Установка сигнализации pandora во многом упрощена благодаря встроенному CAN-интерфейсу

Установка сигнализации Пандора своими руками что нужно знать

Любая установка современной охранно-сигнальной системы — достаточно сложное дело, т. к. сигнализация представляет собой не единое устройство, а комплекс из основного блока, приемника-передатчика радиосигналов, различных термо-, тензо- или иных датчиков и вспомогательных устройств (например, кнопки Valet, магнитного ключа доступа или иных), которые соединяются в одно целое с помощью разветвленной кабельной системы.

Ошибки при монтаже недопустимы: в лучшем случае они приведут к тому, что система просто откажется работать, что будет видно сразу, в худшем может оказаться, что один из датчиков выдает неверную информацию.

В самом плохом случае окажется, что неправильное крепление блоков или датчиков либо плохо проложенные кабели привели к выходу из строя одного из узлов дорогостоящей системы.

В идеале установка сигнализации Пандора должна проводиться квалифицированным специалистом в этой области, хорошо разбирающимся к тому же в конструкции того автомобиля, на который требуется установить сигнализацию. В серьезных сервисах дают гарантию на такую работу.

Обратите внимание: допущенные при монтаже системы ошибки могут привести к тому, что вы лишитесь гарантии на сигнализацию, т. к. ни производитель, ни продавец не могут отвечать за действия конечного пользователя. Если вы неправильно смонтируете систему, то в ее неработоспособности виновны будете сами.

Тем не менее, при наличии прямых рук и навыка технического обслуживания автомобиля установить установка Пандоры вполне может быть осуществлена самостоятельно. Для этого не требуется инструментов сложнее ножа для зачистки проводов и отвертки либо гаечного ключа, подходящих под крепления вашего автомобиля

На что нужно обратить внимание

Каждая модель сигнализации Pandora снабжается руководством по монтажу, которая содержит:

  • общие требования по монтажу;
  • нормы безопасности при работе;
  • изображения всех узлов конкретной системы;
  • рекомендации по месту размещения блоков, датчиков и прокладке кабелей;
  • рекомендации по способу крепления;
  • подробное описание проключения блоков и датчиков для сбора их в единую систему.

Необходимо понимать, что все это — общие описания. Установка сигнального комплекса связана со вскрытием приборной панели, снятием консоли, в некоторых случаях — воздушных дефлекторов; может понадобиться частичная разборка рулевого колеса. Для подключения сигнализации с функцией автозапуска необходимо сопряжение соответствующих кабелей сигнализации с системой зажигания. То же самое требуется для подключения обходчика штатного иммобилайзера.

Требуется также предусмотреть особое место для установки системной кнопки Valet, которая должна быть, с одной стороны, скрыта от посторонних глаз, с другой — находиться в достаточно удобном месте. Производитель предупреждает, что во время работы с кнопкой необходимо видеть световой индикатор сигнализации, который оповещает об успешном или неуспешном вводе команд.

Все это приводит к тому, что основными проблемами, за исключением собственно монтажа, становятся:

  • аккуратное отсоединение пластиковых деталей приборной панели;
  • надежное крепление датчиков и блоков;
  • прокладка проводов по самому короткому, но одновременно — самому безопасному пути, исключающей их повреждение вследствие трения, вибрации и несильного удара;
  • удобное и одновременно скрытое размещение кнопки Valet и контактора для магнитного ключа (последний — не во всех моделях);
  • и самое главное — установка всех снятых деталей на свои места так, чтобы следы проведенных работ не были заметны.

Как это сделать

В деле установки любых сигнализаций, в том числе и Пандоры, есть аксиома: они не обходятся без снятия консоли. Соответственно, грамотно разобрать консоль — значит сделать если не половину, то по крайней мере четверть дела.

Но сложность в том, что надо еще знать расположение технологических отверстий для прокладки проводов (если сверлить в металле свои, то их надо будет обработать антикоррозийным составом), места расположения датчика температуры двигателя, климатического датчика в салоне, цветовую схему проводов в системе зажигания, и много других технических деталей.

Поскольку автомобили разных марок по конструкции существенно различаются между собой, то во избежание ошибок рекомендуется пользоваться картами монтажа.

Карты монтажа — это технологические схемы, часто снабженные фотографиями, которые показывают наиболее удобные места установки основных узлов и датчиков сигнализации для конкретного автомобиля.

Каждый крупный производитель «сигналок», в том числе и Пандора, разрабатывает такие карты для своей продукции. Именно поэтому в стандартном руководстве по монтажу приведены только общие правила по установке системы, а основное внимание уделено проключению кабелей и последующему программированию системы.

Обратите внимание: монтаж системы по карте (которая носит рекомендательный характер) может быть опасен еще и тем, что потенциальные злоумышленники тоже знакомы с такими картами.

Основное достоинство карт монтажа — это наглядная демонстрация мест установки и правильного соединения между собой проводов, которые группируются по цветам. Путать их нельзя. Также в официальной карте приводится перечень статусов состояния конкретного автомобиля и исполняемых команд, которые можно передавать по его LIN и CAN-шине.

Краткое описание установки на примере Lada Granta

Автомобилей, а соответственно и карт монтажа в мире существует великое множество. Мы возьмем для примера достаточно распространенную в России Lada Granta. Монтаж большинства моделей сигнализации Пандора на эту машину производится условно-стандартным способом, и может подойти для многих машин схожего класса. Но рекомендуется, конечно же, скачать с Интернета карту, предназначенную именно для вашей модели «сигналки» и для вашего автомобиля.

Итак, для начала условимся, что место размещения основного блока системы — за приборной панелью, скрытно от посторонних глаз, а RF-модуля (передатчика) — на лобовом стекле, в соответствии с инструкцией к системе. Поэтапно процесс установки и проключения основных электрических связей выглядит следующим образом:

  • Демонтировать пластиковую накладку под приборной панелью, слева от руля (где верньер управления внешним освещением).
  • Открутить 4 винта, удерживающие на месте приборную панель.
  • Вытащить панель.
  • Разобрать снизу корпус рулевой колонки для доступа к проводам от замка зажигания.
  • Установить в нише за приборной панелью основной блок на металлический кронштейн, прикрепив его двойным способом — на двусторонний скотч и с помощью пластиковых стяжек.
  • Вскрыть водительскую дверь. Там находится основной управляющий элемент, необходимый для работы сигнализации — LIN-шина. Физически она представляет собой жгут проводов; нам нужен красно-зеленый провод.
  • Перекусите красно-зеленый провод. Зачистите концы. Один из них подключите к «фазе» двойного кабеля, идущего на контакт Х5 основного блока «сигналки», а второй — на его же «ноль». У нас получилось последовательное соединение через основной блок сигналки. Оно управляет открытие, закрытием дверей и багажника, поднятием и опусканием стекол и многим другим. (Подсказка: соединять провода допускается как пайкой, так и тугой скруткой. Не забудьте про изоляцию). Таким образом мы получили замыкание контроля над всеми этими операциями на устанавливаемую сигнализацию. Выключатели дверей можно подключать разными способами. Вышеописанный — самый простой. Если он не работает, соедините обратно красно-зеленый кабель и осуществите аналоговое подключение непосредственно ко входу контроллера выключателя (через диоды). Провода от передних дверей — зелено-коричневые, от задних — белые, от багажника и капота — черно-белый (требуется разъединение, подключать по схеме вашей модели «сигналки»).
  • Далее необходимо подать на «сигналку» питание. Нам понадобится доступ к замку зажигания. Красный провод от основного блока нужно соединить с коричневым — от замка зажигания. Масса соединяется с массой — соответственно, черный провод от основного блока с черным от приборной панели. Через это же подключение будет работать автозапуск. Примечание: коричневый провод в замке зажигания — это питание +12 В, а вот через красный идет управление стартером.
  • Приступаем к подключению системы световой индикации. Для этого могут использоваться синий и сине-черный провода, идущие от пучка проводов приборной панели. Учтите, что для этого в разных моделях сигнализаций Пандора предусмотрены разные способы. Например, в DXL 3500 таких способов 3: по CAN-шине, через кнопку от аварийной сигнализации либо прямое подключение к поворотникам.
Читайте также:  Передаточные числа КПП что такое передаточное число

В целом, работа с кабельной проводкой почти завершена. Осталось разместить в соответствующих местах остальные узлы и датчики, осуществить их подключение к соответствующим разъемам основного блока (см. инструкцию к конкретной модели), и приборную панель можно ставить на место вместе со всеми остальными деталями.

Размещение дополнительных модулей

Количество дополнительных узлов у разных моделей сигнализации может быть различным. Для примера возьмем упоминавшуюся уже Pandora DXL 3500. В ее состав, помимо основного блока, входят:

  • RF-модуль — размещается на лобовом стекле, за 10 см до ближайшего участка металла, провода к основному блоку прокладываются по наикратчайшей, без сильных изгибов;
  • индикатор состояния — на консоли под лобовым стеклом, обычно слева, либо в отверстии, просверленном в пластике; должен быть хорошо виден;
  • кнопка VALET — скрыто, например глубоко под рулем, около рычага открытия капота, внутри перчаточного ящика и т. п.;
  • контактор магнитного ключа — недалеко от водительского места, для правшей справа, для левшей слева;
  • релейный модуль и сирена — в пространстве под капотом; требуется надежное крепление на хомуты или саморезы;
  • датчик температуры двигателя — на кронштейне около головки блока цилиндров двигателя или поблизости от металлических частей системы охлаждения;
  • датчик температуры в салоне — где угодно, кроме тех мест, куда могут падать прямые солнечные лучи или идти нагретый воздух от печки или двигателя; рекомендуется монтаж поблизости от датчика собственной климатической системы машины.

Подводя итоги

Учтите, что методы подключения различных узлов могут сильно различаться у разных моделей сигнализаций и машин, поэтому описать универсальную методику и единый алгоритм для всех случаев просто невозможно. Пользуйтесь сводным анализом инструкций в монтажной карте для вашей машины и инструкцией к вашей «сигналке».

После завершения подключения всех узлов необходимо настроить систему через режим программирования и протестировать ее работу.

ТОП-4 лучших автомобильных сигнализаций Pandora

  1. Популярные модели
  2. Pandect X-1900 BT
  3. Pandect X-3110
  4. Pandora DX-90 B
  5. Pandora DX-50S
  6. Плюсы и минусы марки
  7. Установка и подключение
  8. Карты монтажа
  9. Схемы подключения
  10. Как пользоваться
  11. Обратная связь
  12. GSM
  13. Автозапуск
  14. Иммобилайзер

Сигнализации Пандора, инструкция к которым описывает все их основные характеристики, являются наиболее надежными противоугонными средствами. Охранные системы оснащены расширенным набором функций, позволяющих не только защищать автомобиль от преступных действий, но и управлять регулируемыми частями транспортного средства.

Популярные модели

Рейтинг включает описания автосигнализаций Пандора, получивших наибольшее количество положительных отзывов пользователей.

Pandect X-1900 BT

Автомобильная сигнализация оснащена встроенными модулями GPS и ГЛОНАСС, блокировщиком двигателя и интерфейсом Bluetooth 4.2. Система выполнена в моноблочном формате — RF-блок встроен в головное устройство, отличающееся компактными размерами. Энергопотребление охранной системы снижено до минимальных значений (не более 10 мА). Установка изделия не требует создания аналоговых подключений, поэтому вмешательство в штатную проводку будет наименьшим. К полезным функциям модели Pandect X-1900 BT относятся:

  • интеллектуальная защита от ложных срабатываний (в комплект входят 2 датчика, позволяющих получать более точную информацию о состоянии автомобиля);
  • определение местоположения транспортного средства (встроенные модули, получающие данные со спутников, позволяют узнавать координаты машины с точностью до 20 м, все треки можно отслеживать с помощью мобильного приложения или интернет-сервиса);
  • блокировка двигателя (управление этой функцией осуществляется с помощью бесконтактных радиометок, благодаря этой опции проникший в салон преступник не сможет завести автомобиль);
  • возможность управления системой с помощью телефона (пользователь устанавливает специальное приложение, позволяющее выключать защитные функции со смартфона, последний становится полноценным средством управления системой, позволяющим реализовать все опции и выполнить любые настройки);
  • автозапуск двигателя (дистанционно заводить мотор можно по команде пользователя, температуре двигателя или таймеру);
  • бесключевой обход иммобилайзера (для запуска двигателя не придется использовать штатный ключ автомобиля).
Читайте также:  Хадо присадка в двигатель Stage 1 Engine Revitalizant отзывы и харакетристики

Pandect X-3110

Управление сигнализацией Pandora Pandect X-3110 может осуществляться с помощью брелока с жидкокристаллическим дисплеем, бесконтактных меток или смартфона. Коммуникатор используется для полноценного управления и настройки системы. К преимуществам рассматриваемой модели относятся такие качества:

  1. Надежная защита от угона. Обеспечивается блокировщиком двигателя, который активируется и отключается с помощью метки. При отсутствии последней можно вскрыть автомобиль и включить зажигание, однако мотор через некоторое время остановится. Вместо метки возможно использование смартфона с установленным приложением.
  2. Автоматический запуск двигателя. Благодаря внедренному в систему модулю владелец может активировать силовой агрегат, не находясь в автомобиле. Настроить сигнализацию можно на заданное время, нужную температуру двигателя или напряжение бортовой сети. При достижении установленных пользователем значений мотор запускается автоматически.
  3. Моноблочная конструкция. Приемопередатчик встроен в процессорное устройство, что избавляет от необходимости монтажа дополнительного модуля и протягивания лишних кабелей. Система интегрируется в цифровые шины автомобиля, что минимизирует вмешательство в штатную проводку.

Pandora DX-90 B

От предыдущих моделей эта сигнализация отличается более низкой ценой. Объясняется это отсутствием в комплекте вспомогательных брелоков и блокирующих реле. Система комплектуется современным пультом управления с OLED-дисплеем, отличающимся стильным дизайном и увеличенной дальностью действия. Модель характеризуется расширенным набором функций, защищенностью от взлома и низкой чувствительностью к радиопомехам. Все входящие в комплект компоненты потребляют минимальное количество энергии и работают бесперебойно. К другим полезным функциям можно отнести:

  1. Возможность синхронизации со смартфоном. Мобильные приложения позволяют использовать телефон вместо метки и управлять транспортным средством, не входя в интернет. Радиус действия в таком случае не превышает 70 м.
  2. Возможность внедрения GPS- и GSM-модулей. Установив эти компоненты, пользователь сможет отправлять команды с неограниченного расстояния и с высокой точностью определять координаты транспортного средства.

Pandora DX-50S

Противоугонная система имеет возможность внедрения в цифровые шины автомобиля. В комплект входит брелок с жидкокристаллическим дисплеем. Сигнализация отличается наличием следующих функций:

  1. Автозапуск. Двигатель может заводиться с брелока или по заданным пользователем параметрам. Система анализирует текущее время, температуру в моторном отсеке и напряжение в бортовой сети.
  2. Блокировка двигателя. При несанкционированном проникновении в автомобиль мотор блокируется менее чем через минуту, поэтому злоумышленник не может покинуть место преступления.
  3. Бесключевой обход штатного блокировщика. Запуск двигателя осуществляется без использования штатных ключей. Обход выполняется с помощью программного обеспечения.
  4. Турботаймер. Функция используется для охлаждения корпуса турбины.
  5. Своевременная реакция на попытки угона и механические воздействия. Сигнализация предупреждает пользователя о краже колес, эвакуации и повреждении кузова автомобиля. Сообщения появляются на дисплее брелока.

Охранная система корректно работает при низких и высоких температурах, что позволяет использовать ее в регионах с любым климатом. Регулярно выпускается программное обеспечение, делающее сигнализацию совместимой с новыми моделями автомобилей. Обновление выполняют, подключая головное устройство к компьютеру.

Плюсы и минусы марки

Согласно отзывам владельцев, противоугонные комплексы Пандора обладают следующими преимуществами:

  • надежная связь, достигаемая использованием высокочастотного защищенного канала;
  • возможность управления с помощью телефона, позволяющая отказаться от ношения брелока;
  • применение встраиваемых в головное устройство шок-сенсоров, облегчающих установку системы;
  • компактные размеры и низкое энергопотребление процессорного блока;
  • возможность бесшумного включения охранной системы (снижает вероятность обнаружения головного устройства преступниками);
  • возможность скрытой установки;
  • возможность внедрения дополнительных устройств, используемых для управления мотором, стеклоподъемниками и замками;
  • качественная система технической поддержки;
  • возможность обновления программного обеспечения (позволяет подключать функции, которых раньше не было в меню сигнализации);
  • автоматическое определение числа привязанных брелоков (при включении зажигания светодиодный элемент мигает соответствующее количество раз).

Основным недостатком сигнализации Пандора является высокая цена. Стоимость некоторых моделей достигает 30 тыс. руб.

Установка и подключение

При установке Пандоры необходимо соблюдать рекомендации, содержащиеся в разработанной для простого пользователя инструкции по эксплуатации.

Карты монтажа

Согласно приложенным к инструкции картам монтажа, установка системы осуществляется с выполнением таких действий:

  1. Обесточивание бортовой сети. Для этого нужно ослабить клеммы аккумулятора гаечным ключом и снять их.
  2. Демонтаж приборной панели. Для снятия пластиковых накладок нужно вывинтить саморезы. Панель снимают после отсоединения кабелей.
  3. Установка головного устройства. Его размещают так, чтобы доступ к нему был только у водителя. Преступник не должен обнаружить основной блок сигнализации. Этот компонент системы устанавливают за приборной панелью или бардачком. Блок надежно фиксируют с помощью саморезов или пластиковых стяжек. Корпус можно обмотать поролоном или другим мягким материалом.
  4. Установка сервисной кнопки. Элемент размещают в скрытом от потенциальных преступников месте. Пользователь должен получать доступ к клавише, находясь в водительском кресле.
  5. Монтаж приемопередатчика. Устройство устанавливают в наиболее высоком месте. Это позволяет получать хорошее качество сигнала. Рядом с антенной не должны находиться металлические детали.
  6. Монтаж датчиков. Контроллер чувствительности устанавливают в центральной части кузова, например, на перегородке, отделяющей салон от моторного отсека. Согласно инструкции по установке, при размещении датчиков нельзя использовать резиновые или пластиковые прокладки. Это может стать причиной частых ложных срабатываний сигнализации.
  7. Установка концевых переключателей. Этими деталями снабжаются багажник и капот. Кабели протягивают в сторону головного устройства.

Схемы подключения

Согласно приложенной к руководству схеме подключения, все электрические цепи сигналки Пандора подключаются к CAN-шине, находящейся за приборной панелью. Силовые кабели должны быть оснащены предохранителями.

Как пользоваться

У сигнализации Pandora инструкция включает следующие рекомендации:

  1. Для активации охранных функций используется соответствующая кнопка брелока. При подаче команды пользователь должен находиться возле автомобиля.
  2. Чтобы включить защитный режим при активной опции Свободные руки, нужно обесточить зажигание и отойти от машины на расстояние 10 м. Когда сигнализация распознает отдаление метки, охранные функции активируются автоматически. Приближение к автомобилю способствует отключению защитного режима.
  3. При утере брелока и метки отключить систему можно, используя смартфон. Для этого совершают звонок на номер, обслуживающий GSM-модуль. После получения ответа вводят прописанную в инструкции команду.
Читайте также:  УАЗ 452 история, модификации, характеристика

Обратная связь

Данная функция позволяет управлять транспортным средством с помощью брелока. Настройка сигнализации Пандора может выполняться с помощью кнопок или курсорным методом. В последнем случае посредством прописанной в инструкции комбинации клавиш входят в меню. Курсор наводят на нужный значок (автозапуск, открытие багажника, прогрев салона). После изменения параметра ждут 15 секунд, по истечении которых система выходит из режима программирования.

Пользоваться GSM-модулем водитель сможет после занесения номера основного телефона в память. Для этого выполняют следующие действия:

  • включают сигнализацию и совершают звонок на номер, установленный в GSM-модуле;
  • после получения ответа систему снимают с охраны (это действие можно заменить кратковременным включением зажигания);
  • переводят телефон в режим тонального набора и вводят команду 1*1*;
  • вводят номер телефона, который будет использоваться для управления сигнализацией;
  • введенный номер подтверждают отправкой команды 1*.

Автозапуск

Для автоматического запуска двигателя с брелока нужно выполнить такие действия:

  • в течение 3 секунд удерживать 1 кнопку до появления 3 коротких сигналов;
  • дождаться сообщения о приеме команды головным блоком (охранный режим не отключается, однако снижается чувствительность шок-сенсора).

Мотор запускается, пользователь получает сообщение на брелок. За минуту до завершения работы двигателя значок вентилятора начнет мигать и будут возникать короткие звуковые сигналы. Продлить цикл можно, в течение 3 секунд удерживая 1 кнопку брелока. Настройка автозапуска по температуре выполняется следующим образом:

  • на пульте управления нажимают кнопку F (короткими нажатиями той же клавиши выбирают значок вентилятора);
  • использованием кнопки 2 входят в режим программирования автозапуска (для переключения между параметрами нажимают клавишу F, для изменения значений применяют 1 и 2 элементы управления);
  • выбранные настройки подтверждают, следуя появляющимся на экране подсказкам.

Иммобилайзер

Для отключения иммобилайзера нужно снять систему с охранного режима. Для ввода кода используют сервисную кнопку. Количество нажатий соответствует первой цифре пароля. Символы разделяют паузой, которая длится 2-3 секунды. Правильность ввода подтверждается световой индикацией. После этого 15 раз нажимают аварийную кнопку. Вышеуказанным способом вводят PIN-код, нанесенный на карту. Отключение иммобилайзера сопровождается серией световых вспышек.

Pandora Alarm Studio

– профессиональный инструмент для монтажа охранных комплексов на современный автомобиль

Настройка, обновление и диагностика

Pandora Alarm Studio — уникальное программное обеспечение для монтажа, апдейта и диагностики современных сигнализаций, охранно-телеметрических систем Pandora DXL и микросигнализаций серии Pandect X. С его помощью специалист получает возможность:

  • Определить стратегию установки системы на автомобиль еще до начала фактических работ;
  • Упростить процесс настройки и программирования сигнализации и сократить время, затрачиваемое на него;
  • Полностью исключить любые ошибки, связанные с настройкой.

Быстрое подключение, быстрая работа

Еще до монтажа системы на автомобиль вы можете начать с ней работать – достаточно miniUSB-кабеля и подключения к компьютеру.

Никаких проводов

Если сигнализация уже установлена, работа с ней — одно удовольствие. Для изменения настроек или обновления ПО не требуется не только демонтаж системы, но и наличие доступа к базовому блоку — вы по достоинству оцените возможности беспроводного интерфейса 2,4 ГГц.

Работа по радиоканалу феноменально удобна — используйте только сервисный ПИН-код для безопасного подключения к системе.

Pandora – это просто

Продуманный до мелочей пользовательский интерфейс Pandora Alarm Studio позволяет без труда найти в списке необходимую модель автомобиля и автоматически предлагает правильные настройки для цифровой шины.

Для рационального сокращения времени установщика интерфейс показывает изображение каждого поддерживаемого автомобиля.

Доступный функционал – весь перед вами

Информация о доступных по цифровой шине статусах и командах для конкретного автомобиля отображается максимально наглядно. Она актуальна не только для специалиста по установке, но и для менеджера, т.к. позволяет дать полную консультацию клиенту о подключаемых функциях при выборе того или иного комплекса.

Информация отображается графически и в виде таблицы статусов и команд. Разработанные для многих автомобилей информационные карты монтажа содержат полезные практические рекомендации по монтажу оборудования Pandora.

Настройка в 10 кликов

Для выставления всех необходимых параметров в программе предусмотрен специальный мастер настройки. В большинстве случаев в процессе конфигурации потребуется ответить всего на 10 вопросов; для более тонкой авторской настройки всегда остается возможность установки более 500 параметров.

Перейдя в режим расширенной настройки, вы в любой момент сможете внести индивидуальные изменения в соответствии с поставленной задачей.

Ранее выставленные настройки можно сохранить и использовать их впоследствии для автомобилей той же модели.

Никаких ошибок

Клиент должен получить машину с охранной системой, работающей на 100% корректно.

Для финальной проверки монтажа и настроек используйте Pandora Alarm Studio — конечно, для этого не нужны провода, т.к. используется радиоканал, благодаря программатору RMP-03.

Всего несколько минут, чтобы убедиться:

  • система контролирует все охранные зоны;
  • корректно работает с бесконтактными 2,4 ГГц-метками иммобилайзера;
  • автозапуск полностью работоспособен;
  • уровень чувствительности всех присутствующих в системе датчиков выставлен верно.

Совместимость с сигнализациями

Программа Pandora Alarm Studio совместима со всеми автосигнализациями Pandora, а для систем Pandora DXL 5000 New, платформы 39xx, Pandext X, а также ожидаемой линейкой Pro доступно управление по радиоканалу, без подключения проводов

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector