройка универсального пульта ДУ; База знаний

Устройство имеет функцию регулировки пауз, которые сопровождают движения стеклоочистителей. Изменение частоты работы щеток имеет прямую связь со скоростью, развиваемую автомобилем на дороге. При медленном движении паузы удлиняются, а при быстром – сокращаются. Если водитель на своей машине захочет штурмовать глубокую лужу, то система определит приближение к стеклу большого объема жидкости заранее. На расстоянии от 5 до 10 см приближающаяся вода и грязь будут обнаружены, и система приведет в движение дворники заранее.

Наибольшее распространение на отечественном рынке получила модель датчика ДДА-25. Обычно такими устройствами комплектуют автомобили «Лада» (Калину или Приору). Датчик дождя имеет несколько режимов для защиты от снега и дождя. Три строенных программы можно менять кнопкой на корпусе устройства. Установить такой датчик можно самостоятельно, для этого достаточно соблюдать установленный порядок действий:

  1. Крепят оптический датчик к лобовому стеклу на клеевую основу;
  2. Устанавливают датчик на место реле в монтажном блоке автомобиля (при этом соблюдают маркировку и положение ключа);
  3. Прокладывают проводку по стойке переднего стекла;
  4. Выставляют уровень чувствительности датчика.

Более наглядно установка датчика дождя показана на видео:

Подходящий датчик дождя можно найти в большинстве Интернет-магазинов для автомобилистов. Стоимость такого устройства обычно не высока: можно ориентироваться на цену в районе тысячи рублей.

Как работает система распознавания влаги на лобовом стекле — датчик дождя

Современные автомобили комплектуются множеством датчиков, призванных повысить комфорт при управлении машиной. Одним из таких устройств является датчик дождя. Если раньше такой контроллер ставился только на дорогие иномарки, то сегодня им комплектуются даже отечественные авто. Что представляет собой датчик дождя, как работает устройство и какие неисправности могут с ним произойти — узнайте из этого материала.

Обзор системы

Универсальный контроллер для авто представляет собой оптико-электронный прибор, использующийся для автоматической активации щеток стелоочистителей. В зависимости от конструктивных особенностей авто, этот регулятор также может использоваться для закрытия стекол в дверях и люка. Благодаря устройству водителю не нужно поднимать стекла (если речь идет об электрических стеклоподъемниках), а также включать дворники, так как система сделает это самостоятельно.

Что касается места установки, то все зависит от конкретной машины. Но обычно девайс находится вертикально в салоне, на внутренней поверхности ветрового стекла. Он будет в зоне действия дворников или зеркала заднего вида. Для работы в посадочном месте не должно быть повреждений и дефектов лобового стекла.

Касательно устройства, контроллер дождя состоит из двух составляющих:

  1. Модуль (блок). Это устройство применяется для активации щеток стеклоочистителя в различных режимах, основываясь на состоянии стекла. Устройство определяет объем загрязнений (водой или снегом), в результате чего включает дворники от прерывистого режима до второй скорости. Если модуль фиксирует грязь, то он также включит и омыватель, чтобы тот подал воду на стекло для очистки.
    Сам модуль монтируется также на стекле, внутри салона, в области действия дворников. Блок должен обдуваться печкой и не мешать обзору дороги водителем.
  2. Также устройство включает в себя блок реле. С помощью этого модуля производится управление дворниками и системой омывания. Этот прибор надежно защищает систему от динамических изменений напряжения в электрических цепях автомобиля. Также он позволяет защитить проводку от воздействия индуктивных помех, чтобы механизм не срабатывал без надобности. Устройство монтируется в салоне, место монтажа определяется производителем.

Принцип работы

Вкратце о том, каков принцип действия контроллера:

  1. Через стекло в салон транспортного средства поступает определенное количество светового потока.
  2. Когда начинается сильный туман, дождь, снег или град, светоосвещенность в салоне машины падает. Если контроллер работает в нормальном режиме, то он уловит эти изменения.
  3. В зависимости от типа, используется специальный светодиод или инфракрасная лампочка. Если модуль зафиксировал, что этот светодиод стал получать меньше света через стекло, то он сразу же посылает соответствующую команду на щетки стеклоочистителя.
  4. В итоге дворники вступают в работу и очищают стекло в соответствии с силой дождя.
  5. Если на стекле появляется грязь, то более «умные» системы позволяют определить это и активировать работу омывателя. Из расширительного бачка с водой или омывающей жидкостью на стекло начинает подаваться поток воды, который перестает поступать после того, как стекло будет очищено.
  6. Когда светоосвещенность в автомобильном салоне будет восстановлена после прекращения дождя, модуль управления отправит соответствующий сигнал на щетки стеклоочистки и отключит их (видео обнародовано каналом АудиоОбзоры СМИ).
Читайте также:  Дата производства шины, как её узнать

Возможные неисправности и способы их устранения

С какими неисправностями предстоит столкнуться? Перед тем, как снять контроллер с лобового стекла и поменять, нужно точно определить, что проблема именно в нем.

Перечень возможных неисправностей приведен ниже:

  1. Если не работает устройство, в первую очередь нужно проверить предохранитель. Его может и не быть, здесь нужно опираться на особенности автомобиля. Обычно предохранитель располагается в монтажном блоке под капотом или в машинном салоне. Перегоревший потребитель подлежит замене. Возможно такое, что предохранитель рабочий и все другие элементы системы тоже. В таком случае следует проверить работоспособность гнезда предохранительного устройства.
  2. Одна из наиболее неприятных неисправностей — поломка управляющего модуля. Если девайс вышел из строя, его надо демонтировать и менять или выполнять его ремонт.
  3. Одной из неисправностей управляющего блока является выход из строя светодиода. Со временем это устройство может начать работать с перебоями. Чувствительность основного элемента при интенсивной эксплуатации устройство начнет снижаться, это вполне нормально, поскольку ни одно электронное устройство не может работать вечно. При поломке чувствительного элемента его нужно выпаивать из корпуса устройства и менять, но далеко не всегда это помогает решить проблему.
  4. Проблема неработоспособности может заключаться в неполадках в работе электронного блока управления. Как известно, ЭБУ — это «мозг» автомобиля, который при некорректной работе может неправильно определять основные параметры. Проблемы в работе ЭБУ обычно решаются путем перепрошивки или обновления программного обеспечения. Выполнить такую операцию своими руками может быть проблематично, поскольку для ее реализации потребуется специальное оборудование с программой, а также навыки в этой области. Процедуру перепрошивки блока лучше доверить квалифицированным специалистам.
  5. Повреждение электроцепи подключения. Часто наши соотечественники сталкиваются с неисправностью регулятора из-за повреждения проводки. Если провод питания, подключенный к девайсу, оборвется или в нем повредится изоляция, это приведет к тому, что блок управления не сможет отправлять сигналы на прибор. Соответственно, его работа будет невозможной. Для поиска неисправности вам потребуется мультиметр или контролька.
    Нужно проверить цепь на участке от самого контроллера до управляющего модуля, а также до аккумулятора или блока с предохранителями. Поврежденные провода в любом случае подлежат замене. Если проблема кроется в незначительном повреждении изоляции, то можно попытаться перемотать провод изолентой.
  6. Одна из самых простых в плане решения проблемы неисправность — повреждение или окисление контактов на разъеме устройства. Необходимо произвести диагностику контактов на всех составных элементах системы, поскольку даже небольшое окисление на одном из разъемов приведет к поломке. При обнаружении окисления разъем необходимо прочистить, для этого подойдет зубная щетка или строительная железная щетка, как вариант, можно использовать наждачную бумагу мелкой зернистости. Если контакт на штекере не окислен, а поврежден, то его необходимо менять. Если же на нем есть следы подгораний, то перед земной нужно определить причину скачков напряжения в бортовой сети (видео снял Alex Smirnoff).
Читайте также:  Как проверить регистрацию автомобиля после продажи

Инструкция по установке устройства своим силами

Перед покупкой регулятора убедитесь в том, что устройство предназначено для работы в бортовой сети на 12 вольт.

Процедура установки и подключения на примере автомобиля ВАЗ представлена ниже:

  1. Для начала держатель контроллера необходимо приклеить к плоскости стекла. Саму поверхность стекла перед этим следует тщательно промыть и обезжирить, а также высушить. В противном случае фиксация держателя может быть ненадежной и устройство со временем отпадет.
  2. Затем нужно нанести специальный гель для регулятора на две рабочий зоны, имеющиеся на корпусе девайса. Этот гель используется для выравнивания коэффициентов преломления, он должен идти в комплекте.
  3. Сам контроллер после этого нужно зафиксировать на держателе, не прикладывая больших усилий. Фиксация осуществляется с помощью самореза. Варианты крепления могут быть разными.
  4. После фиксации удостоверьтесь в том, что в рабочих зонах между контроллером и поверхностью стекла отсутствуют завоздушенные пузырьки.
  5. Что касается непосредственно подключения, то оно производится с учетом схемы, также идущей в комплекте. Обычно проводку от контроллера следует подключать в подрулевому переключателю. Провод синего цвета — это заземление, он обычно подключается к кузову машины.
  6. Кабель красного цвета предназначен для подключения к контакту 1 на переключателе. При этом к переключателю подключен штатный желто-зеленый кабель, его надо отсоединить. Затем проводок желтого цвета подсоединяется к нему.
  7. Остается подсоединить черный провод. В нашем примере он подсоединяется к контакту под номером 53 на колодке переключателя. Если быть более точным, то его надо подключить к синему проводку.

Как использовать датчик дождя с Ардуино?

Этот материал отвечает на вопрос нашего читателя о том, как использовать датчик дождя вместе с платой Arduino Uno?

Что нам понадобится

Для того, чтобы подключить сенсор дождя к Ардуино нам понадобятся некоторые комплектующие, их немного:

  • Датчик дождя × 1
  • Arduino UNO × 1
  • Перемычки (на выбор) × 1
  • Макетная плата × 1

Из программного обеспечения нам нужна:

Датчик дождя

Датчик дождя состоит из пластины обнаружения дождя с компаратором, который управляет «интеллектом» сенсора.

Датчик дождя обнаруживает, что вода замыкает ленту печатных плат. Датчик действует как переменное сопротивление, которое меняет состояние: сопротивление увеличивается, когда датчик влажный, и сопротивление ниже, когда датчик сухой.

Компаратор имеет 2 выхода, подключенных к датчику дождя, цифровой выход (0/1) и аналоговый выход (от 0 до 1023).

Характеристики датчика

  • Напряжение: 3, 3 В — 5 В
  • Размер датчика: 3,9 х 5,4 см
  • Потенциометр чувствительности
  • 2 контрольных светодиода

Регулировка чувствительности

Вы также можете отрегулировать чувствительность датчика дождя, повернув потенциометр на компараторе. Таким образом, обнаружение может быть осуществлено, например, по капле или в стакане воды.

Схема соединения

Соединяем Ардуино и датчик/сенсор дождя:

  • Arduino -> Компаратор
  • 5V -> VCC
  • GND -> GND
  • DO -> D4
  • AO -> A0

Для двух других соединений:

Нажмите для увеличения схемы соединения

Код проекта

Вы можете скопировать код проекта для загрузки в Arduino IDE ниже:

На этом всё. Надеюсь мы ответили на вопрос про подключение дождевого сенсора к плате Arduino Uno.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector