Зачем нужен и как устроен механический спидометр для велосипеда

Как выбрать велокомпьютер, устанавливаем и настраиваем спидометр для велосипеда

Как выбрать велокомпьютер

Велокомпьютер – электронное устройство, которое позволяет получать информацию параметров движения при езде на велосипеде, которая отображается на дисплее. Комплектация – велокомпьютер, крепежная площадка под компьютер, геркон и магнит на спицы, различные подкладки, стяжки.

  • Краткое содержание статьи:
  • Нужен ли вам спидометр для велосипеда?
  • Установка велокомпьютера на велосипед и его предварительная настройка
  • Виды велокомпьютеров и разные типы их крепления на велосипед
  • Основные параметры велокомпьютеров
  • Основные требования, которым должен соответствовать велосипедный компьютер
  • Видео, установка велокомпьютера сигма на велосипед
  • Если вам нужен компьютер для велосипеда среднего уровня и недорогой, советуем обратить внимание на велокомпьютер cateye velo 5, смотрите о нем подробнее здесь.

Нужен ли вам велокомпьютер?

Спидометр для велосипеда необходим прежде всего для измерения скорости велосипеда. Однако современные компьютеры для велосипеда обладают еще большим набором функций, о которых мы поговорим ниже. Они позволят вам тренироваться более эффективно.

Получая все исходные данные от велокомпьютера, вы сможете точно знать изменения, которые происходят в вашем теле. Благодаря этому у вас появится возможность планомерно повышать нагрузки на мышцы и контролировать процесс роста более эффективно. Это позволит вам стать лучшим быстрее. Поэтому, если вы стремитесь стать еще быстрее и сильнее, то этот гаджет вам придется купить.

Если вы просто любите кататься, если вы не стремитесь устанавливать для себя новые рекорды скорости, то думаю компьютер будет для вас лишним. Многие велосипедисты, приобретая данный аксессуар, со временем напрочь забывают про него. Бывает еще так, что неправильная его установка и эксплуатация приводят к тому, что он быстро выходит из строя. Менять на новый не возникает желания и компьютер мертвым грузом зависает на руле, не имея никакой функциональной нагрузки. Поэтому перед покупкой точно решите для себя, так ли это действительно вам необходимо.

Если вы твердо настроились приобрести данный велодевайс, то идем дальше, где я расскажу о том, как установить и как настроить ваш бортовой компьютер на велосипеде.

Установка велокомпьютера на велосипед и его предварительная настройка

Давайте разберем по пунктам, как установить велокомпьютер на ваш велосипед:

  1. Установить крепежную подставку на руль/вынос и закрепить в ней велокомпьютер;
  2. Закрепить геркон на штанине вилки с помощью стяжек;
  3. Установить магнит на спицу. Затягивать нужно крепко, чтоб при движении он не сползал. Расстояние между магнитом и герконом не должно превышать 2-3 мм.
  4. Проверить надежность крепления всех вышеуказанных составляющих, убедиться в работе велокомпьютера.

Перед эксплуатацией необходима предварительная настройка велокомпьютера. Для этого надо ввести в него такие данные, как диаметр колеса и его окружность. Окружность колеса указана в инструкции для велокомпьютера.

Окружность колеса для большей точности можно измерить и самому путем одного оборота переднего колеса и ввести данное значение в велокомпьютер. Как это сделать удобнее всего, думаю, не стоит объяснять — просто ставим велосипед «на рога» для удобства (вверх колесами) и делаем необходимый замер.

Виды велокомпьютеров и разные типы их крепления на велосипед

  1. Проводные – на спице переднего колеса устанавливается магнит, на штаны вилки крепится геркон, который связан с велокомпьютером проводом. При вращении колеса геркон реагирует на магнит, и нужная информация передается на дисплей. Расчет производится на основе специальных формул, которые внесены в велокомпьютер, и позволяет с точностью получать необходимые данные. Элементов питания для проводных велокомпьютеров хватает, как минимум, на год бесперебойной работы.

Типы креплений велокомпьютера:

  1. На руле;
  2. На выносе руля;
  3. Универсальное крепление – может крепится как на руле, так и на выносе, что дает возможность экономить место на руле для других велоаксессуаров.

Основные параметры велокомпьютеров

В зависимости от стоимости, велокомпьютеры могут обладать различным набором функций. Самые дешевые имеют несколько главных функций – дистанция, скорость, средняя скорость, часы, время в пути и прочее. Чем дороже велокомпьютер, тем большим количеством функций он обладает. Велокомпьютеры имеют достаточно широкий диапазон информационных функций, рассмотрим их детально:

  • Общий пробег — общее пройденное расстояние за все время эксплуатации велокомпьютера;
  • Текущая скорость (SPD) – измеряет скорость при езде на велосипеде;
  • Дистанция (DSТ) – пройденное расстояние после обнуления;
  • Часы – текущее время (формат 12ч/24ч);
  • Время движения (RT) –время движения после обнуления (время остановок не учитывается);
  • Средняя скорость (AS) – рассчитывается, как деление показателя DS на RT;
  • Максимальная скорость (MАХ) — максимальной скорость, которая была зафиксированная велокомпьютером ;
  • Общее время движения (TRT) – время движения за все время эксплуатации велокомпьютера;
  • Одометр (ODO) – суммарный пробег;
  • Каденс — частоты вращения педалей;
  • Пульсометр – измерение пульса при езде;
  • Scan — режим автоматического сканирования дисплея, который позволяет поочередно показывать основные показатели чередуя через определенный промежуток времени (обычно несколько секунд);
  • Регулятор скорости – сравнение текущей и средней скорости;
  • Термометр — температура воздуха;
  • Подсветка – актуальна в ночное время суток;
  • Сравнение средней и текущей скорости;
  • Потраченные калории за выезд;
  • Автоматический старт/стоп считывания информации;
  • Альтиметр — высота над уровнем моря;
  • Используемая передача;
  • Индикатор заряда батареи.

Расчет большинства параметров производится велокомпьютером с помощью формул за счет количества оборотов колеса и времени, за которое они совершаются.

Основные требования, которым должен соответствовать велокомпьютер

  • Большой и читабельный дисплей;
  • Хорошая влагозащищенность, что даст возможность не выйти из строя после дождя, снега;
  • Устойчивость к погодным условиям (попадание прямых солнечных лучей, низкие температуры);
  • Устойчивость к вибрациям, ударам, так как во время преодоления сложных участков велокомпьютер может быть подвержен таким влияниям;
  • Надежностью крепления всех составляющих.

Наиболее крупные мировые производители велокомпьютеров — BBB, Cateye, Sigma Sport, VDO.

В завершении хотелось бы сказать, что велокомпьютер является неотъемлемым аксессуаром любого велосипедиста будь он профессионалом или же начинающим. Дает возможность измерять различные функции при езде на велосипеде и следить за ними на протяжении определенного отрезка времени.

  • Если вам нужен велокомпьютер с подсветкой достаточно высокого уровня и надежный вы можете присмотреться к sigma велокомпьютеру
  • Обзор держателей для велосипеда на руль, на раму или подседельный штырь – для телефонов, навигаторов, фонариков, других гаджетов, а также для бутылок, фляг и ремкоплектов.
  • Что выбрать смартфон или gps для велосипеда? Узнать.

Посмотрите видео про установку на велосипед сигма велокомпьютера. Возможно вам понравится эта модель и вы захотите купить ее себе на велосипед.

Видео, установка велокомпьютера сигма на велосипед

Что такое велосипедный спидометр, виды, механическое, электронное и беспроводное устройство, как выбирать и устанавливать

Скорость езды на велосипеде интересует не только профессиональных спортсменов, но и многочисленных любителей этого средства передвижения (кстати, самого экологически безопасного). Обычно на заводе-изготовителе байк не оборудуют измерителем скорости. Однако установить спидометр на велосипед можно самостоятельно, потому что для этого не требуется особых технических навыков. Тем более что стоимость такого устройства невысока и выбор достаточно разнообразен.

Читайте также:  Как открутить болт с сорванными гранями практичные советы

Зачем нужен спидометр на велосипед?

Механический спидометр для велосипеда — это специальный измерительный прибор. Он предназначен для измерения скорости движения, а также пройденного пути.

Современные велокомпьютеры имеют большой набор функций. Они предназначены для определения разных параметров и показаний.

Назначение спидометра

Современный велоспидометр является неким компактными многофункциональным устройством, предназначенным для получения данных о скорости велосипеда, а также по совместительству имеющий ряд других функций.

Ныне существуют три разновидности велоспидометров: механический, электронный беспроводной и проводной, велокомпьютер. Один из самых устаревших видов – механический, поэтому он имеет наиболее простую конструкцию и наименьший функционал.

Несколько основных параметров, которые отображают современные виды спидометров:

  • Скорость движения велосипеда;
  • Максимальное значение скорости;
  • Общий пройденный километраж велосипеда;
  • Замер километража текущего заезда;
  • Текущее время.

Остальные характеристики могут варьироваться в зависимости от разновидности велоспидометра и ценового диапазона устройства. Но выше перечисленных параметров для любителя прокатиться на велобайке будет более, чем достаточно.

Разновидности спидометров для велосипеда

Различают две основных разновидности приспособлений для измерения скорости велосипеда: механические и электронные (проводные и беспроводные). Первые наименее функциональны, в основном показывают только скорость движения и пробег. Вторые представляют собой миникомпьютеры с возможностью отображения на жидкокристаллическом дисплее самых различных показаний (от текущего времени до максимальной скорости движения за период поездки). Выбор того или иного устройства зависит как от личных предпочтений, так и от финансовых возможностей.

Виды спидометров для велосипеда, конструкция, плюсы и минусы

Виды спидометров:

  • Беспроводной.
  • Электронный.
  • Механический.

Каждый имеет свои преимущества и недостатки.

Механический спидометр

Механические спидометры уже давно не пользуются былой популярностью. Им на смену пришли электронные велокомпьютеры. Тем не менее некоторым велосипедистам нравятся винтажные модели.

Сначала детально рассмотрим конструкцию.

Устройство состоит из таких конструктивных элементов:

  • корпус;
  • тросик;
  • приводное колесико.

Чаще всего такие устройства устанавливают на шоссейные велосипеды. Устанавливать приборы на горные велосипеды не рекомендуется, потому что при попадании грязи, пыли или песка устройство быстро выходит из строя.

Главное — правильно установить механический спидометр. Покрышка должна контактировать с приводным колесиком. Для этого необходимо правильно его установить. Должен быть чистый контакт. При этом нельзя придавливать приводное колесико к резине. Вследствие чего может уменьшаться скорость движения.

Трос необходимо правильно натянуть. При этом нельзя закручивать трос.

К недостаткам относятся:

  • Если на велосипеде установлены деформированные колёса, тогда устройство работать не будет.
  • Нельзя сохранять информацию.
  • Неправильная установка прибора приводит к постоянному притормаживанию.
  • Нельзя пользоваться на проселочных дорогах. Потому что при попадании грязи устройство выйдет из строя.
  • Прибор нужно периодически смазывать.

К преимуществам относятся:

  • Надежность и доступность.
  • Стоимость.
  • Работает без батареек.

Электронная модель

Электронный спидометр — это специальный измерительный прибор.

Он предназначен для разных целей:

  • текущее время;
  • время в пути;
  • пробег;
  • скорость;
  • максимальная и средняя скорость;
  • давление и т. д.

Рассмотрим конструкцию. Электронный спидометр состоит из таких основных компонентов:

  1. Основной блок. Это специальный прибор. Как правило, он устанавливается на руль. Батарейки используются в качестве источника питания.
  2. Способы соединения. Обязательным условием является регулярная замена аккумулятора.
  3. Датчик каденса. Магнит устанавливается на шатун. А на раму монтируется датчик скорости.
  4. Датчик колеса. Этот датчик устанавливается на вилку.

Велокомпьютеры делятся на базовые и продвинутые модели. Они отличаются между собой по количеству функций.

К преимуществам относятся:

  • Демократичная стоимость.
  • Отлично подходят для новичков.

К недостаткам относятся:

  • Небольшое количество функций.
  • Провода подвержены износу.
  • Такое устройство работает только в закрепленном положении.

Принцип работы устройство весьма прост. Прибор подсчитывает сигналы от разных датчиков за определенный промежуток времени.

Рассмотрим подробнее самые популярные функции электронного спидометра:

  1. Только самые дорогие модели оснащены такой опцией. Такая функция позволяет быстро определять местоположение.
  2. Пульсометр. В комплект поставки входит специальный датчик, который измеряет пульс. Такая функция поможет предотвратить перетренированность.
  3. Альтиметр. Такая функция будет актуальна при горных походах.
  4. Каденс. Каденс позволяет определять уровень нагрузки.
  5. Два велосипеда. Можно пользоваться прибором на двух велосипедах.
  6. Термометр. На экране отображается уровень влажности и температура.
  7. Секундомер.
  8. Часы.
  9. Одометр. На экране устройства отображается общий километраж.
  10. Максимальная скорость.
  11. Средняя скорость.
  12. Текущая скорость.

Беспроводной велокомпьютер

Беспроводной велокомпьютер — это современная система контроля. Главным отличием беспроводного велокомпьютера от проводного является способ соединения. Сигнал передается через специальный радиоканал. Батарейки используются в качестве элементов питания.

Беспроводные велокомпьютеры пользуются большой популярностью среди экстремалов и путешественников.

Рассмотрим самые популярные функции:

  1. Скорость (максимальная, средняя и текущая).
  2. Часы и секундомер.
  3. Влагозащита.
  4. Синхронизация с ПК.
  5. Альтиметр и каденс.
  6. Подсветка.
  7. Пульсометр.
  8. Расчёт времени круга.

К преимуществам относятся:

  • Высокие показатели прочности. Используется надежное крепление, поэтому повредить устройство достаточно сложно.
  • Информация сохраняется в памяти.
  • Устройство подходит как для новичков, так и профессиональных спортсменов.
  • Большое количество функций.
  • Устройство не нужно смазывать.
  • При необходимости устройство можно снять с крепления.
  • Передача информации осуществляется без проводов.

К недостаткам относятся:

  • Некоторые модели не имеют подсветку.
  • Только в дорогих моделях есть GPS.
  • Высокая стоимость.
  • Регулярно нужно менять батарейки.
  • Богатый комплект поставки включает в себя всё необходимое.
  • К каждому датчику нужно устанавливать элементы питания.

Как закрепить спидометр на велосипеде?

Установка велокомпьютера состоит из нескольких этапов:

1. Первый этап — установка крепежной площадки.

Крепежная площадка — это специальная панель, которая имеет два контакта. Одним из главных конструктивных элементов является замок. Замок используется для закрепления прибора.

Крепежную площадку можно устанавливать в разных точках:

  1. На крае грипсы. В этом месте любят устанавливать крепежную площадку фанаты гаджетов. Такое размещение имеет большое количество преимуществ. Велосипедист может легко управлять гаджетом.
  2. Установка крепежной площадки на центральной части велосипедного руля. Такое положение подойдет для большинства велосипедистов. Устройство находится в безопасности.
  3. На выносе велосипедного руля. Отличное место для больших спидометров.
  4. Крепежная площадка крепится при помощи жгутов. При этом жгуты нужно сильно затянуть. После этого, нужно усилить жгуты при помощи подложки.

2. Второй этап — установка магнита и датчика. Датчики и магниты нужно устанавливать на расстоянии 8–11 см. от оси колеса. Работу нужно выполнять осторожно.

Сенсор устанавливается при помощи жгутиков. При этом геркон должен быть перпендикулярен оси магнита.

После этого, на спице устанавливается магнит. При этом расстояние между магнитом и герконом не должно превышать 2 мм. Магнит обязательно нужно затягивать.

Читайте также:  Регулятор мощности схема универсального регулятора на симисторе для паяльника своими руками и их вид

3. Третий этап — размещение провода.

Это самый сложный и длительный этап установки. Прокладывать провод можно двумя способами:

  • По тросику тормоза. Провод монтируется на простую изоленту.
  • По рулевой колонке. Провод монтируется на жгутики. После этого, в зоне рамы нужно сделать напуск.

Установка механического спидометра

Как установить спидометр на велосипед? Алгоритм установки:

  • Ослабляем гайки крепления переднего колеса и снимаем его.
  • Полностью откручиваем правую крепежную гайку.
  • Крепим привод спидометра на ось так, чтобы его внутренняя металлическая втулка вращалась вместе с колесом.
  • Устанавливаем колесо на место (адаптер для подключения тросика на приводе должен быть направлен вверх).
  • С помощью кронштейна крепим стрелочный прибор на руле.
  • Соединяем привод спидометра и указатель скорости с помощью троса (он входит в комплект поставки).
  • Делаем несколько оборотов колеса.
  • Закрепляем тросик с помощью пластиковых хомутов на передней вилке и руле.

Важно! Значительные изгибы тросика недопустимы.

Отзывы велосипедистов

В прошлом году купил механический спидометр с одометром для велосипеда. Устанавливал несколько минут. В комплект входит тросик и специальный набор. Отличный выбор для любителей классики.

Владислав

Продавец посоветовал беспроводной велокомпьютер. Мне он очень понравился. И я решила купить. Пользуюсь уже 2 месяца. Всё нравится. Есть даже пульсометр GPS.

Ксения

Не так давно купила электронный велокомпьютер. Через несколько дней использования оборвался провод. Поэтому прибор пришлось выкинуть.

Карина

Пользуюсь велокомпьютерами уже много лет. Перепробовал много моделей. Очень понравился KELLYS Track 30. Отличная модель по доступной цене.

Константин

Мне всегда нравились механические спидометры. Они крепкие и надежные. Могут работать в разных условиях. Я использую механический спидометр на шоссейном велосипеде. Меня всё устраивает.

Олег

Существует несколько разновидностей спидометров: механический, беспроводной, электронный. Механический спидометр для велосипеда является незаменимым аксессуаром, который можно закрепить на велосипеде своими руками.

Установка электронного спидометра

Как поставить спидометр на велосипед? Установить электронное приспособление гораздо проще, чем механическое:

  • На передней вилке фиксируем считывающий элемент.
  • Напротив него на спицу устанавливаем маленький магнит, так чтобы при вращении колеса зазор между ним и датчиком составлял рекомендованное производителем расстояние (обычно от 3 до 10 мм).
  • Панель крепления цифрового прибора устанавливаем на руле в наиболее удобном для обзора месте.
  • Провод, соединяющий датчик и указатель скорости, закрепляем хомутами так, чтобы он не мешал движению, тормозным колодкам и повороту руля.
  • Устанавливаем цифровой прибор на крепежную платформу и приступаем к настройке.

Настройка велосипедного электронного цифрового спидометра

Как настроить спидометр на велосипеде? Довольно просто, если подойти к этому процессу с должной аккуратностью. Прежде всего, извлекаем элемент питания (если он установлен производителем). Это делаем для того, чтобы вернуть все заводские настройки в исходное положение.

Затем измеряем длину окружности переднего колеса. Сделать это можно двумя способами:

  • Переворачиваем велосипед колесами вверх. Прикладываем гибкую рулетку вокруг шины. Записываем или запоминаем полученные измерения (обязательно в миллиметрах).
  • Устанавливаем велосипед в вертикальное положение. Длинной линейкой измеряем диаметр переднего колеса (D). По формуле (всем хорошо знакомой со школьной скамьи) L=πD вычисляем длину окружности.

С помощью кнопок, установленных на корпусе прибора, вводим полученное значение. Теперь показания скорости будут точно соответствовать конкретному велосипеду. Небольшой погрешностью (которая появляется в результате продавливания шины под весом велосипедиста) можно пренебречь.

Далее, используя кнопку переключения режимов работы, устанавливаем точное время и пробег велосипеда (если он известен). После каждой поездки с помощью такого спидометра на велосипеде можно узнать: время начала и конца поездки, пробег, среднюю и максимальную скорости движения. Перед следующей поездкой показания обнуляем.

Беспроводной велоспидометр

Беспроводной спидометр на велосипеде (иногда их еще называют велокомпьютерами) отличается от обычного электронного приспособления тем, что нет необходимости соединять считывающий датчик с основным прибором проводами. Показания передаются с помощью радиосигнала.

За счет этого значительно упрощается установка устройства. Достаточно только закрепить:

  • датчик на вилке переднего колеса;
  • магнит на спице;
  • сам прибор (в зависимости от размеров и конструкции) на руле или запястье.

Питающие элементы устанавливают и в датчик, и в основной прибор. Стоимость таких приспособлений дороже (в сравнении с цифровыми проводными моделями).

Как установить спидометр на велосипед? Инструкция на News4Auto.ru

Наша жизнь состоит из будничных мелочей, которые так или иначе влияют на наше самочувствие, настроение и продуктивность. Не выспался — болит голова; выпил кофе, чтобы поправить ситуацию и взбодриться — стал раздражительным. Предусмотреть всё очень хочется, но никак не получается. Да ещё и вокруг все, как заведённые, дают советы: глютен в хлебе — не подходи, убьёт; шоколадка в кармане — прямой путь к выпадению зубов. Мы собираем самые популярные вопросов о здоровье, питании, заболеваниях и даем на них ответы, которые позволят чуть лучше понимать, что полезно для здоровья.

Цифровой спидометр для велосипеда

Для велосипедиста в процессе движения важно знать скорость велосипеда и пройденный путь. Определение длины велопробега довольно просто решается с помощью механического прибора, серийно выпускаемого промыш­ленностью и устанавливаемого на одну из вилок колеса. Механический указатель скорости велосипеда не получил широкого применения.

Общий принцип работы

цифрового велоспидометра заключается в следующем. Светодиод типа АЛ107Б в инфракрасной области непрерывно генерирует световые импульсы, которые принимаются фотодиодом ФД-9 и далее усиливаются операционным усилителем К140УД1А. Светодиод и фотодиод устанавливаются на вилке одного из колес велосипедиста друг против друга между спи­цами на расстоянии 1…2 см. Когда спица закрывает световое излучение, то на фотодиоде и выходе опера­ционного усилителя на время пролета спицы устанав­ливается уровень логического 0. Специальная триггерная схема непрерывно анализирует состояние между входом и выходом оптопары и при исчезновении импуль­сов с фотодиода формирует сигнал, соответствующий времени пролета спицы между светодиодом и фото­диодом. Далее генерируется определенный интервал времени, в течение которого суммируются все спицы, зафиксированные оптопарой. Полученная сумма и даст скорость велосипеда, так как количество промелькнув­ших спиц линейно возрастает со скоростью велосипеда. Изменением длины интервала суммирования (счета) добиваются необходимой калибровки прибора.

Принципиальная схема и временные диаграммы ра­боты цифрового велоспидометра приведены соответ­ственно на рис. 1 и 2.

На микросхемах DD1.1 и DD1.2 собран генератор импульсов с периодом следования около 20 мкс. После­довательность этих сигналов усиливает и одновре­менно инвертирует транзистор VT1, в коллекторной нагрузке которого включен светодиод VD1 типа АЛ107Б. Импульсы светового излучения на длине волны около 1 мкм принимает фотодиод V D2 типа ФД-9, включенный между входами операционного усилителя DA1. Соотно­шением резисторов R4 и R5 устанавливают необходи­мую чувствительность фотоприемной схемы. Tранзистор VT2 согласует выход усилителя DA1 с требуемым вход­ным потенциалом КМОП микросхем. Конденсатор C2 не пропускает постоянную составляющую на базу тран­зистора VT2. Tриггеры DD3.1 и DD3.2 непрерывно следят за состоянием между входом и выходом оптопары. В исходном состоянии, когда спица не закрывает све­товое излучение, триггер DD3.1 по S-входу устанавли­вается в единичное состояние, а триггер DD3.2 по R-входу — в нулевое. Tриггер DD5.1 делит частоту с генера­тора на микросхемах DD1.1 и DD1.2 на два. Как только спица велосипеда закрывает световое излучение, импуль­сы с выхода триггера DD5.1 по синхровходу С сбрасы­вают в нуль триггер DD3.1. Если через два последующих такта не приходит сигнал с фотодиода, то триггер DD3.2 устанавливается в единицу, тем самым формируя фронт + 1 для суммирования количества спиц. Одновременно по входу R блокируется в нуль триггер DD5.1, запрещая прохождение сигналов со входа оптопары. В таком со­стоянии схема находится несколько секунд, пока спица закрывает световой поток. Длительность времени пролета спицы определяется скоростью велосипеда и толщиной спицы. Когда открывается световой поток, срабатывает фотодиод VD1, и все триггеры по входам R и S уста­навливаются в исходное состояние. Tриггер DD5.1 необ­ходим для ликвидации «дребезга» схемы при входе спицы в полосу светового излучения. Микросхемы DD1.5 и DD1.6 совместно с конденсатором СЗ и резисторами R8 и R9 образуют генератор импульсов, во время действия которых суммируется количество спиц за определенный промежуток времени (tсч= 100-200 мс). Резистором R8 плавно регулируется длительность интервала счета.

Читайте также:  Замена генератора и ремня на Ниве Шевроле - с фото и видео

Следует отметить, что у различных типов велосипеда интервал счета также различен. Он определяется в зави­симости от радиуса колес, количества спиц и других параметров. Поэтому величина tсч, для каждого велоси­педа устанавливается экспериментально. Cхема вело­спидометра непрерывно определяет скорость велосипеда с периодом 8tсч (от 1 до 1,5 с), в результате чего можно оперативно следить за изменением скорости на опреде­ленных участках пути: с горы, при ускорении или тор­можении. Причем на время t индикаторы погашены, а на время tинд = 7tсч индицируется сумма количества спиц, которая и определит скорость велосипеда в еди­ницах измерения км/ч за данный промежуток времени.

Погрешность измерения зависит от стабильности ин­тервала (и при изменении уровня питающего напря­жения и температуры окружающей среды и не превы­шает 3…5%.

Схема счета и индикации работает следующим об­разом.

Tактовые сигналы с генератора на микросхемах DD1.5 и DD1.б поступают на триггеры DD4.1 и DD4.2, которые делят исходную частоту на четыре. При по­ступлении с выхода микросхемы DD4.2 фронта восьмого импульса цепочка микросхем DD1.3, DD2.3 и DD2.4 формирует короткий сигнал для сброса в нуль по уста­новочным R-входам триггера DD5.2 и цифровых инди­каторов DD6 и DD7. Сигнал логического 0 с инверсного выхода микросхемы DD5.2 гасит индикацию по входу Г DD6 на время tсч. Одновременно импульс логической 1 с прямого выхода микросхемы DD5.2 разрешает на время гсч проход сигналов суммирования +1 с микро­схемы DD2.2.

В состав индикатора DD7 входит внутренний деся­тичный счетчик, который суммирует эти сигналы. При по­ступлении на счетчик DD7 десятого импульса на выхо­де Р формируется сигнал переноса, который поступает на индикатор DD6. Первым последующим тактом с ге­нератора триггер DD5.2 переходит в нулевое состояние, в результате чего запрещается счет импульсов и высвечивается сумма количества спиц на время 7tсч. Далее цикл повторяется вновь. Резисторы R11 и R12 умень­шают яркость свечения индикаторов, сокращая потреб­ляемую мощность от источника питания. Велоспидометр включается в работу кнопкой SB1. В первый такт изме­рения (около 1 с) за счет переходных процессов воз­можно неверное определение скорости велосипеда, после чего каждую секунду высвечивается точное значение скорости до выключения питания.

Наладку спидометра

начинают с проверки осцилло­графом работы генератора на микросхемах DD1.1 и DD1.2. на коллекторе транзистора VT1 должна быть по­следовательность импульсов с периодом следования около 20 мкс. Далее размещают светодиод и фотодиод друг против друга на расстоянии 1…2 см и проверяют наличие импульсов на выходе операционного усилителя DA1. Резисторами R4 и R5 устанавливают такую чув­ствительность фотоприемной схемы, при которой еще со­храняются сигналы на коллекторе транзистора VT2 при увеличении расстояния между светодиодом и фотодиодом до 4…5 см. Проверяют исходное состояние триг­геров DD5.1, DD3.1 и DD3.2 согласно временным диа­граммам рис. 2. Затем налаживают схему индикации и счета. Длительность импульсов на выводе 13 микро­схемы DD5.2 должна плавно регулироваться резисто­ром R8 в пределах от 100 до 200 мс. Подается напря­жение +9 В на входы Г индикаторов DD6 и DD7 и на вывод 5 микросхемы DD2.2, а входы R индикаторов DD6 и DD7 заземляют. Если между светодиодом и фото­диодом поместить предмет толщиной со спицу велоси­педа, то на индикаторах должна прибавиться единица. После этого следует восстановить схему согласно рис. 1. Калибровку схемы производят в процессе движения резистором R8.

О заменах деталей.

Вместо фотодиода ФД-9 можно использовать фотодиоды ФД-10, ФД-5, ФД26К, ФД27К, ФД265А, но тогда уменьшится чувствительность схемы, которую можно увеличить изменением резисто­ров R4 и R5. Возможно использование светодиодов АЛ107А, АЛ107Б, АЛ115А, АЛ115Б, АЛ118А, АЛ118Б, а также операционных усилителей К140УД1Б. Микро­схемы серии К564 можно заменить серией К561, которая более критична к уровню питающего напряжения и исполнена в другом пластмассовом корпусе. Подстроечный резистор R8 типа СП3- 16а, однако лучше приме­нять резисторы с фиксатором ручки потенциометра, так как в процессе езды возможны толчки и смешение движка резистора. Тип разъемов XI—Х5 можно выбрать по своему усмотрению, но для обеспечения надежности лучше использовать разъемы с резьбовым соединением.

Конструкция и установка схемы.

Вид печатной платы велоспидометра представлен на рис. 3 и 4. Она изго­товлена из двустороннего стеклотекстолита и установ­лена вместе с источником питания GB1 в специальный герметичный корпус с разъемами XI—Х5.

На рис. 5 показана плата индикаторов, которая крепится либо на торцевой части коробки, либо на руле велосипеда и соединяется с основной схемой гибкими проводниками. Возможные варианты установки рабочих элементов схемы на велосипеде представлены на рис. 6 и 7.

В первом ва­рианте корпус со схемой, индикаторами, источником питания крепится под рулем велосипеда. Светодиод и фотодиод устанавливаются на передней вилке, а кнопка В1 — на руле. Во втором варианте оптопара крепится на заднем колесе, схема с источником питания — под сиденьем, а индикаторы с кнопкой — на руле. Можно положить корпус со схемой просто в кобуру для ключей. Тип крепления элементов к раме каждый радиолюбитель может выбрать по своему усмотрению в зависимости от размеров, конструкции вилок и типа велосипеда.

С.Гудов. В помощь радиолюбителю №107, 1990г.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector